В психотерапевтической практике могут применяться специальные игрушки, являющиеся средством лечения и профилактика детских неврозов, в том числе детских страхов, направленные на профилактику сексуальных насилий, специальное половое воспитание и др.
При направлении такого рода специальных игрушек в экспертную комиссию в обязательном порядке необходимо представить инструкцию по их применению с указанием возрастной адресованное™, специалистов, которые их используют, и обоснованием психотерапевтических задач применения.
Специализированные игрушки в психотерапевтических процедурах могут выступать средствами агрессии по отношению к объектам детских
страхов, содержать специальные элементы для полового воспитания и защиты от сексуального насилия и т.п.
Объем производства специализированных игрушек должен быть ограничен с учетом запросов специальных служб. Не допускается свободная продажа специализированных игрушек и игрушек ассортимента секс-шопов.
Торговля специализированными игрушками должна ориентироваться целевым образом на соответствующие службы.
Психолого-педагогические требования II уровня призваны осуществлять политику обеспечения развития ценного научного психолого-педагогического потенциала.
Требования II уровня состоят в следующем:
1.Полифункциональность игрушки. Игрушка может быть гибко исполь зована в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функ циях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображе ния, знаковой символической функции мышления и др.
2. Возможность применения игрушки в совместной деятельности. Игруш ка должна быть пригодна к использованию ее одновременно группой де тей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и ини циировать совместные действия (коллективные постройки, совместные
игры и др.).
3. Дидактические свойства игрушки. Такого рода игрушки несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой, могут содержать механизмы программированного контроля, на пример электрифицированные и электронные игры и игрушки.
4. Принадлежность игрушки к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ре бенка, приобщают к миру искусства и знакомят его с народным художе ственным творчеством.
Игрушки отвечают требованиям II уровня при условии наличия соответствующих прилагаемых к ним инструкций или методических рекомендаций, содержащих возрастную адресованность, способы или области их применения.
Заключение по результатам психолого-педагогической экспертизы игрушек должно содержать указание о том, что игрушка отвечает требованиям II уровня. Эта позиция заключения является основанием для создания режима особого благоприятствования в производстве и торговле.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСПЕРТНОЙ САМООЦЕНКИ
СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
В ДЕТСКОМ САДУ
Оценка
Критерии
2,4 3
И' 1. Сотрудники создают условия для возникновения и развертывания игры детей.
И 1.1. Создают условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре (читают вместе книги, прослушивают пластинки, обсуждают события из жизни детей, рассказывают о себе и других людях, организуют экскурсии, прогулки, посещение музеев, театров; обращают внимание детей на содержание деятельности людей и их взаимоотношений, на явления и взаимосвязь событий в живой и неживой природе и пр.)
И 1.2. Побуждают детей к развертыванию игры (обращаются к малышам: «Посмотрите, у зайчика болит ножка, давайте его полечим»; предлагают детям постарше поиграть в конкретную игру или выбрать сюжет; побуждают детей к принятию роли и наделению ею партнера; договариваются о правилах игры со старшими детьми и пр.)
И 1.3. В качестве непосредственных участников игры предлагают детям образцы различных игровых действий (воспитатель кормит, купает куклу, привлекая к игре малышей; показывает, как строить космический корабль, рассказывает, как играть в игры с правилами — «Съедобное — несъедобное», «Испорченный телефон», «Садовник»; произносит считалку для установления очередности или выбора водящего и пр.)
И 1.4. Соблюдают баланс между игрой и другими видами деятельности в педагогическом процессе: во время, предназначенное для игры, не проводят занятий; обеспечивают плавный переход от игры к занятиям, режимным моментам
И 1.5. Обеспечивают баланс между разными видами игры (подвижными и спокойными, индивидуальными и совместными, дидактическими и сюжетно-ролевыми и пр.)
' И — Развитие игровой деятельности.
