Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

МОНОПОЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ НА РЫНКЕ



1. Границы рынка

Применение конкурентного законодательства возможно лишь при строгом определёнии границ рынка.

Согласно Закону о защите конкуренции рынок товара (товарный рынок) — это сфера оборота товара или взаимозаменяемых товаров, на который в течение определённого времени и в пределах определённой территории имеются спрос и предложение. Товарный рынок является частью воспроизводственного процесса и охватывает сферу обращения товаров (работ, услуг), в результате которого в определённое время и в определённых территориальных границах последние от производителя (продавца) переходят к покупателю (получателю).

Ключевым для понимания границ того или иного товарного рынка является понятие «взаимозаменяемости». При этом, в зависимости от спроса конкретного потребителя, пределы взаимозаменяемости могут существенно изменяться. Так, например, хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молокопродукты в целом для населения являются взаимозаменяемыми товарами, однако для определённой категории потребителей (больных сахарным диабетом, детей дошкольного возраста) возможно лишь потребление конкретных продуктов в указанной группе товаров.

Товарные границы рынка определяются путем формирования группы взаимозаменяемых товаров (товарных групп), в пределах кото­рой потребитель в обычных условиях может легко перейти от потреб­ления одного товара к потреблению другого.

Формирование группы взаимозаменяемых товаров (товарных групп) осуществляется из перечня товаров, которые по показателям взаимозаменяемости имеют для продавцов (поставщиков, производи­телей), покупателей (потребителей, пользователей) признаки одного (подобного, аналогичного) товара (товарной группы). Ими, в ча­стности, являютсясходство предназначения, потребительских свойств, условий использования; сходство физических, технических, эксплуатационных свойств и характеристик, качественных показателей и т.п.; наличие общей группы потребителей товара (товарной груп­пы); отсутствие существенной разницы в ценах; взаимозаменяемости товаров (товарной группы) с точки зре­ния их производства, то есть способности производителей предложить новые товары на замену существующим.

В процессе определения товарных границ рынка предварительно определенная группа взаимозаменяемых товаров (товарных групп) может быть поделена на несколько подгрупп или присоединена к дру­гой группе.

При проведении исследования необходимо учитывать, что взаимозаменяемые товары принадлежат к группе однородных това­ров (товарных групп), которые рассматриваются потребителем как один и тот же товар (товарная группа) и которые могут быть стандар­тизированными или дифференцированными.

В качестве стандартизированных товаров (товарных групп) могут рассматриваться товары, имеющие единую систему показате­лей, параметров, характеризующих товар, и в производстве которых используются единые или одинаковые технические стандарты, техни­ческие условия, стандарты применения и т.п.

Дифференцированные товары (товарные группы) характеризуются определенными отличиями потребительских свойств, внеш­него вида, качественных показателей, сроков употребления, объемов дополнительных услуг (сервисного обслуживания), что дает возмож­ность потребителям соответствующим образом отличать преимущест­ва конкретного товара (товарной группы), вырабатываемого (реализу­емого) определенным субъектом хозяйствования (продавцом), от дру­гих аналогичных товаров (товарных групп) при удовлетворении соот­ветствующего спроса.

Товары — заменители, включаемые в определённую товарную группу, выявляются по критерию взаимозаменяемости товарной продукции. Одним из критериев взаимозаменяемости по потреблению является перекрёстная эластичность спроса по цене, исчисляемая как отношение изменения объёма реализации товара ΔΠ в процентах за определённый период:

Е = ΔΠ
ΔΡ

Спрос на товар П при увеличении цены на товар Р может и возрастать и уменьшаться в зависимости от отношения покупателя к общему использованию того и другого товара. Следовательно, перекрёстная эластичность может быть и положительная, и отрицательная. При положительном коэффициенте перекрёстной эластичности (Е > 2) товары П и Рлегко заменяются один на другой, при этом чем больше коэффициент, тем больше степень взаимозаменяемости товаров.

Если 0 ≤ Е ≤ 2,то существует незначительная вероятность замены одного товара на другой. Отрицательная эластичность (Е < 0) характерна для взаимодополняющих друг другатоваров в процессе потребления,

Например, в определённый момент времени цена на белый хлеб возросла в области с 1 грн. 20 коп. (Р1) до 1грн. 32 коп. (Р2):

Р = Р2 — Р1 х 100%
1 + Р2):2

Р = 1,32 — 1,20 : (1,20 + 1,32) : 2 х 100% = 10%

 

При этом общий объём реализации (по области) хлеба из муки 1 сорта возрос с 700 тыс. кг до 910 тыс. кг.

 

П = П2 — П1 х 100%
1 + П2) : 2

 

П = (910 тыс. кг – 700 тыс. кг ) : (700 тыс. кг + 910 тыс. кг) : 2 х 100% = 26%

E = 26% : 10% = 2,6

Следовательно, призначении Е > 2, белый хлеб легко может быть заменим в употреблении на хлеб І сорта.

При несбалансированности спроса и предложения на рынке расчёты коэффициентов перекрёстной эластичности в отдельных случаях могут приводить к искаженным результатам.

