Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА - совокупность способов воздействия государства на субъекты гражданского общества в процессе решения стоящих перед ним задач



Государственная власть, как и другие формы власти, осуществляется двумя основными мето​дами:

- под воздействием авторитета государства, ме​тодом убеждения, когда властные предписания признаются и добровольно выполняются субъектами общественной жизни, осознающими, что государство действует в их об​щих интересах;

- под воздействием силы, методом принужде​ния, ко​гда государственные реше​ния проводятся вопреки воле управляемых посредством подавления (ограничения воз​можностей для отдельных лиц или организаций противо​действовать власти) или наси​лия (прямого психического или физического воздей​ствия на не подчиняющихся тре​бо​ваниям власти лиц).

Помимо методов, характеризующих властное со​держа​ние функций, государст​вом используются ме​тоды, свой​ственные любой организационной дея​тельности: плани​рование, прогнозирование, моде​лирование, стимулирова​ние и др.

В процессе исторического развития при реализа​ции функций государства все больший удельный вес приоб​ретает метод убеждения, в то время как метод принужде​ния применяется в строго определенных рамках и только по отношению к отдельным индиви​дам. В цивилизован​ном обществе основой осущест​вления функций государ​ства является авторитет го​сударственной власти.

Формы осуществления функций государ​ства - это основные пути и приемы их реали​зации. В теории принято выделять две основные группы форм осуществ​ле​ния функций государства: правовые и организацион​ные.

Правовые формы непосредственно связаны с приня​тием различного рода нормативных и право​применитель​ных актов; они непосредственно влекут за собой юри​ди​ческие последствия. В группу право​вых форм входят: правотворческая деятельность, правоприменительная деятельность, правоохрани​тельная деятельность.

Организационные формы осуществления функ​ций го​сударства - это сложив​шиеся на практике спо​собы осу​ществления государственной деятельности, непосред​ст​венно не связанные с правом, например: деятельность по подбору кадров на ту или иную должность в государст​венном аппарате, процедура подготовки и согласования различных документов, подготовки заседаний тех или иных органов, разъяс​нительная работа, взаимодействие со средствами массовой информации, бухгалтерский учет.

 

Тема 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ, ПРИНЦИПЫ ЕГО ПОСТРОЕНИЯ И СТРУКТУРА

1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ И ОРГАНЫ ГОСУ​ДАРСТВА.

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ - система орга​нов, состоящих из государствен​ных служащих (чиновников), реализующих задачи и функции государства и прини​мающих соответствую​щие обязательные решения

Субъект государственной власти материально вопло​щается в государственном аппарате. Он выде​лен из об​щества в виде особой группы людей, наде​ленных власт​ны​ми полномочиями, обладающих возможностью подчи​нять волю других людей, а в слу​чае необходимости при​нуждать к исполнению принятых решений. Структурно го​сударственный ап​парат состоит из органов государства.

Структура государственного аппарата производна от задач и функций государства. Поэтому для каж​дого этапа исторического развития государства ха​рактерны свои особенности в построении аппарата. Организация и дея​тельность современных цивили​зованных государств ба​зируется на ряде общих принципов, таких как народо​вла​стие, разделение властей, верховенство права.

Общая тенденция изменений государственного аппа​рата в историческом плане состоит в усложне​нии его ор​ганизации, в увеличении численности по отношению к массе населения в связи с расшире​нием в ходе развития человеческой цивилизации со​циальных сфер, требующих властного управления в масштабах всего общества.

 

ОРГАН ГОСУДАРСТВА - часть государствен​ного аппарата, организационно обособленная от других, наделенная властными полномо​чиями (компетенцией) по управлению конкрет​ной сферой общественной жизни (предметом ведения) и взаимосвязанная с другими его час​тями в единый государственный механизм

Орган государства представляет собой специали​зиро​ванную часть государственного аппарата, осу​ществляю​щую управление конкретными социаль​ными объектами и наделенную для этого строго оп​ределенной властной компетенцией. Он формально обособлен от других орга​нов, имеет собственную структуру, материальную и фи​нансо​вую базу.

Каждый орган государства, частично реализуя его об​щие функции и задачи, связан путем подчинения или ко​ординации с другими органами государства. Взаимосвя​занные между собой в процессе осущест​вления властных полномочий органы состав​ляют действующий (функционирующий) государствен​ный механизм.

В зависимости от своего назначения органы со​времен​ного государства подразделяются на законо​дательные (представительные), исполнительные и судебные; по сфере действия - на верховные (центральные) и местные; по порядку формирования -на выборные и назначаемые; по составу - на колле​гиальные и единоличные.

