Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Антиконкурентные согласованные действия



Государство гарантирует всем субъектам хозяйствования, независимо от их организационных форм деятельности или формы собственности, равные права и создаёт им равные возможности при пользовании природными, материально-техническими, трудовыми, финансовыми и другими ресурсами.

Вместе с тем любая состязательность субъектов хозяйствования на товарных рынках несёт в себе риск иметь отрицательные финансовые результаты. Поэтому иногда на практике субъекты рынка осуществляют такую координацию своей деятельности (согласованные действия), благодаря которой исключают риски, связанные с конкуренцией, координацией своего экономического поведения в различных сферах хозяйственной деятельности.

Координация (согласованные действия) субъектов хозяйствования может осуществляться в любом согласованном поведении (действие, бездействие) субъектов рынка, в частности, при заключении ими соглашений в какой-либо форме; принятии объединением решений в какой-либо форме; создании субъекта хозяйствования, целью или следствием которого является координация конкурентного поведения между субъектами хозяйствования, которые создали указанный субъект, или между ними и вновь созданным субъектом хозяйствования.

В соответствии с частью 1 ст. 6 Закона о защите экономической конкуренции антиконкурентными согласованными действиями признаются согласованные действия, которые привели или могут привести к недопущению, устранению или ограничению конкуренции. Эта часть является генеральным запрещением на все согласованные действия, которые имели или могут иметь отрицательное влияние на конкуренцию.

Поскольку согласованные действия признаются антиконкурентными при условии, что они могут привести к недопущению, устранению или ограничению конкуренции, то есть при условии возможного наступления этих последствий, для определения этих действий не имеет значения, наступило ли недопущение, устранение или ограничение конкуренции фактически.

Недопущение конкуренции предполагает создание такой ситуации, когда повышаются барьеры вхождения на рынок потенциальных конкурентов или создаются условия, в соответствии с которыми субъекты хозяйствования, работающие на одном рынке по объективным причинам, не конкурируют. В этом случае недопущение конкуренции может иметь место на том рынке, на каком конкуренции не было.

Под устранением конкуренции необходимо понимать полное или существенное прекращение состязательности между конкурентами, вследствие чего покупатели (продавцы) лишаются возможности выбирать между продавцами (покупателями).

Ограничение конкуренции происходит в случае уменьшения влияния определённых для конкуренции факторов, вследствие возникновения или усиления у соответствующих субъектов хозяйствования рыночной власти, которое характеризуется в каждом конкретном случае соответствующими качественными и количественными показателями.

Частью второй статьи 6 Закона о защите экономической конкуренции определён конкретный перечень запрещённых видов антиконкурентных согласованных действий между субъектами хозяйствования, которые касаются:

— установления цен либо других условий приобретения или реализации товаров;

— ограничения производства, рынков товаров, технико-технологического развития, инвестиций или установления контроля над ними;

— распределение рынков или источников снабжения по территориальному принципу, ассортименту товаров, объёму их реализации или приобретения, по кругу продавцов, покупателей или потребителей либо по другим признакам;

— искажения результатов торгов, аукционов, конкурсов, тендеров;

— устранения с рынка или ограничения доступа на рынок (выход из рынка) других субъектов хозяйствования, покупателей, продавцов;

— применения разных условий к равнозначным соглашениям с другими субъектами хозяйствования, что ставит последних в невыгодное положение в конкуренции;

— заключения соглашений при условии принятия другими субъектами хозяйствования дополнительных обязательств, которые по своему содержанию или согласно торговым и другим честным традициям в предпринимательской деятельности не касаются предмета этих соглашений;

— существенного ограничения конкурентоспособности других субъектов хозяйствования на рынке без объективно оправданных на то причин.

Необходимо отметить, что этот перечень не является исчерпывающим, поскольку общая запретительная норма, содержащаяся в части первой статьи 6, касается любых согласованных действий, которые могут привести или привели к недопущению, устранению или ограничению конкуренции.

В практике применения законодательства о защите экономической конкуренции различают виды антиконкурентных согласованных действий в зависимости от цели, которую ставят перед собой участники действий, а также от их места на рынке.

В зависимости от структуры рынка и места субъектов хозяйствования на нём выделяют три основных вида антиконкурентных согласованных действий: горизонтальные, вертикальные и конгломерантные.

