К84 Экспертные оценки в образовании: Учеб. пособие для студ. фак. дошк. образования высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 112 с.
ISBN 5-7695-0654-7
В пособии раскрываются современные подходы к пониманию сущности и педагогической технологии экспертных оценок в образовании. Это позволит студентам овладеть современными методами педагогического мониторинга с учетом своеобразия дошкольного образования. Приложение содержит нормативно-правовые документы по аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений.
Может быть полезно руководителям учреждений дошкольного образования.
Лицензия ИД № 02025 от 13.06.2000. Издательский центр «Академия». Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.Д002682.05.01 от 18.05.2001 г. 117342, Москва, ул. Бутлерова, 17-6, к. 223. Тел./факс: (095)334-8337, 330-1092.
Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате. 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.
Современная система дошкольного образования развивается как открытая, вариативная, ориентированная на предоставление качественных образовательных услуг семьям, имеющим детей дошкольного возраста. На первый план выдвигаются проблемы обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности детского сада, его взаимодействия с семьей и начальной школой, делается акцент на эффективности процессов социализации, индивидуализации развития личности дошкольника. В связи с этим все более острой становится потребность в профессионале, способном с учетом меняющихся социально-экономических условий, общей ситуации в системе образования России оценивать и выбирать наилучшие варианты организации образовательного процесса, просчитывать их результаты, стимулировать творческую деятельность педагогов по разработке образовательных программ, инновационных педагогических технологий, методических пособий для обучения и воспитания дошкольников.
Введение государственных образовательных стандартов, а также процедуры аттестации педагогических кадров и дошкольных образовательных учреждений отражают тенденции к совершенствованию оценки качества образования и требуют от специалистов дошкольного образования знания методологии экспертных оценок и владения технологией аттестации с учетом периодически изменяющихся федеральных и региональных требований, специфики состояния образования в регионе.
Указанные причины являются основанием для включения в Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования» новой учебной дисциплины «Экспертные оценки в образовании».
Цель учебного курса — освоение будущими менеджерами дошкольного образования методологии экспертных оценок в образовании, основ научно-педагогической экспертизы как условия их профессиональной компетенции. Особенностями курса являются его инструментальный характер, направленность на формирование практической готовности менеджера дошкольного образования к
управленческой деятельности на основе педагогической экспертизы и экспертных оценок в дошкольных учреждениях разного вида.
Реализация поставленной цели предполагает решение трех групп взаимообусловленных образовательных задач.
Первая группа задач связана с освоением студентами конкретного образовательного содержания, которое включает:
• представление о методологии и методах экспертных оценок, сущности научно-педагогической экспертизы, области примене ния экспертных методов, специфике и методике экспертной оценки в системе дошкольного образования на основе современных науч ных подходов к управленческой деятельности;
• знание основных этапов педагогической экспертизы, спосо бов оценки компетентности экспертов в области педагогики, ста туса эксперта и этики его поведения, процесса формирования эк спертных групп и организации работы экспертов;
• знакомство с пакетом нормативно-правовых документов по проведению педагогической экспертизы в процессе аттестации и аккредитации дошкольных учреждений, по экспертной оценке ра боты педагогов и руководителей дошкольных образовательных уч реждений (ДОУ) России;
• знание технологии разработки анкет, опросников, тестов для экспертизы, а также технологии и системы критериев комплек сной оценки деятельности педагогов и руководителей детского сада (дошкольного учреждения в целом) в процессе педагогической эк спертизы.
Вторая группа задач связана с овладением студентами следующими практическими умениями для осуществления научно-педагогической экспертизы в ДОУ:
• анализ и экспертная оценка образовательных программ, педа гогических технологий и методик дошкольного воспитания и обу чения;
• анализ и экспертная оценка характера взаимодействия педа гога с детьми в разных видах детской деятельности;
• экспертная оценка кадрового обеспечения педагогического процесса в дошкольных учреждениях разного вида;
• экспертная оценка материальной развивающей среды и меди ко-социальных условий пребывания детей в детском саду (без опасность, охрана физического и психического здоровья);
• экспертная оценка качества игрушек и методических пособий для детского сада;
• мониторинг для процедуры самоанализа в процессе аттеста ции дошкольных учреждений: наблюдение в группах, тестовые иг ровые задания для детей, анкетирование родителей и воспитате лей, анализ педагогической и медицинской документации и пр.;
• оценка, исходя из государственного образовательного стан дарта, и выявление причин низкого качества образовательных ус-
луг, принятие на основе педагогической экспертизы и экспертной оценки адекватного управленческого решения;
• анализ нормативных документов и на их основе экспертная оценка деятельности воспитателя (руководителя детского сада, дошкольного учреждения в целом); оформление документации по педагогической экспертизе.
Третья группа задач направлена на развитие личности студента и предполагает:
• воспитание осознанного отношения к педагогической экспер тизе как к средству государственного контроля и стимулирования повышения качества образовательных услуг, обеспечивающему социальную защиту ребенка и его семьи от некомпетентных педа гогических воздействий;
• осознание процедуры самоанализа как эффективного сред ства развития педагогической рефлексии менеджера образования, побуждающего к целенаправленной управленческой деятельности по обновлению содержания образования, созданию развивающей среды, формированию личностно ориентированного отношения к ребенку;
• умение работать в составе экспертной группы, обеспечивать гуманистический характер экспертизы, согласованность эксперт ных оценок и заключений.
Цель и основные группы образовательных задач определили структуру предлагаемого учебного пособия. В первом разделе «Теория и практика экспертных оценок в образовании» рассматриваются методологические основы научно-педагогической экспертизы и экспертных оценок в образовании, а также основные подходы к практическому использованию экспертных методов в педагогике. Пособие адресовано студентам факультетов дошкольного образования, поэтому акцент сделан на особенностях экспертной оценки качества образовательных услуг дошкольных учреждений и применении экспертных оценок в ходе аттестации.
Второй раздел пособия содержит примерные планы практических и семинарских занятий, которые позволят студентам приобрести первоначальный опыт осуществления экспертных оценок и научно-педагогической экспертизы в дошкольных учреждениях, при этом особое внимание уделено изучению законодательных и нормативно-правовых документов по педагогической экспертизе, технологии и процедуре ее проведения в детском саду, оформлению документации и пр.