Оценка
И 2. Сотрудники создают условия для развития общения между детьми в игре И 2.1. Организуют совместные игры детей (предлагают игры с разным числом участников, в том числе учитывая дружеские привязанности между детьми; объединяют отдельные играющие группы общим сюжетом; организуют совместные игры детей разных возрастных групп с целью их взаимного обогащения игровым опытом и пр.) И 2.2. Развивают способы игрового общения — общения детей как носителей роли (диалоги между персонажами, ролевые действия с учетом роли партнера) И 2.3. Развивают у детей умение общаться по поводу игры (договариваться, поделиться игрушками, соблюдать очередность, проявлять сочувствие и уважительное отношение к партнеру, тактично улаживать конфликты и пр.)
2 2
И 3. Педагоги создают условия для развития творческой активности детей в игре И 3.1. Не регламентируют игру детей, избегают воспроизведения трафаретных и однообразных сюжетов, действий и приемов И 3.2. Представляют детям возможность выбора в процессе игры (вида игры, сюжета, роли, партнеров, игрушек и пр.) И 3.3. Поощряют детей к импровизации в игре (придумыванию сюжетов; введению оригинальных персонажей в традиционные игры; смене и совмещению ролей, изготовлению игровых атрибутов и костюмов и пр.) И 3.4. Стимулируют детей пользоваться предметами-заместителями, помогают подбирать и расширять их набор, гибко использовать игровое оборудование И 3.5. Способствуют возникновению эмоционально-насыщенной атмосферы в игре (включаются в игру, заражая детей своим интересом, яркими эмоциями; используют выразительные движения, мимику, интонированную речь; вносят в игру моменты неожиданности, таинственности, сказочности и т.п.) И 3.6. Внимательно и тактично наблюдают за свободной игрой детей, включаясь в нее по мере необходимости как равноправный партнер
2,5 2
3 2
И 4. Сотрудники реализуют индивидуальный подход в организации игры детей
1,75
Критерии
Оценка
И 4.1. Организуют игры с учетом личностных особенностей и специальных потребностей детей (игры, стимулирующие активность застенчивых детей и детей с физическими недостатками и задержками в развитии; повышающие самоконтроль у излишне расторможенных и агрессивных детей и т.п.) И 4.2. Обращают особое внимание на «изолированных» детей (организуют для них привлекательные игры, оказывают поддержку в игре, выдвигают их на центральные роли и т.п.) И 4.3. Способствуют полоролевой социализации мальчиков и девочек в игре (организуют игры отдельно для мальчиков и девочек и совместные; предлагают роли мамы, хозяйки и пр. для девочек, роли, связанные с мужественными профессиями, — для мальчиков; обеспечивают детям возможность выбора соответствующих игрушек, атрибутов, костюмов) И 4.4. Поддерживают индивидуальные интересы и возможности детей в ифе
2 1
И 5. Сотрудники способствуют развитию у детей разных видов игр И 5.1. Организуют сюжетно-ролевую игру И 5.2. Организуют ифы с правилами И 5.3. Способствуют возникновению режиссерской ифы И 5.4. Организуют ифы-драматизации И 5.5. Побуждают детей к ифам-фантазиям (придумыванию сказок и пр.) И 5.6. Организуют подвижные и спортивные игры И 5.7. Используют дидактические ифы в педагогическом процессе И 5.8. Приобщают к играм разных народов
2,25
3 3 1 2 1
3 3
И 6. Педагоги используют игровые приемы в разных видах деятельности и при выполнении режимных моментов
Общий средний балл
2,3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ,
РЕАЛИЗУЕМЫЕ В ДЕТСКОМ САДУ Сводные данные по самоэкспертизе в ходе аттестации ДОУ
Индекс
Группа 1
Группа
Группа 3
"руппа 4
Специалист
Средний
балл
Примечание
В
—
2,5
—
И
2,3
2,75
1,7
2,8
—
2,4
—
Ф
2,5
2,9
2,7
2,5
2,9
2,7
Бассейн, спортивная секция «Румяные щечки»
Р
2,8
2,7
1,6
2,3
2,8
2,4
Коррекцио-ные логопедические занятия
Из
2,5
2,9
Изостудия детского творчества
м
2,9
Детская танцевальная студия
т
2,8
2,9
2,9
Детский театр «Зазеркалье»
к
2,4
2,1
2,4
2,7
—
2,4
Ма
1,5
2,7
2,9
2,2
Компьютерный класс
Е
1,7
1,5
1,5
1,75
—
1,6
—
Э
2,5
1,5
2,6
—
2,2
—
Ч
1,5
1,3
1,25
1,7
—
1,4
—
АНКЕТА ДЛЯ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ ПОТРЕБНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГАХ ДОУ1
Уважаемые родители!