Горизонтальными антиконкурентными согласованными действиями являются согласованные действия (соглашения), которые осуществляются (заключаются) на одном и том же товарном рынке, где его участники фактически являются конкурентами, однако вследствие осуществления действий, предусмотренных статьёй 6 Закона о защите экономической конкуренции, ограничивают конкуренцию между собой.

Осуществление таких согласованных действий прежде всего предусматривает установление монопольно высоких цен, раздел рынка или устранение с него. Примером может служить дело по антиконкурентным согласованным действиям на рынке фотоуслуг, когда участники рынка, утвердив единый прейскурант цен, фактически устранили конкуренцию (см. описание дел). Такой вид согласованных действий представляет наибольшую угрозу конкуренции.

Горизонтальные антиконкурентные согласованные действия могут также предусматривать совместную продажу товаров (включая экспорт), совместные закупки (в том числе импорт товаров), специализацию производства, ограничение инвестиций, искажение результатов торгов, аукционов, конкурсов или тендеров.

Вертикальными антиконкурентными согласованными действиями являются действия, которые осуществляются субъектами хозяйствования на разных товарных рынках, участники которых находятся в отношениях «продавец – покупатель», и такие согласованные действия предусматривают ограничение предпринимательской деятельности хотя бы одного из участников действий в его отношениях с третьими лицами, а сами действия приводят или могут привести к недопущению, устранению или ограничению конкуренции.

Наиболее распространенным примером вертикальных антиконкурентных согласованных действий являются согласованные действия относительно цены перепродажи, когда между поставщиком конкретного товара и его распространителем достигается договорённость об уровне цены, по которой этот товар может продаваться его распространителем другим предпринимателям или потребителям. В этом случае цена перепродажи может устанавливаться как на высоком, так и на низком уровне относительно конкурентной цены. Однако нарушением является не сам уровень цены, а последствия согласованных действий в виде установления этой цены распространителем не самостоятельно в конкуренции с другими распространителями, а по согласованию с поставщиком, который является монопольным образованием или имеет большую рыночную власть.

Другим примером вертикальных антиконкурентных согласованных действий могут служить согласованные действия относительно исключительного или выборочного распространения товара, относительно использования прав интеллектуальной собственности.

Конгломерантными антиконкурентными согласованными действиями (соглашениями) являются согласованные действия (соглашения), которые соответствуют следующим условиям: участники действий не являются конкурентами и не находятся в отношениях «продавец – покупатель»; согласование действий, предполагает ограничение в деятельности хотя бы одного из его участников в его отношениях с третьими лицами, а также указанные ограничения приводят или могут привести к отрицательным последствиям для конкуренции.

Необходимо отметить, что на практике одни и те же согласованные действия (соглашения) могут содержать одновременно элементы разных видов антиконкурентных согласованных действий.

В зависимости от желаемого финансового результата, к которому стремятся субъекты хозяйствования, выделяют такие виды антиконкурентных согласованных действий как относительно цены на свои товары; действия направленные против своих конкурентов; манипуляции условиями, по которым осуществляется конкуренция; дифференциации продукции и др.

Суть антиконкурентных согласованных действий относительно цены состоит в том, что субъекты хозяйствования берут в них участие с целью получения возможности действовать со значительной рыночной властью или стать монополией. Монопольные признаки и последствия антиконкурентных согласованных действий – это повышение цен или распределение рынков.

Существуют следующие виды антиконкурентных согласованных действий, относительно цен: установление (фиксация) определённого размера или размеров цен (тарифов); искажение торгов (предложения цен).

Ценовые антиконкурентные согласованные действия могут заключаться в согласовании других, чем цена условий деятельности участников рынка, однако которые непосредственно или опосредованно влияют на неё. Например, субъекты хозяйствования могут договориться изменить характеристики товара, замедлить или отменить внедрения инноваций с целью сокращения затрат или повышения прибыли, которые в конечном счёте отразятся на цене участников согласованных действий.

Антиконкурентные согласованные действия против конкурентов предусматривают осуществление совместных действий с целью нанесения ущерба или препятствий своим конкурентам, которые не входят в группу участников. Такие антиконкурентные согласованные действия позволяют повышать цены субъектам хозяйствования, которые являются участниками антиконкурентных согласованных действий, после того, как компании, против которых были осуществлены антиконкурентные согласованные действия, оказались в неконкурентоспособном положении.

К таким антиконкурентным согласованным действиям могут относиться ситуации когда субъекты хозяйствования снижают доходы своих конкурентов путём осуществления бойкотов и «хищнического» ценообразования (установление цен ниже чем затраты).

