Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТИПЫ РЫНКОВ И ИХ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ



Тип рынка Количество субъектов рынка Однородность продукции Заменяе-мость товаров Взаимоза-меняемость субъектов рынка Вход-выход на рынок Доли субъектов на рынке
продавцов покупателей
Совершенная конкуренция Много Много Однородная Полная Нет Свободный Равные и небольшие
Монополистическая конкуренция Ограни-ченное Много Дифференцированная Высокая степень Незначительная Ограниченный Доминирующее предприятие и предприятия-аутсайдеры с малыми долями на рынке
Олигополия Несколько Много Однородная либо дифференцированная Высокая степень Значительная Ограниченный Крупные, примерно равные
Монополия Один Много Однородная Нет Нет Блокирован 100%
Монопсония Много Один Незначительно дифференци-рованная либо однородная Незначительная Нет Блокирован 100%

властью и продаёт (покупает) продукцию по сложившейся на рынке и не зависящей от него цене.

Монополия — такая форма организации рынка, когда существует единственный продавец определенного товара. Предложению предприятия, занимающего монопольное положение, противостоит на рынке совокупный спрос всех покупателей товара в пределах географических и товарных границ соответствующего рынка (мировых, национальных, региональных). Если в условиях свободной конкуренции любой продавец мог продать определенное количество товара по не зависящей от него рыночной цене, то монопольное предприятие регулирует как объем продаваемой продукции, так и ее цену. Обладая абсолютной рыночной властью, оно может варьировать объем выпускаемой им продукции, ее цену, качество и другие существенные условия оборота.

Предприятие может выпускать как один вид продукции, так и много её видов, но в любом случае оно будет считаться занимающим монопольное положение только по тому виду товарной продукции, у которого полностью отсутствуют производители-конкуренты.

Одна из причин появления и существования монополии состоит в соотношении между размерами рынка (предъявляемым спросом) и количеством предприятий, которые способны производить однородную продукцию для его удовлетворения, - одно или несколько. Другими причинами существования монополии могут быть природные (единственный источник сырья), технологические (эксплуатация изобретения без передачи прав на его использование), административные и пр.

Монополия возможна лишь тогда, когда вход на рынок другим предприятиям представляется невыгодным или невозможным. Если на рынок входят другие предприятия, то монополия исчезает. Следовательно, наличие барьеров вступления на рынок является обязательным условием возникновения и существования монополии.

Природе монополий присуще стремление использовать свою рыночную власть в ущерб потребителям и потенциальным конкурентам. Следовательно, только уменьшая число рынков с монопольной структурой и сокращая число предприятий с монопольным положением, можно ослабить до разумных пределов их негативные воздействия на рынки. В случае обратной ситуации, когда не продавец, а покупатель занимает монопольное положение и ему противостоит множество продавцов, имеет место монопсония, но и тогда основные характеристики рынка повторяют черты монопольного типа.

Олигополия — это такая организация рынка, когда на нем представлено небольшое число сравнительно крупных предприятий-продавцов однородной либо незначительно различающейся продукции. Немногочисленным продавцам на этом рынке противостоит значительное количество покупателей.

Отличительная черта олигополии — большое разнообразие в поведении продавцов: от острого соперничества до сговора. Предприятие, действующее на олигопольном рынке, вынуждено считаться с тем, что выбранное им соотношение между ценой и количеством продукции, которое оно может по этой цене продать, зависит от поведения его конкурентов, а их стратегия является следствием принятого им решения.

Несмотря на обладание некоторой рыночной властью, олигопольное предприятие не может устанавливать цену так же просто, как монопольное. Поведение участников олигопольного рынка можно сравнить с игрой в шахматы, где за каждым ходом одного игрока следует ответный ход соперника, так что исход игры в конечном счете не известен.

Поскольку реакция конкурирующих субъектов рынка на поведение друг друга может быть различной, универсальной, динамически устойчивой модели олигопольного рынка не существует, что ведет к неоднозначности его основных характеристик: продукция этого рынка может быть однородной (стандартизованной) и относительно дифференцированной, возможность входа на рынок может варьироваться от почти свободной до жестко ограниченной.