 

2. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ КАК ПРИНЦИП ОРГАНИЗА​ЦИИ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ - принцип организации и деятельности государства, определяющий распределение единой суверенной государст​венной власти между тремя самостоятель​ными ветвями органов: законодательными, ис​полнительными и судебными

Принцип разделения властей в качестве веду​щего при построении государственного аппарата был обоснован в период борьбы в Европе против абсолютных мо​нархий. Впервые на конституционном уровне был закреплен в Конституции США 1787 года. В России отвергался как в период самодержавной монархии, так и в совет​ский пе​риод, когда вся пол​нота власти формально закреплялась за органами народного представительства.

Как показала историческая практика, последова​тельная реализация принципа разделения властей, во-первых, препятствует сосредоточению государст​венных полномо​чий в руках какой-либо одной госу​дарственной структуры и тем самым является необ​ходимым организационным дополнением принципа народовластия; во-вторых, как своеобразная форма “разделения труда” внутри государ​ственного аппа​рата, обес​печивает наибольшую эффек​тивность его работы.

В современном понимании принцип разделения властей включает в себя:

- во-первых, разделение всех органов государ​ства на группы по принадлежно​сти к трем основным ветвям вла​сти: законодательной, исполнительной и судебной;

- во-вторых, формальную независимость их друг от друга как по источнику формирования (избранию или на​значению), так и предметам ведения; каждый орган реа​ли​зует свои полномочия в рамках функ​циональных задач со​ответствующей ветви власти, не вмешиваясь в полномо​чия других ветвей;

- в-третьих, возможность органов каждой из вет​вей вла​сти ограничивать дейст​вия других ветвей в случае их вы​хода за пределы предоставленных пол​номочий (система сдержек и противовесов).

Система сдержек и противовесов реализуется, в част​ности, путем:

- закрепления за главой государства, возглав​ляющего исполнительную власть, возможности рас​пускать в опре​деленных случаях парламент и нала​гать “вето” на его за​коны;

- закрепления за парламентом права на выраже​ние не​доверия правительству и требование его от​ставки, а также права путем “импичмента” добиться отстранения от должности главы государства;

- закрепления за судебной властью права объя​вить не​действительным любой акт законодательной или исполнительной ветвей власти, если он проти​воречит конститу​ции страны или другим актам более высокой юридической силы.

 

3. СТРУКТУРА (МЕХАНИЗМ) АППАРАТА СОВРЕМЕН​НОГО ГОСУДАРСТВА.

СТРУКТУРА (МЕХАНИЗМ) АППАРАТА СОВРЕМЕН​НОГО ГОСУДАРСТВА - это совокуп​ность связан​ных в еди​ную систему и взаимодействующих в процессе решения управленческих задач орга​нов государства

В современном государстве в соответствии с принци​пом разделения властей выделяются:

- законодательные органы, представленные выбор​ными от народа парламента​ми, советами, со​браниями, которые определяют основные направле​ния политики го​сударства путем принятия законода​тельных актов, в том числе бюджета государства, и контролируют деятель​ность исполнительной власти;

- исполнительные органы, представленные сформи​рованными в выборном или назначаемом порядке прави​тельством, министерствами, управле​ниями, департамен​тами, которые осуществляют пу​тем принятия подзакон​ных решений, оператив​ной работы и контроля за испол​нением непосредствен​ное управление различными об​ластями социальной деятельности (экономикой, культу​рой, образова​нием, внешней политикой, обороной и т.д.);

- судебные органы, представленные конститу​цион​ными судами, судами общей и специальной юрисдикции, прокуратурой, которые осуществляют контроль и надзор за исполнением законов и подза​конных актов, разрешают споры о праве, применяют санкции за правонарушения.

В зависимости от формы правления государства в сис​тему его органов может входить единоличный глава го​сударства (монарх или президент), кото​рый представ​ляет государственную власть внутри страны и за рубе​жом, координирует действия всех ветвей власти, осуще​ствляет иные полномочия.

В унитарном государстве выделяются цен​тральные и местные органы государственной власти. Центральные органы имеют более высокий уровень компетенции, ре​шают наиболее значимые для страны вопросы, предос​тавляя местным орга​нам госу​дарственной власти извест​ную самостоя​тельность в решении региональных дел. В фе​дера​тивном государстве формируется два уровня за​ко​нодательных, исполнительных и судебных органов: федеральный исубъектов федерации. Между этими уровнями разделяются предметы ведения, и каждый из них самостоятельно решает вопросы, от​носящиеся к его компетенции.