Дошкольное учреждение проводит опрос родителей по проблемам дошкольного воспитания. Просим Вас ответить на ряд вопросов, касающихся улучшения ситуации в нашем микрорайоне, связанных с проблемами дошкольного воспитания.
1. Ходит ли Ваш ребенок в дошкольное учреждение? Да. Нет.
2. Если ходит, то в какое дошкольное учреждение?
3. Если не ходит, то почему? (Подчеркните выбранный Вами ответ.)
3.1. Есть с кем оставить дома.
3.2. Являюсь принципиальным противником общественного воспи тания дошкольников.
3.3. В микрорайоне нет такого дошкольного учреждения, которое подошло бы моему ребенку.
3.4. Мой ребенок не может посещать дошкольное учреждение по состоянию здоровья.
3.5. Не вожу в дошкольное учреждение, так как очень дорого.
3.6. По другим причинам.
4. Посещал ли Ваш ребенок ранее дошкольное учреждение? Да. Нет.
5. Если посещал, то по какой причине Вы отказались от этого? (Под черкните выбранный Вами ответ.)
5.1. В связи с выплатой субсидий (пособий).
5.2. У кого-то из родственников появилась возможность оставаться с ребенком дома.
5.3. Очень часто болел.
5.4. Ребенок не хотел ходить в дошкольное учреждение.
5.5. Детский сад стал очень дорогим.
5.6. Мой ребенок ничего не получал в детском саду, пустая трата денег и времени.
5.7. Были недовольны организацией питания в дошкольном учреж дении.
5.8. Считаю, что педагогические программы традиционного детско го сада моему ребенку не подходят.
5.9. Не нравится режим работы дошкольного учреждения: необхо димость рано приводить ребенка, платить за дни непосещения.
Разработана Л.М.Деникиной.
5.10. И другие причины...
6. Отметьте (подчеркните) тот тип дошкольного воспитания и те до полнительные услуги, которыми Вы хотели бы воспользоваться: мини- школа, детский сад на дому, прогулочная группа, группа кратковремен ного пребывания, оздоровительные группы, группы эстетического раз вития, хореография, ритмика, театральная и изобразительная студии, изу чение иностранных языков: английский, французский, немецкий и др.
7. Хотели бы Вы принять участие в следующих мероприятиях до школьного учреждения: организации продажи детских вещей, детских книг, детских игрушек и пособий, детской мебели и др.
8. Ваши предложения по кардинальному улучшению организации до школьного воспитания в микрорайоне.
9. Ваша платежеспособность (в связи с получением дополнительных услуг): максимальная ______ руб., минимальная________ руб.
С Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений ознакомлен(а).
Наличие квалификационной категории, срок ее действия___________
Основанием для аттестации на указанную в заявлении квалификационную категорию считаю следующие результаты работы:
Считаю наиболее приемлемым прохождение аттестации в форме
Сообщаю о себе следующие сведения:
Образование (какое образовательное учреждение окончил, полученная специальность, квалификация)
лет. В данной
Стаж педагогической работы (по специальности)
должности ____ лет.
