В современных условиях все более актуальными становятся государственный мониторинг качества образовательных услуг, социальная защита от некомпетентных педагогических воздействий, создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития образовательных учреждений независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм. Систему государственного контроля обеспечивают лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений.
Под лицензированиемпонимают процедуру, включающую проведение экспертизы и принятие решения о выдаче (или об отказе в выдаче) дошкольному образовательному учреждению лицензии на право ведения образовательной деятельности в соответствии с поданным заявлением.
Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» тип образовательного учреждения устанавливается в соответствии с реализуемой в нем образовательной программой. Образовательное учреждение относится к типу «дошкольное образовательное учреждение», если основная реализуемая в нем программа является программой дошкольного образования.
Целью лицензирования является реализация прав учредителя на ведение образовательной деятельности и гарантии, что в учреждении созданы условия, необходимые для ее осуществления. Государственная лицензия обеспечивает право дошкольного учреждения на получение льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Аттестация— комплексная экспертиза деятельности дошкольного учреждения с целью выявления его соответствия (несоответствия) требованиям государственного образовательного стандарта. По результатам аттестации принимается экспертное заключение, содержащее рекомендации о присвоении дошкольному учреждению соответствующей категории.
Аккредитация— процедура признания государством в лице его государственных органов управления образованием государственного статуса дошкольного образовательного учреждения с присвоением ему вида и категории, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью образовательной программы, реализуемой в дошкольном учреждении.
В настоящее время ДОУ аккредитуются по трем категориям. Основанием для присвоения категории является уровень соответствия деятельности требованиям государственного образовательного стандарта.
К первой категории относятся дошкольные учреждения, реализующие образовательную программу в соответствии с требованиями, превышающими государственный стандарт дошкольного образования по всем направлениям деятельности.
Ко второй категории — дошкольные учреждения, реализующие образовательную программу в соответствии с требованиями, превышающими государственный стандарт дошкольного образования по одному или нескольким направлениям деятельности.
К третьей категории — дошкольные учреждения, реализующие образовательную программу в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.
Дошкольные образовательные учреждения второй категории подразделяют в соответствии с направленностью их программы на
четыре вида:
1) детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуще ствлением одного или нескольких направлений развития воспи танников;
2) детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуще ствлением квалифицированной коррекции отклонений в физичес ком и психическом развитии воспитанников;
3) детский сад присмотра и оздоровления с приоритетом осуще ствления санитарно-гигиенических, профилактических и оздоро вительных мероприятий и процедур;
4) детский сад комбинированного вида, имеющий общеразвива-ющие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании.
Вид дошкольного учреждения второй категории определяется путем экспертной оценки (в процессе аттестации) приоритетного направления деятельности детского сада. Критерием экспертной оценки отнесения дошкольного учреждения к тому или иному виду является направленность реализуемой в нем образовательной программы.
В качестве приоритетного направления деятельности дошкольного учреждения второй категории могут выступать: охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка; физическое, интеллектуальное, художественно-эстетическое развитие ребенка; коррекция нарушений физического и психического развития, социально-психологическая реабилитация ребенка и т. п.
Таким образом, целью аттестации и аккредитации являются: обеспечение механизма государственного контроля за эффективностью образовательного процесса в дошкольных учреждениях; стимулирование их деятельности в направлении вариативности, разнообразия и повышения качества дошкольного образования; обеспечение реальной возможности выбора родителями дошкольников индивидуального образовательного маршрута для своего ребенка из широкого спектра качественных образовательных услуг.
Основные задачи аттестации и аккредитации состоят в следующем:
• установить соответствие содержания, уровня и качества обу чения и воспитания в детском саду требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
• определить вид и присвоить категорию;
• установить в зависимости от категории порядок дифференци рованного бюджетного финансирования;
• реализовать права негосударственных дошкольных учрежде ний на бюджетное финансирование в размере норматива.