Монополистическая конкуренция. Название и модель данного типа рынка возникли после выхода в 1927 г. одноименной книги Э.Чемберлина. Однако со временем сам автор, рассматривавший олигополию и монополистическую конкуренцию как два разных типа рынка, пришел к выводу, что все типы рынков, находящиеся между совершенной конкуренцией и монополией, содержат элементы того и другого, и потому могут быть объединены в широкий класс рынков монополистической конкуренции.

Основной чертой рынка монополистической конкуренции является дифференциация продукции. Субъекты рынка, как и при совершенной конкуренции, многочисленны, где каждый из них занимает на рынке незначительную долю, однако они обладают некоторой рыночной властью благодаря дифференциации продукции и сегментированию соответствующего товарного рынка.

Монополистическую конкуренцию сближают с совершенной такие черты, как множество продавцов и покупателей, значительная свобода входа на рынок, а отличает неоднородность, дифференцированность продукции. Эта неоднородность столь же сильна, как и однородность при совершенной конкуренции. Продукция характеризуется широким ассортиментом товаров, характером дизайна, качеством упаковки. Все это многообразие различается в итоге товарными знаками.

В отличие от олигополистического рынка, предприятия на рынке монополистической конкуренции не являются взаимозависимыми, если их доли на рынке сравнимы по размеру. Их поведение на рынке ближе к поведению совершенно конкурентных предприятий, чем к поведению олигопольного типа. Персонифицированность продукции дает право предприятиям на таких рынках использовать определенную степень рыночной власти при назначении цен.

Существует и другая модель монополистической конкуренции, когда на рынке присутствуют одно-два предприятия, занимающих доминирующее положение, и значительное количество небольших по рыночной доле предприятий — аутсайдеров. В этом случае для системы отношений «доминирующее предприятие — аутсайдеры» будет характерна модель, приближающаяся к монопольному рынку, а для конкуренции аутсайдеров между собой — модель совершенной конкуренции либо первый вид монополистической конкуренции. Последнее в значительной степени зависит от характера продукции — степени ее стандартизованности или, напротив, возможности.

Спрос на товары предприятия на рынке монополистической конкуренции такого вида не является абсолютно эластичным, поскольку приверженные марке покупатели будут приобретать товар, даже если его цена несколько выше, чем у аналогов. Таким образом, весьма существенным детерминантом рыночной власти в условиях монополистической конкуренции служит не ценовая политика других продавцов, а степень приверженности покупателей конкретной марке товара. Индикатором рыночной власти служит ценовая эластичность спроса на товар предприятия.

Следовательно, на рынках монополистической конкуренции именно индивидуальность потребительских свойств на взгляд покупателей — основной фактор конкурентоспособности товара. Ценовая конкуренция отходит на второй план, уступая первое место неценовой конкуренции, использующей такие инструменты, как реклама, конкуренция сервиса и ассортимента, гарантийное и послегарантийное обслуживание .

Изучение типов рынков имеет большое значение не только для определения состояния рыночной экономики, но и для выработки правильной стратегии развития конкуренции, проведения эффективной антимонопольной политики.

В 2004 году Антимонопольным комитетом Украины с привлечением специалистов Государственного комитета статистики и ведущих научных работников был проведен анализ государственных статистических данных о результатах деятельности субъектов хозяйствования, опросов предпринимателей и на его основе осуществлена оценка предпосылок конкуренции, которые сложились в Украине в начале 2000-х годов. В национальной экономике можно выделить три группы товарных рынков, любой из которых вследствие структурных внутренних особенностей присущие условия конкуренции. Первая группа — рынки с конкурентной структурой. На рынках второй группы — олигополистических рынках, как правило, существует конкуренция, тем не менее, она может быть существенно ограничена вследствие сговора или параллельного поведения субъектов хозяйствования. Третью группу составляют рынки с признаками монополизации или индивидуального доминирования.

Проведенный Антимонопольным комитетом Украины анализ позволил оценить доли субъектов хозяйствования, которые действуют на рынках любой из указанных групп, в общем объеме производства продукции (работ, услуг) за 2000-2003 годы (см. таблицу 3.2). Их соотношение свидетельствует о стабильном развитии благоприятных для конкуренции структурных предпосылок.

 

Таблица 3.2

Доли субъектов хозяйствования,

которые действуют на разных типах рынков.