Стаж работы в данном учреждении
Наличие наград, званий, ученой степени, ученого звания
Сведения о повышении квалификации.
200 года
Подпись
Телефон дом.
ел.
1 К Положению о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных учреждений.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ
1. Фамилия, имя, отчество,
2. Год и дата рождения____
3. Сведения об образовании и повышении квалификации (какое обра зовательное учреждение окончено и когда, специальность, квалифика ция, звание, ученая степень, ученое звание и т.д.)
4. Занимаемая должность на момент аттестации и дата назначения на эту должность ________________________________________________
5. Общий трудовой стаж______________________________________
6. Стаж педагогической работы (работы по специальности).
7. Решение аттестационной комиссии
8. Результат голосования___________
Количество голосов: за___ , против _
9. Рекомендации аттестационной комиссии (с указанием мотивов, по которым они даются)___________________________________________
Председатель аттестационной комиссии (подпись) Секретарь аттестационной комиссии (подпись)
Присвоена
квалификационная категория сроком на 5 лет
(дата и номер приказа органа управления образованием, образовательного учреждения)
М.П.
Подпись руководителя
С аттестационным листом ознакомлен (а)
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ1
1. Вопрос.
Должны ли быть признаны утратившими силу территориальные и ведомственные положения об аттестации, принятые в соответствии с ранее действовавшим Типовым положением, с момента введения в действие Положения об аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (далее по тексту — Положение)?
Ответ.
Территориальные и ведомственные Положения об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных образовательных учреждений и организаций с 1 сентября 2000 г. должны быть признанными утратившими силу.
Формы и процедуры аттестации, являвшиеся составной частью территориальных и ведомственных органов управления образованием и образовательных учреждений, должны оформляться отдельным нормативно-правовым актом. Кроме того, работникам должно быть предоставлено право выбора форм и процедур аттестации.
2. Вопрос.
Могут ли органы управления образованием принимать дополнительные нормативно-правовые акты о порядке аттестации с учетом специфики региона, отрасли?
Ответ.
Нет, не могут, поскольку пункт 1.8 Положения не допускает установления федеральными ведомственными органами управления образованием, органами управления субъектов Российской Федерации, местными (муниципальными) органами управления образованием, образовательными учреждениями иного порядка проведения аттестации.
В соответствии со статьей 28 Закона Российской Федерации «Об образовании» установление порядка аттестации руководящих и педагогичес-
100
(подпись работника, дата)
1 К письму Минобразования России и Профсоюзов работников народного образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 22-06-1375/175.
ких работников государственных и муниципальных образовательных учреждений отнесено к компетенции Российской Федерации, которая реализуется Министерством образования Российской Федерации (подпункт 44 пункта 5 Положения о Министерстве образования утвержденного постановлением Правительства РФ от 24. 03. 2000 № 258).
3. Вопрос.
Письмом Минобразования России и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 15.08.2000 №297/19-10.117 предложено в 2000 — 2001 учебном году проводить аттестацию педагогических и руководящих работников в сроки, предусмотренные Положением по ранее поданным заявлениям.
Означает ли, что работники, у которых срок действия квалификационных категорий истекает в 2000/01 учебном году, подавшие заявление на аттестацию позднее 1 октября 2000 г. (дата начала аттестации в соответствии с Положением), теряют в 2000/01 учебном году право на прохождение аттестации?
Ответ.
Нет, не означает. В регионах, где сроки подачи заявлений были установлены позднее 1 октября или не установлены вообще, соответствующие органы управления образованием должны предоставить таким работникам на основании их заявлений возможность пройти аттестацию в 2000/ 01 учебном году или продлить срок действия имеющихся квалификационных категорий до прохождения ими аттестации в 2001/02 учебном году.
4. Вопрос.
Могут ли пройти аттестацию в порядке, предусмотренном Положением, педагогические работники негосударственных и ведомственных образовательных учреждений и каким образом?
Ответ.
