Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Руководителя дошкольного учреждения



Контроль как одна из значимых функций управления призна­ется всеми специалистами по теории управления образованием (Л.М.Денякина, Ю.А. Конаржевский, В.Ю.Кричевский, Н.Н.Ля-щенко, Л.М.Маневцова, Л.В.Поздняк, Т. И.Шамова и др.). А. А. Орлов полагает, что именно контроль обеспечивает непре­рывность и цикличность управления образовательной системой. М.М.Поташник и А.М.Моисеев утверждают, что контроль по­зволяет выявить ее реальное состояние. К.М.Ушаков доказывает, что контроль, в идеале, должен выявить, насколько то, что про­исходит на самом деле, соответствует декларируемым ценностям. В условиях большей самостоятельности образовательных учреж­дений при делегировании им прав и полномочий управления по­вышается ответственность за осуществление контрольно-диагнос­тической функции, возрастает роль самоэкспертизы. При переходе к самоуправлению оценка собственной деятельности должна стать предметом ежедневной заботы самого образовательного учрежде­ния, частью его профессиональной деятельности.

Как подчеркивает Т.И.Шамова, процесс управления требует надежной обратной связи управляющей и управляемой подсистем на любом уровне. Такую обратную связь обеспечивает именно конт­роль в различных его формах и методах (способах, средствах), яв­ляясь важнейшим источником информации для каждого участни­ка образовательного процесса.

В практике управления дошкольными учреждениями исполь­зуются разные виды контроля: оперативный, тематический, ито­говый.

Оперативный контроль позволяет контролировать повторяющи­еся процессы жизнедеятельности дошкольного учреждения: соблю­дение режима и организацию жизни группы с учетом специфики сезона, дня недели, общего настроения детей; процесс освоения ими культурно-гигиенических навыков, развития самостоятельно­сти в самообслуживании и санитарное состояние группы; созда­ние условий для детской самостоятельной деятельности; органи­зацию целевых прогулок и экскурсий и т.д.

Данный вид контроля выявляет затруднения и незначительные сбои в работе, позволяет выявить проблемы, которые требуют бо-


лее глубокого изучения. Непрерывность и регулярность оператив­ного контроля снимают его исключительность и стрессовое к нему отношение.

Разновидности оперативного контроля: предупредительный, срав­нительный, экспресс-диагностика — позволяют обеспечить конт­роль за исполнением обязанностей, предупредить возникновение того или иного недостатка, сопоставить результаты деятельности, выявить компетенцию педагогов по конкретным вопросам с по­мощью опросов, тестов, анкетирования и т. п.

Основное достоинство оперативного контроля — его быстрота, но именно из-за этого он не всегда позволяет выявить все причи­ны, тормозящие либо отрицательно влияющие на педагогический процесс в целом или его отдельные стороны, установить причин­но-следственные связи. Эти недостатки оперативного контроля сни­мает тематический контроль.

Тематический контроль дает возможность проконтролировать качество образовательных услуг детского сада по отдельным на­правлениям воспитания и обучения, выявить уровень развития детей, эффективность выполнения образовательных программ, внедрения инноваций и новых педагогических технологий.

Итоговый контрольнаправлен на подведение итогов работы педагогического коллектива в связи с завершением учебного года, летней оздоровительной кампании, окончанием сроков реализа­ции программы развития детского сада и пр.

Осуществляя контроль, вырабатывая его технологию, следует точ­но определить объекты контроля в процессе управления дошкольным учреждением. В этом плане самой существенной является установ­ка: контролируется не работник, а его деятельность и ее результаты (В.Ю.Кричевский). Поэтому объектом контроля выступают усло­вия работы детского сада (санитарно-гигиенические, материальные, кадрового обеспечения и т.д.), а также результаты образовательной деятельности, качество предоставляемых образовательных услуг.