  Группа рынков Доля субъектов хозяйствования, которые действуют на рынках группы, в общем объеме производства продукции (работ, услуг)
2000 год 2003 год
С конкурентной структурой 53,9 54,3
Олигополистические 11,6 20,1
Рынки с признаками монополизации или индивидуального доминирования 34,5 25,6

 

Итак, в начале 2000-х годов в Украине произошли в целом положительные изменения в структуре товарных рынков. Эти выводы подтверждаются результатами опросов руководителей предприятий, проведенных в 1999 и 2004 годах: если в 1999 году 40 процентов опрошенных указали, что ощущают значительную конкуренцию на рынке, то в 2004 году такую оценку состояния конкуренции дали 47 процентов из них, при этом 56 процентов опрошенных оценили уровень внутренней конкуренции (конкуренции между отечественными товаропроизводителями) как высокий. Вместе с тем, требует особого внимания ситуация на олигополистических рынках, на которых создается значительная часть национального богатства. Структура этих рынков, с одной стороны, создает возможности для повышения темпов технического прогресса вследствие объединения влияния конкуренции с положительными последствиями концентрации производства, но, с другой стороны, обеспечивает в целом меньшую эффективность распределения ресурсов, чем высококонкурентные рынки, и создает повышенный риск антиконкурентных согласованных действий.

Анализ структурных предпосылок конкуренции в региональном разрезе позволяет выделить три группы регионов.

В первой, к которой принадлежат четыре области и город Киев, предприятиями, действующими на региональных рынках с конкурентной структурой, создается больше 2/3 продукции, работ и услуг (таблица 3.3)

 

Таблица 3.3

Регионы с наиболее благоприятными

структурными предпосылками конкуренции

 

    Регион Доля в общем объеме производства продукции (работ, услуг) субъектов хозяйствования, которые функционируют на рынках
С признаками монополизации (доминирования) Олигополистических С конкурентной структурой
Черкасская область 14,89 2,90 82,21
г.Киев 21,38 3,77 74,85
Винницкая область 14,72 13,88 71,40
Одесская область 21,48 8,23 70,29
Черниговская область 16,16 13,86 69,98

Ко второй группе принадлежат 15 областей и Автономная Республика Крым, где субъектами хозяйствования, которые действуют при отсутствии структурных предпосылок к ограничению конкуренции, создается от 1/2 до 2/3 продукции, работ, услуг, которые реализуются на региональных рынках (таблица 3.4).

 

Таблица 3.4

Регионы с умеренно благоприятными

структурными предпосылками конкуренции

 

    Регион Доля в общем объеме производства продукции (работ, услуг) субъектов хозяйствования, которые функционируют на рынках
С признаками монополизации (доминирования) Олигополистических С конкурентной структурой
Львовская область 24,15 10,6 65,79
Харьковская область 24,73 10,32 64,95
Киевская область 22,09 13,47 64,44
Кировоградская область 34,42 4,13 61,45
Донецкая область 29,12 10,16 60,72
Хмельницкая область 25,98 13,75 60,27
Херсонская область 35,52 4,61 59,87
Полтавская область 17,77 24,57 57,66
Николаевская область 34,61 7,89 57,5
Тернопольская область 35,11 8,57 56,32
Днепропетровская область 30,13 14,78 55,09
Закарпатская область 36,16 8,95 54,89
Ровенская область 24,66 21,32 54,02
АР Крым 43,01 4,01 52,98
Луганская область 45,23 3,81 50,96
Сумская область 31,37 18,39 50,24

 

К третьей группе принадлежат пять областей, в которых больше половины продукции, товаров, услуг, которые реализуются на региональных рынках, создаются при наличии структурных предпосылок ограничения конкуренции (таблица).

 

Таблица 3.5

Регионы с наименее благоприятными

структурными предпосылками конкуренции

Регион Доля в общем объеме производства продукции (работ, услуг) субъектов хозяйствования, которые действуют на рынках:
  с признаками монополизации (доминирования) олигополистических С конкурентной структурой
Запорожская область 35,44 14,78 49,78
Житомирская область 18,43 32,14 49,43
Ивано-Франковская область 40,28 12,64 47,08
Волынская область 42,97 10,08 46,95
Черновицкая область 47,88 11,39 40,73

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.