Педагогические работники негосударственных и ведомственных образовательных учреждений могут пройти аттестацию в порядке, предусмотренном Положением, на основе договора между органом управления образованием, при котором создана соответствующая аттестационная комиссия, и негосударственным, ведомственным образовательным учреждением или самим работником.
5. Вопрос.
Работнику в текущем учебном году присвоена квалификационная категория. Через какое время он может обратиться в соответствующую аттестационную комиссию с заявлением о прохождении аттестации на более высокую квалификационную категорию?
Ответ.
Работник, которому в текущем учебном году присвоена квалификационная категория, может обратиться с заявлением о прохождении аттестации на более высокую квалификационную категорию в соответствующую аттестационную комиссию с заявлением в сроки, установленные для его подачи.
6. Вопрос.
Какие сведения о повышении квалификации вносятся в заявление и аттестационный лист и должны ли эти сведения подтверждаться соответствующими документами?
Ответ.
В заявление и аттестационный лист вносятся сведения о прохождении повышения квалификации в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.06.95 № 610, с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.03.2000 № 213. Сведения должны вноситься на основании документов государственного образца о прохождении повышения квалификации (п. 23 указанного Типового положения).
По желанию работников в заявление могут вноситься сведения на основании иных документов о прохождении повышения квалификации 7. Вопрос.
Если педагогический работник не согласен с решением аттестационной комиссии, как он может обжаловать это решение? Может ли вышестоящая аттестационная комиссия отменить решение нижестоящей аттестационной комиссии? Ответ.
В соответствии с п. 4.3 Положения трудовые споры по вопросам аттестации педагогических и руководящих работников рассматриваются в комиссиях по трудовым спорам (КТС), судах в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Следует иметь в виду, что обжалованию подлежат только вопросы, связанные с процедурой прохождения аттестации (например, отказ в приеме заявления, сроки прохождения аттестации, состав и полномочность аттестационной комиссии и экспертных групп и др.). Сама оценка соответствия уровня профессиональной компетентности работника требованиям и квалификации при присвоении ему квалификационной категории обжалованию не подлежит.
Административный порядок рассмотрения споров по вопросам аттестации Положением не предусмотрен, поэтому вышестоящая аттестационная комиссия или орган управления образованием не могут отменить решение нижестоящей аттестационной комиссии. 8. Вопрос.
Положением предусмотрено, что персональный состав аттестационной комиссии образовательного учреждения, регламент ее работы определяются самим образовательным учреждением, создающим аттестационную комиссию. Означает ли это, что решение этих вопросов находится только в компетенции руководителя образовательного учреждения? Ответ.
Нет, не означает. Вопросы формирования аттестационной комиссии, регламента ее работы, включения в ее состав работников образовательного учреждения, представителей государственной власти и местного самоуправления, научных и других организаций и отнесение этих вопросов к компетенции руководителя и (или) органов самоуправления образовательного учреждения, должны определяться в порядке, предусмотренном Уставом образовательного учреждения, или в порядке, установленном органом самоуправления образовательного учреждения.
Представитель соответствующего профсоюзного органа включается в состав аттестационной комиссии любого уровня в обязательном порядке на основе п. 3.6. Положения.
9. Вопрос.
Может ли быть делегировано право проведения аттестации педагогических и руководящих работников на первую квалификационную категорию аттестационной комиссии образовательного учреждения?
Ответ.
Положение не предусматривает делегирование права проведения аттестации педагогических и руководящих работников на первую квалификационную категорию аттестационным комиссиям образовательных учреждений за следующим исключением.
В соответствии с п. 3.2 Положения Министерство образования РФ, федеральные ведомственные органы управления образованием могут делегировать право проведения аттестации на первую квалификационную категорию педагогических и руководящих работников (кроме директоров, начальников, заведующих) образовательных учреждений только непосредственно образовательному учреждению федерального подчинения. В указанном случае образовательному учреждению делегируется и право присвоения таким работникам первой квалификационной категории.