Для оценки взаимозаменяемости товаров по производству необходимо учитывать наличие свободных производственных мощностей, которые могут быть использованы для производства одного из товаров, входящих в рассматриваемую товарную группу, или же технологические возможности переключения производственных мощностей на выпуск рассматриваемой товарной группы.

Территориальные (географические) границы рынкаэто территория, со сферой взаимоотношений купли-продажи това­ра (группы товаров), в пределах которой при обычных условиях потребитель может легко удовлетворить свой спрос на опреде­ленный товар и которая может быть, как правило, территори­ей государства, области, района, города и т.п. или их частями.

Территориальные (географические) границы рынка опреде­ленного товара (товарной группы) определяются путем установления минимальной территории, за пределами которой, с точки зрения по­требителя, приобретение товаров (товарной группы), принадлежащих к группе взаимозаменяемых товаров (товарной группы), является не­возможным или нецелесообразным. При этом, в частности, должны учи­тываться следующие критерии: физические и технические характеристики товара (товарной группы); технологические связи между производителями и потреби­телями; возможности относительно технического, гарантийного, абонентского обслуживания; соотношение цен, в частности уровень соотношения цен на определенные товары (товарные группы) в пределах этого рын­ка, приемлемый для производителей или потребителей; возможности по перемещению спроса на товар (товарную группу) между территориями, которые входят в один геогра­фический рынок, в частности, возможности сохранения уровня качества и потребительских свойств товара (товарной груп­пы) при транспортировке; уровень транспортных затрат, включая особенности транс­портировки товара (товарной группы).

Кроме того, существенными факторами, определяющими географические границы, являются : наличие торговых, складских помещений, удобств выполнения погрузочно-разгрузочных работ, возможностей выполнения предпродажной подготовки; наличие знаков для товаров и услуг; наличие на соответствующей территории барье­ров на вывоз или ввоз товара (товарной группы), а именно: административных барьеров; экономических и организационных ограничений; влияния вертикальной (горизонтальной) интегра­ции; барьеров, связанных с эффектом масштаба производства; барьеров, базирующихся на абсолютном преобладании уровня затрат; барьеров, связанных с размерами капитальных за­трат или объемов инвестиций, необходимых для вступления на определенный товарный рынок; ограничений со стороны спроса; экологических ограничений; барьеров, препятствующих свободному выходу из рынка и т.п.; месторасположение специфических групп потребителей; уровень цен на определенные товары (товарные группы) на со­ответствующих смежных территориях, возможность пере­мещения предложения товара (товарной группы) между эти­ми территориями.

При окончательном определении территориальных (географиче­ских) границ рынка определяющей является меньшая способность к перемещению либо спроса, либо предложения.

Корректность определения территориальных (географиче­ских) границ товарного рынка может быть проверена исследованием открытости рынка относительно межрегиональной и/или междуна­родной торговли.

Степень открытости рынка (далее — СОР) относительно междуна­родной, межрегиональной торговли оценивается по показателю, который рассчитывается как процентное соотношение суммы общего объема вво­за (импорта) товара на определенный рынок с территорий других регио­нов государства (других стран) к общему объему рынка по формуле

СОР = Qv х 100 [%]
QPT

где Qv — объем товара, ввезенного на соответствующий рынок из-за пределов этого рынка (для общегосударственного — объем импорта в Украину).

Например, рассмотрим степень открытости рынка, когда часть товара завозится из-за пределов области Б,но ввоз составляет незначительную часть от общего объёма рынка — около 10 %. Если СОР < 30 %, следовательно, границы рынка хлеба и хлебобулочных изделий определены границами области Б. Если же ввоз муки в область Биз соседних областей составляет более 30 %, то территориальные границы этого товарного рынка могут быть определены как межрегиональные.

Товарные и территориальные границы действуют одновременно с временными границами рынка, которые определяются как промежуток времени (как правило — год), в течение которого соответствующая со­вокупность товарно-денежных отношений между продавцами (по­ставщиками, производителями) и потребителями образует рынок то­вара с установившейся структурой.

В случаях, когда период полного оборота авансированного ка­питала в производстве соответствующего товара превышает один год, временные границы рынка, как правило, определяются как промежу­ток времени, равный от одного до трех обозначенных периодов оборо­та капитала.

На практике возникает ситуация, когда промежуток времени меньше одного года может признаваться временными пределами рынка. Однако при этом должны выполняться следующие условия: во-первых, период полного оборота авансированного капитала в произ­водстве соответствующего товара значительно меньше одного года; во-вторых, на протяжении этого времени, в ответ на значимое повыше­ние цен на рынке, продавцы (поставщики, производители) име­ют возможность провести соответствующие мероприятия и стабилизировать предложение, а значительное количество потребителей, сокративших потребление в результате этого повышения, могут без значительных трудностей восстано­вить объемы потребления; в-третьих, монопольное (доминирующее) положение субъекта (субъектов) хозяйствования обусловлено предоставлением ему особых прав, полномочий, льгот со стороны органов власти, органов местно­го самоуправления или органов административно-хозяйствен­ного управления и контроля или других субъектов хозяйствова­ния, занимающих монопольное (доминирующее) положение.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.