Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ (законодательства) - деятельность официальных



СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ (законодательства) - деятельность официальных государственных органов, а также юристов - ученых и практиков по упорядочению действующих нормативных актов с целью их согласования, устра​нения противоречий и более эффективного использования.

Существуют два основных способа систематизации нормативных актов: кодификация и инкорпорация.

Кодификация всегда носит официальный характер и проводится органами государства, имеющими право на принятие нормативных актов того или иного уровня. Она заключается в создании на основе разрозненных нормативных актов, регулирующих определенную область общественных отношений, обобщающего нормативного акта: Основ законодательства, кодекса, устава, положения. При кодификации проводится качественная переработка содержания действующих нормативных актов и созда​ется по существу новый акт более высокого уровня. Примером кодификации последне​го времени может служить сознание нового Гражданского кодекса Российской Феде​рации.

Инкорпорация может носить официальный характер, т.е. проводиться уполномоченными государственными органами, но может быть и неофициальной и прово​диться юристами - учеными и практиками. Она состоит в составлении из разрозненных нормативных актов тематических (отраслевых) или хронологических сборников (собраний актов). При инкорпорации, в отличие от кодификации, содержание дейст​вующих нормативных актов не меняется. Примером предметной инкорпорации может служить сборник нормативных актов по налоговому законодательству.

В теории выделяют и такую форму систематизации нормативных актов, как консолидацию. Она занимает промежуточное положение между кодификацией и инкорпорацией, состоит в создании на официальном уровне комплексного нормативного акта, включающего в себя ранее действующие акты, но без изменения, качественной переработки их нормативного содержание.

В последнее время значительное распространение получает систематизация нормативных актов путем создания электронных (компьютерных) баз данных.

ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА. РАЗНОВИДНОСТИ (ТИПЫ) ПРАВОВЫХ СИСТЕМ

ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА - наиболее широкое по содержанию понятие теории права. Оно характеризует структурное единство всех правовых явлений общества, их качественное своеобразие по сравнению с правовыми системами других стран, принадлежность по общим признакам к определенным типам (семьям) правовых систем

Структурными компонентами правовой системы общества являются:

- нормы права, принципы, институты и отрасли права, выраженные в специфических источниках права; это нормативный компонент правовой системы;

- правовая практика и правовые учреждения; это деятельный компонент правовой системы;

- правовое сознание общества; это духовный компонент правовой системы.

Исторические особенности содержание и соединения этих компонентов определяют различия правовых систем и объединение их в группы (семьи правовых систем) по степени общности.

Обычно выделяют четыре основных семьи правовых систем среди современных стран: романо-германскую правовую систему, англосаксонскую правовую систему, мусульманскую правовую систему и традиционную правовую систему.

Романо-германская правовая система (Германия, Франция, Россия, другие страны континентальной Европы) характеризуется особой ролью конституций и зако​нов, четко определенной системой нормативных актов как основного источника права, разделением системы права на отрасли права, в том числе частное и публичное право.

Англосаксонская правовая система (Великобритания, США, Канада) характеризуется особой ролью в правовой системе судебных прецедентов как основных ис​точников права, отсутствием четкого членения системы права на отрасли права, отно​сительной свободой судебного усмотрения при принятии правовых решений.

Мусульманская система права (страны арабского востока) характеризуется неразделимостью права и религиозно-моральных норм, признанием в качестве основного источника права шариата, включающего в себя нормы Корана, акты их толкова​ния учеными знатоками ислама - иджмы, акты аналогии норм Корана к сходным слу​чаем - киясы.

Традиционная система права (значительная часть стран Африки) характеризу​ется признанием в качестве основного источника права традиций и обычаев, перешед​ших со ступени родового строя и поддерживаемых государственной властью и традиционными родовыми структурами.

Правовые системы современности достаточно активно взаимодействуют между собой и перенимают наиболее прогрессивные черты друг друга.

 

 

Тема 4. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

1. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ЕГО ОСНОВНЫЕ СТАДИИ И ЭЛЕ​МЕНТЫ.

МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (механизм действия юридических норм) - процесс поэтапного осуществления юридических норм, содержащихся в нормативных актах, в правомерном поведении субъектов через систему специальных юридических средств

Процесс правового регулирования, начинаясь с создания правовых норм и завершаясь формированием правопорядка, содержит внутренние структурные элементы, которые выражаются категорией механизма правового регулирования (механизма дей​ствия юридических норм).

Исходным элементом механизма правового регулирования являются субъекты права - отдельные лица и организации, наделенные возможностью совершать юридические действия. Итогом механизма действия юридических норм является их право​мерное поведение.

Основными стадиями (этапами) механизма правового регулирования и используемыми на каждой их них специальными юридическими средствами являются:

- стадия общей регламентации правового положения (статуса) субъектов права, на которой индивидуальные и коллективные участники социальных процессов наделяются юридическими нормами правоспособностью идееспособностью;

- стадия индивидуализации юридических норм, на которой при возникновении юридических фактов субъекты права вступают в правоотношения, приобретают взаимные субъективные права и субъективные юридические обязанности;

- стадия реализации права(реализации правоотношений), на которой всту​пившие в правоотношения субъекты путем собственных действий или посредством применения права осуществляют субъективные права и обязанности, достигая цели механизма действия юридических норм - правомерного поведения.

В качестве дополнительного элемента правового регулирования можно выде​лить механизм обеспечения права, который основывается на охранительных нормах различных отраслей права и деликтоспособности субъектов права, “запускается” в действие вследствие совершения правонарушения и включает в себя также стадии юриди​ческой ответственности и ее реализации.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.