Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА - это законо​мерный процесс возникновения



 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА - это законо​мерный процесс возникновения властно-поли​тической сис​темы управления в ходе качест​венных изменений перво​бытной организации человеческого общества

В развитии политико-правовой мысли существо​вали разного рода концепции, объясняющие проис​хождение государства.

Патриархальная теория, которая имела наи​большее распространение в древ​нее время и сред​невековье (представители: Аристотель, Фильмер). Она характеризу​ет​ся:

- признанием семьи в качестве базиса, основы всей общественной жизни;

- рассмотрением процесса образования государ​ства как результата постепенного разрастания одной семьи;

- отождествлением власти государства с семей​ной оте​ческой властью, где власть правителя есть продолжение власти старшего, отца над своими подданными, детьми.

Договорная теория, получившая наиболее ши​рокое распространение в XVII-XVIII веках, в период перехода от средневековья к новому времени. Ее представители: Гуго Гроций, Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо и др. Она характеризуется:

- четкой направленностью против системы фео​дальной политической власти и абсолютизма как од​ного из край​них ее проявлений;

- постулированием так называемого “естественного” со​стояния общества, т.е. общества, подчиняющегося сти​хийным природным интересам, не имевшего политических государственных струк​тур;

- констатацией необходимости выхода из естест​венного состояния для самосохранения, безопасно​сти общества;

- ее реализации путем сознательного соглашения ме​жду людьми (общественного договора), по кото​рому они ограничивают свою стихийную свободу и передают власть над собой государству в целях обеспечения соб​ственности, безопасности, равен​ства людей;

- выводом о праве народа на свержение правите​лей, нарушающих условия общественного договора.

Теория насилия, получившая особое распро​странение в XIX веке и разра​ботанная в ряде произ​ведений Дю​ринга, Гумпловича, Каутского. Она ха​рактеризуется:

- признанием в качестве основной причины воз​никнове​ния государства войн первобытных племен между собой из-за территории для проживания и для охоты;

- констатацией необходимости при завоевании сильным племенем более слабого создания особых органов для удержания покоренных племен, которые в совокупности образовали государство;

- выводом о том, что государство по своей перво​на​чальной природе является организацией насилия одной части населения над другой, к которому при​водят не внутренние, а внешние факторы - покоре​ние одного на​рода другим;

- признанием того, что современное государство в от​личие от государств предшествующих эпох теряет на​сильственный характер, поскольку покорявшие и покорен​ные народы ассимилируются друг с другом.

Теория классовых антагонизмов, получившая наи​большее распространение во второй половине XIX - на​чале XX веков и обоснованная в трудах со​циалистов и коммунистов, прежде всего, в работах Маркса, Энгельса, Ленина. На протяжении несколь​ких десятилетий была господствующей теорией в странах так называемой со​циа​листической системы. Ее основные положения сво​дятся к следующему:

- в основе процесса образования государства ле​жат экономические причины -совершенствование производи​тельных сил и, прежде всего, орудий труда, разделение общественного труда и повыше​ние его производительно​сти, производство приба​вочного продукта и присвоение его частью общества;

- изменения в экономическом базисе делают воз​мож​ным и выгодным эксплуатацию чужого труда, в резуль​тате часть населения обращается в рабство, а само об​щество раскалывается на два антагони​стических класса - рабов и рабовладельцев;

- для поддержания власти над рабами, принужде​ния их к труду рабовладельцы создают и содержат государство, которое по своей природе является ор​ганизацией, обес​печивающей политическими сред​ствами и, прежде всего, вооруженной силой господ​ство одного класса (собственников основных средств производства) над экс​плуати​руемыми клас​сами;

- пока в обществе сохраняется деление на анта​гонисти​ческие классы, сохраняется и потребность в государстве, в диктатуре одного класса над другим.

 

2. СОВРЕМЕННАЯ НАУКА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ГОСУ​ДАРСТВА.

Вопрос о происхождение государства имеет для теории государства и права актуальный смысл, так как установ​ление причин его возникновения помо​гает понять необ​ходимость существования государ​ства на протяжении дли​тельного исторического вре​мени и его дальнейшую судьбу.

 

СОВРЕМЕННАЯ НАУКА ПРИЗНАЕТ, что процесс воз​никновения государства носил сложный и противо​речи​вый характер и все факторы, которые выдви​гали различные теории, в той или иной мере влияли на про​цесс образования государства.

Вместе с тем сегодня очевидно, что ни один из них не может быть абсолютизирован и в основе происхождения госу​дарства, как и необходимости его существования на протяжении дли​тельного исторического времени ле​жат более глубокие социальные причины.

Они связаны с качественными изменениями, про​ис​шедшими в жизни перво​бытных людей в эпоху не​олита (VII-III тысячелетие до нашей эры), в резуль​тате пере​хода от присваивающего к производящему способу взаимоот​ношения с природой, ко​торые вы​звали глубокие пере​мены во всех сферах жизни первобытного общества. Это привело:

- в экономике - к разделению общественного труда, росту его производительно​сти, обмену про​дуктами труда, увеличению массы общественного богатства, возникно​вению разнообразных форм соб​ственности;

- в социальной сфере - к интенсивному росту числен​ности населения, появле​нию наряду с семьей совер​шенно новых форм общностей людей (различных профес​сий, богатых и бедных, свобод​ных и несвободных), рез​кому повышению роли от​дель​ной личности в системе со​циальных связей, разделению и противоречивости инте​ре​сов лично​сти, социальных групп, общества в целом;

- в духовной сфере - к интенсификации интел​лекту​альной деятельности, пе​реходу от мифологи​ческого к рациональному типу мышления, возникно​вению науки и идеологии, отделению сферы духов​ного производства от сферы материального произ​водства.

Вместо первобытного общества, имевшего одно​родную социальную структуру и основанного на единстве интере​сов людей, возникла разнородная социальная структура, основанная на многообразии, различии и противоречиях интересов людей. Необ​ходимость обеспечить управляе​мость всем общест​вом в условиях его социального рас​слоения опреде​лила постепенную замену родовых орга​нов власти (народного собрания, старейшин, военачальников), приспособленных к управлению соци​ально одно​род​ным обществом, государством с его специфиче​скими признаками, аппаратом, функциями и фор​мами, приспособленным к управлению соци​ально дифференцированным обществом.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.