10. Вопрос.
Имеют ли право Центральная и Главная аттестационные комиссии проводить аттестацию педагогических и руководящих работников на первую и вторую квалификационную категории?
Ответ.
В соответствии с п. 3.1 Положения Центральная аттестационная комиссия имеет право проводить аттестацию только педагогических и руководящих работников образовательных учреждений федерального подчинения и только на высшую и первую квалификационную категории.
Главная аттестационная комиссия имеет право проводить аттестацию педагогических и руководящих работников образовательных учреждений на высшую квалификационную категорию, а также на первую квалификационную категорию педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, находящихся в непосредственном подчинении субъектов РФ.
Центральной, Главной и муниципальной аттестационным комиссиям Положением не предоставлено право проведения аттестации на вторую квалификационную категорию.
11. Вопрос.
Какой аттестационной комиссией осуществляется аттестация руководителей образовательных учреждений как педагогических работников, в том числе на вторую квалификационную категорию?
Ответ.
Аттестация руководителя образовательного учреждения как педагогического работника в зависимости от квалификационной категории, на которую он претендует, осуществляется соответствующей аттестационной комиссией.
12. Вопрос.
В каких случаях в образовательном учреждении не может быть создана аттестационная комиссия и его педагогические работники будут аттес-товываться на вторую квалификационную категорию в аттестационной комиссии другого образовательного учреждения?
Ответ.
Эти случаи могут быть связаны с малочисленностью образовательного учреждения, невозможностью сформировать аттестационную комиссию из-за отсутствия специалистов и по другим причинам. В этих и других случаях по распоряжению местного (муниципального) органа управления образованием аттестация педагогических работников может осуществляться аттестационной комиссией другого образовательного учреждения (п. 3.3 Положения).
13. Вопрос.
Какие аттестационные комиссии кроме центральной могут осуществлять аттестацию педагогических и руководящих работников государственных и ведомственных муниципальных образовательных учреждений (например, музыкальные школы, школы искусств, культурных учреждений среднего профессионального образования культуры и здравоохранения специального обеспечения), учредителями которых являются органы государственной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления.
Ответ.
Учитывая, что законодательством РФ об образовании (статьи 31 и 37 Закона РФ «Об образовании») не предусмотрено создание ведомственных органов управления образованием на уровне субъекта РФ и муниципальном уровне аттестация работников ведомственных образовательных учреждений (кроме образовательных учреждений, находящихся в подчинении федеральных и ведомственных органов управления образованием) осуществляется соответственно Главной или муниципальной аттестационными комиссиями, создаваемыми государственными органами управления образованием субъектов РФ и местными (муниципальными) органами управления образованием по договору между работниками или образовательным учреждением, либо, если такими полномочиями указанные аттестационные комиссии будут наделены соответственно органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
14. Вопрос.
Может ли быть решение аттестационной комиссии в отношении работника, проходящего аттестацию, по каким-либо причинам принято в срок, превышающий два месяца с начала ее прохождения?
Ответ.
Продолжительность аттестации для каждого аттестуемого не должна превышать двух месяцев с начала ее прохождения (определяется график) и до принятия решения о соответствии или несоответствии работника заявленной квалификационной категории (п. 2.2 Положения).
Продолжительность срока аттестации работника в исключительных случаях может быть увеличена органом управления образованием, руководи-
телем образовательного учреждения, проводящими аттестацию, например, по признанию временной нетрудоспособности работника в период прохождения аттестации или другим уважительным причинам.
15. Вопрос.
Почему в Положении не предусмотрено никаких преимуществ при аттестации работников, имеющих почетные звания, государственные или ведомственные награды, ученую степень кандидата или доктора наук?
Ответ.
Положение определяет порядок аттестации для всех педагогических и руководящих работников без каких-либо исключений и преимуществ в отношении аттестуемого.