Главное условие осуществления контроля четкое представление контролирующего о стандарте, модели, эталоне того объекта, ко­торый подлежит контролю. Без ясного понимания этого контроль бессмыслен, ибо неопределенность сопоставления с нормативом, целью не даст результата. К важным условиям осуществления эф­фективного контроля относятся его гибкость, плановость, непре­рывность, экономичность, нацеленность на результат.

Определив объекты и условия контроля, руководитель органи; зует собственно процессуальную сторону контроля — его техноло­гическую составляющую.

Технологической составляющей контроля в образовании являют­ся методы научно-педагогической экспертизы, экспертных оце­нок. Их совокупность (наблюдение педагогического процесса, хро­нометраж режима дня, изучение документации, анализ детских


работ, беседы с детьми и воспитателями, методы педагогической диагностики для определения уровня развития ребенка, анкети­рование родителей и т.д.) позволяет получить информацию о ре­альной картине образовательного процесса.

Используя различные методы количественного и качественно­го анализа, руководитель дошкольного учреждения как эксперт устанавливает соответствие образовательного процесса замыслу (цель и задачи образовательной программы, годового плана, про­граммы развития ДОУ и т.п.) или нормативу (государственный стандарт дошкольного образования, возрастные показатели, уров­ни развития и т.п.) и обнаруживает отклонение.

Всю информацию тщательно анализируют, отделяют главное от второстепенного и случайного, устанавливают связи и зависи­мости, вскрывают причины неудач. Функция контроля переходит в функцию анализа.

В практике управления контроль и анализ — процедуры раз­ные, но взаимодополняющие (Ю. А. Конаржевский). Контроль кон­статирует факт отклонения от нормы, стандарта, эталона, а ана­лиз дает объяснение причин этого отклонения. Анализ в большей сте­пени, чем контроль, носит субъективный характер, зависит от уровня общей компетентности анализирующего, эксперта (В. Ю.Кричев-ский).

В современных условиях демократизации управления образо­ванием особо значим психологический аспект организации и тех­нологической составляющей контроля. Контроль не отторгается воспитателями, если его психологический инструментарий осно­ван на естественной потребности человека в успехе, признании его деятельности, желании быть специалистом своего дела, стрем­лении к совершенствованию. Поэтому контроль в детском саду должен быть прозрачным, открытым, ориентировать на повыше­ние качества образовательных услуг и совершенствование гумани­зации педагогического процесса, не нарушать естественного тече­ния жизни детей в группе. Особо значимы спокойный, конструк­тивный и доброжелательный тон обсуждения результатов контро­ля, распространение выявленного педагогического опыта и инно­ваций. Целесообразно делегировать функции контроля членам педагогического коллектива, использовать в сочетании с админи­стративным такие формы контроля, как взаимоконтроль и само­контроль. Специальные исследования подтверждают, что оттор­жение у педагогов вызывает не суть контроля, а форма его прове­дения и стилистика выводов.

Задания для самоконтроля и самооценки

1. На основе взаимосвязи функций управления (см. рис. 1) раскройте значение педагогической экспертизы в структуре управленческой деятель­ности руководителя дошкольного образовательного учреждения.


 

2. Используя метод рейтинговой самооценки, оцените уровень своих
аналитико-мониторинговых умений, необходимых менеджеру для квали­
фицированной педагогической экспертизы детского сада и экспертной
оценки качества образовательных услуг.

3. Проведите микроисследование на базе детского сада и дайте экспер­
тное заключение о роли экспертной оценки руководителями дошкольно­
го образовательного учреждения результатов деятельности и качества об­
разовательных услуг при разработке годового плана и (или) комплексно-
целевой программы развития учреждения.

4. Заполните графы таблицы, предлагая наиболее эффективные мето­
ды диагностики и экспертных оценок основных объектов контроля при
проведении в детском саду тематических проверок.

 

Объекты контроля Методы диагностики и экспертных оценок
   
   
   

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.