Эти действия заставляют конкурентов оставлять рынок или ограничивают их конкурентоспособность.

Кроме этого, субъекты хозяйствования могут договориться повышать затраты конкурентов и таким способом принуждать их устанавливать высокие цены. Это, в свою очередь, позволяет участникам сговора повышать цены до уровня цен конкурентов (эффект «зонтика»).

Субъекты хозяйствования могут договориться мешать осуществлять хозяйственную деятельность как существующим, так и потенциальным конкурентам. Что, в свою очередь, позволяет или повышать цены, или затрудняет вступление на рынок и, таким образом, постепенно разрушает конкурентные цены. Антиконкурентное поведение в этом случае считается в особенности вероятным, когда присутствует государственное регулирование.

Антиконкурентные согласованные действия относительно манипуляций условиями, с помощью которых осуществляется конкуренция, происходят путём заключения соглашений относительно ограничения производства, рынков товара, технико-технологического развития, инвестиций и дифференциации продукции с целью разрушения конкурентных цен. Кроме того, это может происходить посредством искажения результатов торгов, аукционов, конкурсов, тендеров, то есть через косвенное установление неконкурентных цен, как это было при рассмотрении дела в отношении антиконкурентных согласованных действий государственного горнодобывающего предприятия и частной компании (см. «Описание дел»).

Важным условием эффективной конкуренции является полная и объективная информированность потребителей о товарах, работах и услугах. С целью устранения или ограничения этого фактора субъектами рынка могут заключаться соглашения относительно дифференциации продукции.

Принцип дифференциации состоит в том, что субъекты хозяйствования стремятся дифференцировать свои товары с целью снижения конкуренции на данном рынке. Потребители, которые имеют постоянную заинтересованность в уникальных характеристиках продукции данного субъекта хозяйствования, независимо от того, являются они реальными или иллюзорными, способны заплатить дополнительную надбавку к цене, которая зависит от важности этой заинтересованности. Если существуют покупатели, которые больше, чем другие склонны перейти к потреблению продукции конкурентов, субъект хозяйствования будет стремиться изолировать их среди всей множественности своих клиентов, предложив им специальные условия, которые не даются лояльным покупателям.

Аналогичные последствия могут иметь антиконкурентные соглашения, в результате которых увеличиваются «затраты поиска» потребителей: соглашение, которые обусловливают непредоставление полной информации; ограничения, предоставляющих профессиональные услуги, в праве действовать под торговой маркой известной фирмы, которая продаёт сопутствующие товары или услуги; соглашения относительно непредоставления консультационной информации по деятельности конкурентов; соглашения, которые повышают возможность ценовой дискриминации и предоставление скидок определённым группам потребителей.

Реклама как способ дифференциации продукции обычно делает мягче конкуренцию. С другой стороны, реклама может содержать информацию относительно характеристик продукции, в том числе ценовую, которая создаёт стимулы к сравнительному анализу потребителями товаров или услуг данного типа и, как следствие, делает жестче конкуренцию. Ценовая реклама, в отличие от продвижений на рынок торговой марки, таким образом, работает против принципа дифференциации, повышая способность потребителей сравнивать различные варианты товара по цене. Поэтому соглашение относительно ограничения ценовой рекламы среди участников рынка повышает сложность осуществления сравнения потребителями, которое, в свою очередь, означает, что, действуя относительно независимо, производители получат большую ценовую свободу и возможность устанавливать более высокую цену на товары, чем в нормальных условиях конкуренции.

Таким образом, простое соглашение, которое запрещает ценовую рекламу среди субъектов хозяйствования, предоставляющих профессиональные услуги, такие, как адвокаты, медицинские работники, фармацевты, бухгалтера, может считаться незаконным и иметь ощутимый негативный эффект для конечных потребителей.

Виды антиконкурентных согласованных действий различают также в зависимости от формы взаимодействия участников на рынке. Частью первой ст. 5 Закона о защите экономической конкуренции предусмотрены следующие формы осуществления согласованных действий: заключение субъектами хозяйствования соглашений в любой форме; принятие объединениями решений в любой форме; любое согласованное конкурентное поведение; создание субъекта хозяйствования, целью и результатом создания которого является координация конкурентного поведения между субъектами хозяйствования, создавшими указанный субъект хозяйствования, или между ними и вновь созданным субъектом хозяйствования.

Согласно действующему законодательству о защите экономической конкуренции антиконкурентные согласованные действия запрещены и влекут ответственность согласно закону.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.