До введения вариативных форм и процедур аттестации федеральные ведомственные органы управления образованием и органы управления образованием субъектов РФ могут при проведении аттестации предусматривать особые формы и процедуры для педагогических и руководящих работников, в том числе и имеющих государственные, ведомственные награды, ученую степень.
16. Вопрос.
Имеет ли право аттестационная комиссия отказать в приеме заявления на прохождение аттестации от работника, достигшего пенсионного возраста?
Ответ.
Нет. Такого права у аттестационной комиссии нет.
17. Вопрос.
Кто принимает решение о продлении срока действия имеющейся у работника квалификационной категории?
Ответ.
Продление срока действия квалификационной категории осуществляется в исключительных случаях соответствующими органами управления образованием по заявлению работника. Заявления должны быть адресованы: на продление высшей квалификационной категории - федеральному, федеральным ведомственным органам управления образованием, органам управления образованием субъектов РФ; на продление первой и второй квалификационной категорий — местным (муниципальным) органам управления образованием. Кроме того, органы управления образованием субъектов РФ могут принять общее решение по данному вопросу.
Следует иметь в виду, что срок рассмотрения заявлений граждан, в том числе и по указанному вопросу, не должен превышать одного месяца.
18. Вопрос.
В письме Минобразования России и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 15.08.2000 № 207/19-10. 117 (п. 4) квалификационные категории в течение срока их действия учитываются на всей территории РФ при установлении работникам разрядов оплаты труда, в том числе и при поступлении на педагогическую работу вынужденных переселенцев из бывших республик СССР, если им по прежнему месту работы по результатам аттестации была присвоена квалификационная категория по соответствующей должности. Кого следует считать вынужденными переселенцами в таком случае?
Ответ.
В данном случае вынужденным переселенцем признается лицо, достигшее 18-летнего возраста и имеющее документ установленного образца о признании его вынужденным переселенцем в соответствии с законом РФ «О вынужденных переселенцах» в редакции Федерального Закона от 20.12.95 № 202-ФЗ. Срок действия имеющейся у такого педагогического работника квалификационной категории на территории РФ не может превышать 5 лет с момента ее присвоения по прежнему месту работы.
19. Вопрос.
Очень часто педагогические работники, имеющие квалификационную категорию по должности, например, учителя, преподавателя выполняют одновременно работу по другой должности, связанной с педагогической работой. Может ли оплата труда работников на разных педагогических должностях производиться с учетом квалификационной категории, присвоенной работнику по одной из педагогических должностей?
Ответ.
Оплата труда на разных педагогических должностях может в ряде случаев осуществляться с учетом присвоенной по одной из занимаемых должностей квалификационной категории, если совпадают по этим должностям их должностные обязанности, учебные программы, профили работы.
В других случаях вопрос о возможности учитывать при оплате труда за работу на разных педагогических должностях имеющуюся квалификационную категорию, присвоенную по одной из них, может быть рассмотрен на основании письменного заявления работника соответствующим органом управления образованием (в том числе ведомственным), к чьей компетенции относится присвоение квалификационной категории.
20. В о п р о с.
Если на педагогическую работу в учреждения общего, начального или среднего профессионального образования принимаются преподаватели и другие работники вузов, НИИ, имеющие по основному месту работы 14, 15, 16 и более высокие разряды ETC, должны ли быть за ними сохранены эти разряды?
Ответ.
Разряды оплаты труда, которые работники имели в учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях, при переходе на педагогическую работу в учреждения общего, начального и среднего профессионального образования, не сохраняются. Оплата труда в учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования устанавливается в соответствии с разрядами ETC, предусмотренными по занимаемым должностям тарифно-квалификационными характеристиками (ТХК), в соответствии с установленными в них требованиями.
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
- основные формы дифференциализации контингента вос питанников;
- основные методы и средства формирования и развития познавательной и коммуникативной культуры воспитанни ков;
- создает комфортный микроклимат в образовательном процессе
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ1
Об уровне квалификации, профессионализма и продуктивности деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения (воспитателя, педагога дополнительного образования, музыкального руководителя, педагога-психолога, руководителя физического воспитания, учителя-дефектолога, учителя-логопеда) на II квалификационную категорию.