В современном государстве от государственного аппа​рата обычно отделяют систему органов мест​ного само​управления. Органы местного само​управления образу​ются в местах непосредственного проживания населения и самостоятельны в реше​нии дел местного значения. Вместе с тем они реализуют общегосударственные за​дачи в прямом взаимодей​ствии с органами государствен​ного аппарата.

 

4. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ, ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ И СУ​ДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В СОВРЕ​МЕННОЙ РОССИИ.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ, ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ И СУДЕБ​НАЯ ВЛАСТЬ РОССИИ - это система ее основных государственных органов, образованных и функционирующих в соот​ветствии с закрепленными в Конституциях Российской Федерации и ее субъектов принципами

В соответствии с конституционными принципами Рос​сия возглавляется единоличным главой государ​ства -Президентом Российской Федерации, ко​торый избира​ется всем населением России и пред​ставляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отноше​ниях, определяет основные направления внутренней и внеш​ней политики госу​дарства, обеспечивает согласо​ванное функциониро​вание и взаимо​действие органов го​сударственной власти.

На федеральном уровне законодательная власть реа​лизуется Федеральным Собранием - парламен​том Рос​сийской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации, форми​руемого из пред​ставителей регионов - субъек​тов Российской Федерации, и Государственной Думы, избираемой населением стра​ны. Главной задачей Федерального Собрания явля​ется принятие феде​ральных законов и федеральных конституционных законов.

Федеральная исполнительная власть представ​лена Правительством Россий​ской Федерации, федераль​ными министерствами, государственными комитетами и другими органами. Председатель пра​вительства Россий​ской Федерации назначается Президентом Российской Федерации по согласова​нию с Государственной Думой. Федеральные мини​стры назначаются Президентом по представлению Председателя Пра​вительства. Председа​тели госу​дарственных комитетов и иных федеральных ис​пол​ни​тельных органов назначаются Правительством Российской Федерации.

Судебная власть на федеральном уровне пред​ставлена Конституционным Су​дом Российской Федерации,Верховным Судом Российской Феде​рации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.. Судьи перечисленных судов, а также Генеральный Прокурор Российской Феде​рации назначаются Сове​том Федерации Федерального Собрания по пред​ставлению Президента Российской Фе​дерации.

Органом надзора за соблюдением законности является Проку​ратура Российской Федерации, генеральный прокурор назначаются Сове​том Федерации Федерального Собрания по пред​ставлению Президента Российской Фе​дерации.

На уровне субъектов Российской Федерации, как пра​вило, избирается глава субъекта федерации - Прези​дент илиГубернатор. Здесь формируются разнообраз​ные органы законодательной, исполни​тельной и судебной власти. Так, например в области законодательная власть может быть представлена За​конодательным Собранием; исполнительная власть - Администрацией или Правительством области, управле​ниями, министерствами, департаментами; судеб​ная власть - обла​ст​ными судами общей юрисдикции, арбитражными судами. На уровне субъектов имеются и соответствующиепрокуратуры.

 

Тема 3. ФОРМА ГОСУДАРСТВА

1.. ФОРМА ГОСУДАРСТВА, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕ​МЕНТЫ.

ФОРМА ГОСУДАРСТВА - внешняя структура (способ организации) государст​венной власти, выражающаяся в построении верховных орга​нов государства, рас​пределении власти между различными уровнями государственных орга​нов, общем режиме управления страной

Форма государства, в отличие от сущности, ха​рактери​зует его внешние сторо​ны, оболочку, в кото​рой государ​ство предстает перед обществом и окру​жающим ми​ром. Как внешняя сторона форма госу​дарства непосредст​венно зависит от содержания го​сударственной власти - структуры государственного аппарата и выполняемых им функций. Поскольку го​сударства, находящиеся в одно​типных исторических условиях, решают в основном оди​наковые задачи, обнаруживается принципиальное совпа​дение их со​держательных сторон. Это обстоятельство опреде​ляет общие черты в формах таких государств.

Вместе с тем, форму государства определяют и другие факторы, в частности: величина территории страны, ее национальный состав, накопленные ис​торические тради​ции, уровень культуры и цивилизо​ванности народа, сте​пень влияния других госу​дарств. Поэтому даже однотип​ные государства могут иметь значительные различия в форме, которая в большей степени, чем какой-либо дру​гой элемент государства, харак​теризует его историческое свое​образие.

Как относительно независимый элемент государ​ства его форма может оказы​вать определенное воз​действие на содержательные стороны. Изменение, например, мо​нархической формы правления на рес​публиканскую или унитарной формы государствен​ного устройства на феде​ративную влечет за собой соответствующие изменения всего государственного аппарата и выполняемых его ор​ганами функций.

