1. Легко и быстро устанавливает контакт с детьми в процессе дидактического общения (на занятиях) 2. Легко и быстро устанавливает контакт в процессе личностного общения 3. Чуткость и отзывчивость, способность к сопереживанию 4. Умение понять детскую группу, определить ее доминирующие качества 5. Умение понять конкретного ребенка 6. Умение проявить педагогический такт 7. Внимание ко всем детям и к каждому ребенку в отдельности
Продолжение
Показатель
Степень выраженности в баллах
8. Умение управлять своим поведением, психологическим состоянием, проявлять терпимость, сохранять спокойствие и разум в ситуациях, вызывающих раздражение 9. Умение регулировать отношения в группе, разрешать и предотвращать детские конфликты 10. Гибкость в общении 11. Владение речью 12. Эмоциональная устойчивость 13. Умение использовать игру как средство общения с детьми 14. Владение мимикой и пантомимикой 15. Умение использовать искусство как средство общения 16. Умение применять шутку, юмор в общении 17. Умение создавать в общении атмосферу доверия, сотрудничества, сотворчества 18. Умение верно оценить, проанализировать свое общение с детьми
Педагогическая диагностика экспертной оценки реализации образовательных программ
Современная система дошкольного образования развивается как вариативная, что проявляется в возможности выбора образовательных программ и педагогических технологий воспитания и обучения дошкольников. Большинство современных образовательных программ для детского сада содержат показатели, примерные уровни (высокий, средний, низкий) освоения детьми образовательного содержания. Это позволяет применять метод экспертных оценок для контроля успешности реализации образовательных программ, оценивать, как работает педагог, насколько эффективны применяемые им технологии и методические приемы.
Использование педагогической диагностики воспитателем обеспечивает обратную связь, дает возможность конструировать образовательный процесс, исходя из реального уровня развития детей, успешности освоения каждым ребенком того или иного раздела программы. Только на основе педагогической диагностики можно определить цели, спрогнозированные в зоне потенциального развития ребенка. Без этого, как подчеркивает М. М. Поташник, нельзя перейти к показателям качества образования.
В основе методики педагогической диагностики лежит вариативный набор игровых тестовых заданий разной сложности, позволяющих выявить успешность ребенка, уровень освоения им образовательного содержания. Игровой характер заданий, игровые персонажи, ставящие ребенка в проблемную ситуацию, которая требует использования осваиваемого социального опыта, снимает эмоциональную напряженность: ребенок может испытывать ее, чувствуя, что его проверяют. Тестовые задания естественно включаются в режимные процессы (утренний и вечерний отрезок времени, прогулка, часть занятия и т.д.), не нарушая обычного режима жизни детей в группе.
Конкретное содержание и методика тестового задания определяются содержанием конкретной образовательной программы.
Пример.
Образовательная программа «Детство». Раздел «Ребенок познает предметный мир». Средний дошкольный возраст