(Ф.И.О. аттестуемого, место его работы, должность)
(разряд по оплате труда) Экспертная группа в составе:
(Ф.И.О., место работы экспертов) Провела экспертизу в форме__________________________________
Продуктивность:
- работа педагога способствует сохранению контингента воспитанников;
- создает условия для реализации основных направлений развития личности ребенка в контексте образовательных стан дартов;
- осуществляет активную коррекцию имеющейся среды развития детей с учетом их индивидуальных особенностей, интересов и реализуемой образовательной программы
Общее заключение:
Подписи экспертов:___________________
С результатами экспертизы ознакомлен(а)
(подпись аттестуемого, дата)
Выводы:
Отвечает общим требованиям, предъявляемым к работнику по данной должности в соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой
Квалификация
Имеет знания и умения, превышающие требования стандартов педагогического образования в области: - основ теории педагогики, психологии, валеологии и возрастной физиологии; - методик обучения и воспитания
Профессионализм
Владеет и применяет в практической деятельности: - широкий набор методов, приемов и средств обучения и воспитания; - элементарные методы и средства педагогической диагностики;
Разработано специалистами Комитета по образованию Санкт-Петербурга.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений: Сб. документов / Ред.-сост. Р. Б. Стеркина. — М., 1996.
Бондаренко А., Поздняк Л., Шкатулла В. Заведующий дошкольным учреждением. — М., 1984.
Васильева А. И., Бахтурина Л.А., Кобитина И. И. Старший воспитатель детского сада. — М., 1990.
Деникина Л. М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном учреждении: Методические рекомендации. — М., 1997.
Князева О. Л. Об экспертизе реализации образовательных программ в ДОУ// Вестник образования. — 1996. — № 11. JКочеткова А. А. Педагогическая диагностика. — М., 1987.
Мещерякова С. Взаимодействие персонала с детьми: Несколько советов экспертам и педагогам // Вестник образования. — 1996. — № 11.
О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях: Метод, письмо МО РФ от 17.05.95 № 61/19-12 // Дошкольное образование в России: Сб. действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов / Ред.-сост. Р. Б. Стеркина. — М., 1997.
Панько Е.А. Изучение деятельности педагога детского дошкольного учреждения: Методические рекомендации. — М., 1985.
Поздняк Л. В. Основы управления дошкольным образовательным учреждением. — М., 1996.
Положение о Федеральном экспертном совете по общему образованию Министерства образования Российской Федерации // Дошкольное образование в России: Сб. действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов / Ред.-сост. Р. Б. Стеркина. — М., 1997.
Рекомендации по аттестации педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных учреждений // Вестник образования. — 1996.-№ 10.
Рекомендации по проведению аттестации и аккредитации дошкольных учреждений на территории Российской Федерации // Справочник менеджера образования: В 2 т. / Сост. В. Г. Гиршович. — М., 1995. — Т. 1.
Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации: Метод, письмо
МО РФ от 24.04.95 № 46/19-15 //Дошкольное образование в России: Сб. действующих нормативно-правовых документов и научно-методич. материалов / Ред.-сост. Р. Б. Стеркина. - М., 1997.
Стеркина Р. Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения //Дошкольное воспитание. — 1996. — № 6.
Теория и методика управления педагогическим процессом дошкольного учреждения / Под ред. Л.М.Маневцовой. — СПб., 1993.
Управление качеством образования / Под ред. М. М.Поташника. — М., 2000.
Фролова А. Инспектирование детских дошкольных учреждений. — М., 1989.
Шамова Т.Н., Третьякова П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. — М., 2001.
Юдина Е. Заметки об этапе экспертизы // Вестник образования. — 1996. — №11.-С. 79-83.