В форме государства принято выделять три ос​новных элемента: форму правле​ния, форму государ​ственного устройства и политический (государственный) режим. Ка​ждый из этих элементов характеризует определенный ас​пект формы государ​ства: форма правления - особенности построения верховных органов государства, форма уст​ройства - особенности распределения единой государст​вен​ной власти по террито​рии страны, политический ре​жим - общий характер взаимодействия государства с на​селением страны. Но только в связи, в единстве этих элементов может быть правильно понята форма государ​ства и ее соотношение с другими сто​ронами государст​венной власти.

2. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУ​ДАРСТВ.

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ - способ организации вер​ховных органов государственной власти, ха​рактер их соотношения между собой и с насе​лением страны

Правление - это элемент формы государства, ко​торый характеризует организа​цию верховных орга​нов государ​ственной власти и, прежде всего, поря​док их создания, распределение компетенции между ними.

Исторически различают два основных вида форм прав​ления:

- монархию, где верховная государственная власть принадлежит одному лицу, получившему ее по наслед​ству и осуществляющему государственную власть пожиз​ненно;

- республику, где верховная государственная власть принадлежит единоличному или коллегиаль​ному органу, избранному гражданами страны на строго определенный срок.

В современном мире монархии существуют, как пра​вило, в виде конституци​онных (Бельгия, Велико​британия, Испания, Швеция, Япония и др.), где мо​нарх вы​полняет только функции главы государства, а законодательная, исполнительная и судебная власть осуществляется кон​ституционно сформиро​ванными самостоя​тельными органами - парламен​том, правительством, различного рода судами.

Республики в современном мире представлены в виде парламентарных (Италия, Германия и др.) и президент​ских (США, Франция и др.). Различие ме​жду ними определяется тем, какой орган (президент как единоличный глава государства или парла​мент как коллегиальный за​конодательный орган) форми​рует правительство страны и контролирует деятель​ность исполнительной власти.

Следует отметить, что несмотря на определен​ные раз​личия монархических и республиканских форм в совре​менном мире они в значительной мере сближены по ос​новным параметрам. Это объясня​ется тем, что в любом цивилизованном государстве вне зависимости от особен​ностей формы правления реализуются принципы народо​властия, разделения властей, верховенства права и др.

 

3. ФОРМЫ УСТРОЙСТВА СОВРЕМЕННЫХ ГОСУ​ДАРСТВ.

 

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА - спо​соб распределения единой государственной власти по территории страны, соотношения властных полномочий центральных и регио​нальных государственных органов

В отличие от формы правления, устройство - это эле​мент формы государства, характеризующий со​отношение властных полномочий государственных органов различ​ных уровней: центральных, регио​нальных, местных.

Различают два вида государств в зависимости от формы государственного устройства:

- унитарные государства (Италия, Польша, Румыния и др.), где всей полнотой государственного суверенитета обладают только центральные органы, а внутренние тер​риториальные подразделения госу​дарства и их органы наделяются властными полно​мочиями, производными от полномочий органов центральной власти, и не имеют признаков само​стоятельных государственных образова​ний;

- федеративные государства (Швейцария, США, Россия), где единый государственный сувере​нитет рас​пределен между центральными органами и органами власти самостоятельных государственных образований (субъектов федерации), из которых территориально со​стоит федерация и которые на​делены государственными полномо​чиями, незави​симыми от центральной власти.

От унитарной и федеративной формы государст​венного устройства следует отличать конфедера​цию, которая яв​ляется не формой отдельного госу​дарства, а формой межгосударственного союза.

Конфедерация - относительно устойчивый союз от​дельных суверенных государств, созданный для осущест​вления конкретных экономических, полити​ческих, во​енных целей, не обладающий признаками единого государства.

Как государственные образования конфедерации имеют определенный состав, создают органы для решения об​щих дел союза, могут устанавливать об​щий таможенный, валютный режим. Однако конфе​дерации не имеют общей границы, общего граж​дан​ства и законодательства, других признаков единого государства. Решения, прини​маемые органами кон​федерации, приобретают обязательную силу только после ут​верждения их государствами, вхо​дящими в союз.

Путем создания конфедеративных образований от​дельные государства решают задачи осуществле​ния со​гласованной внутренней и внешней политики, укрепления своих позиций на международной арене. Конфедерации исторически могут быть этапом в об​разовании единого государства (например, США и Швейцария на начальных этапах были конфедера​тивными союзами).

Наиболее характерным примером современной конфе​дерации является Европейское сообщество. Определен​ные признаки конфедеративного образо​вания можно об​наружить в союзе ряда государств бывшего СССР (СНГ).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.