Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ И ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВ



ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА - про​цесс качественных изменений (смены истори​ческих типов) государственной власти с мо​мента ее возникновения до настоящего времени.

С развитием общества, его социальной струк​туры, це​лей, которые оно перед собой ставит, изме​няются содер​жание (аппарат, функции) и формы го​сударства при со​хранении его основного социаль​ного назначения. Качест​венно особенные периоды в развитии государства, соот​ветствующие определен​ным состояниям общества и оди​наковые для многих стран, определяются как типы (основные этапы раз​вития) государст​ва.

Смена исторических типов государства - процесс зако​номерный и прогрессив​ный, обусловленный об​щим ходом развития общества от первобытных при​митивных форм к развитой человеческой цивилиза​ции. В зависимости от выделяемых причин движения общества к более слож​ным формам, разработаны два основных и допол​няющих друг друга подхода к определению типов государства: формационный и цивилизационный.

ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД - исследование со​стояния и развития общества, закономерно​стей смены исто​рических типов государств с точки зрения качест​вен​ных изменений в эко​номическом базисе обще​ства, его производст​венных отношениях и классо​вой структуре.

В плане этого подхода последовательное разви​тие производительных сил общества (орудий труда, трудовых навыков человека) приводит к изменению формы произ​водственных отношений. Собственни​ками основных средств производства становятся но​вые, все более про​грессивные классы (рабовладельцы, феодалы, буржуа​зия, наконец, тру​дящиеся классы). С изменением производственных отношений, которые составля​ют базис общества, меняются все другие элементы, входящие в его над​стройку (общественное сознание, мораль, право, го​сударство, религия, наука); происходит пе​реход к но​вому, более высокому типу общественно-экономиче​ской формации.

Каждой классовой общественно-экономической форма​ции (рабовладельческой, феодальной, капи​талистической, социалистической) соответствует свой од​ноименный тип государства. Главная осо​бенность типа государства определяется по тому, какой класс является собственником основных средств производства и оказы​вает доминирующее влияние на государственную власть. К основным не​достаткам этого подхода можно отнести то, что:

- некоторые, выделенные в качестве общих, этапы про​ходят далеко не все общественные сис​темы (например, в России отсутствовала стадия ра​бовладельческого госу​дарства),

- ряд государственных систем вообще не вписы​вается в предлагаемую схему исторических типов (например, госу​дарства, основанные на так назы​ваемом азиатском спо​собе производства),

- он обосновывает жесткую зависимость государ​ства от экономических факторов, отношений собст​венности, ко​торая не всегда позволяет объяснить особенности от​дельных групп государств.

 

4. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД ОБ ИСТОРИЧЕ​СКОМ РАЗВИТИИ И ТИПО​ЛОГИИ ГОСУДАРСТВ.

 

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД - исследование со​стояния и развития общества, закономерно​стей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социо​культурной среде общества и, прежде всего, в духовной культуренарода, его религии и пра​ва.

Цивилизационный подход основан на понятии ци​вили​зации, введенном в научный оборот историком Тойнби, как исторического состояния относительно локальной общественной системы, обладающей общностью куль​турных, религиозных, психологиче​ских, географических и иных характеристик.

Цивилизационный подход отказывается от абсо​лютиза​ции материально-экономических факторов в развитии го​сударства и выводит на первый план факторы социокуль​турные, духовную жизнь обще​ства, идеологию, нравст​венность, религию, полагая, что именно они главным об​разом определяют особенности развития данной общест​венной системы и характерные черты ее государственной власти.

С помощью этого подхода удается, например, объяс​нить, почему страны, имеющие равные стартовые воз​можности, оказываются на разных ступенях социального прогресса, а отдельные группы государств, имеющих в принципе одинаковую социально-экономическую основу, обладают значительными различиями в организации го​сударственной власти.

С точки зрения этого подхода на начальном этапе че​ловеческой истории социокультурные факторы, опреде​ляющие лицо общества, формируются у разных наро​дов автономно, независимо друг от друга. В силу этого возни​каютпервичные, древнейшие цивилизации, обладаю​щие каждая уникальными чертами: древнеиндийская, древнеки​тайская, шумерская, античная и др. Взаимодействие пер​вичных цивилиза​ций приводит к формированию особен​ных средневековых цивилизаций - европей​ской, араб​ской, восточной, американской и др., имеющих некоторые общие черты. В настоящее время на основе особенных цивилизаций идет формирование современной цивилизации с единой социокультурной базой, включающей элементы традиционных культур.

Каждый тип цивилизации (древней, средневековой, современной) придает устойчивые общие черты организации государственной власти. Соответственно в рамках определенной цивилизации можно выделить, например, древний античный тип госу​дарства, средневековый европейский тип государства, современный тип цивилизован​ного государства. В поступательном развитии цивилизаций и соответствующих им государств обнаруживается прогресс общества.

Основным недостатком цивилизационного подхода следует считать отказ от понимания развития государства как единого в своих закономерностях всемирно- исторического процесса и акцентирование внимания на уникальности, единичности свойств каждого государства.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.