Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 1. ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ЕГО ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА



Качество дошкольного образования как объект экспертной оценки

«Образование — важнейшее из земных благ, если оно наивыс- шего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно», — утверждал английский писатель Р. Киплинг. С этим трудно не со­гласиться, но современная педагогическая наука еще не определи­ла сущность термина «качество образования», а его оценка являет- ся одной из сложнейших проблем российской педагогики.

Следует заметить, что качество образования трактуется сегодня достаточно произвольно, и это связано прежде всего с тем, что само слово «качество» многозначно.

С одной стороны, качество — это существенный признак, свой­ство, отличающее один предмет от другого. Исходя из этого мож­но сказать, что система воспитания М. Монтессори, например, ка­чественно (по целям, содержанию и всем остальным компонентам педагогической системы) отличается от вальдорфской системы.

С другой стороны, качество — степень ценности, пригодности чего-либо. С данных позиций качество образования следует рас­сматривать как степень реального соответствия тому, каким оно должно быть. Это значение термина «качество» наиболее суще­ственно для решения задач экспертных оценок в образовании, где соответствие качеству определяется исходя из целей образования, эталонов и стандартов.

Сложность интерпретации термина «качество» связана и с тем, что оно (качество) может рассматриваться как абсолютное и отно­сительное понятие. При этом в повседневной жизни, в быту каче­ство преимущественно определяется в связи с его абсолютным зна­чением. Качественная оценка с точки зрения абсолютного значе­ния представляет собой наивысший стандарт, который невозмож­но превзойти. В этом смысле абсолютное качество образования обеспечивают элитарные учебные заведения, дорогостоящие уни­кальные образовательные технологии.


Как понятие относительное, качество вещи, услуги и т.д. соот­ветствует предназначению, т.е. потребностям потребителя (а не просто их высокая стоимость). Качество образования как понятие относительное имеет два аспекта: соответствие стандарту и запро­сам потребителей образовательных услуг.

Попытка раскрыть сущность понятия «качество образования» применительно к школе на системном уровне впервые была сде-лана в исследовании С. Е.Шишова и В.А.Кальней (1998). В их монографии «Мониторинг качества образования в школе» каче- ство образования определяется как степень достижения постав- ленных целей и задач, степень удовлетворения ожиданий участни­ков процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг.

Исходя из общих подходов к пониманию качества образования и учитывая своеобразие его дошкольного звена, качество послед­него следует рассматривать как социальную категорию, определя­ющую состояние и результативность процесса воспитания и обу­чения детей в дошкольных образовательных учреждениях страны. При этом качество дошкольного образования понимают как степень достижения научно-обоснованных целей и задач дошкольного образо­вания и степень удовлетворения ожиданий педагогов и родителей дош­кольников от предоставляемых дошкольными учреждениями образо­вательных услуг. То есть осуществляя экспертную оценку качества дошкольного образования, необходимо определять его соответствие государственному образовательному стандарту и запросам потре­бителей услуг ДОУ.

Качество образования — понятие развивающееся, оно не мо­жет быть статичным и неизменным. В настоящее время можно рас­сматривать как документ, который определил ориентиры качества современного дошкольного образования, «Концепцию дошкольного воспитания» (1989). В ней обозначены четыре основных принципа:

гуманизация — воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе;

развивающий характер образования — ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на ов­ладение способами мышления и деятельности, развитие речи;

дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения — развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями;

деидеологизация дошкольного образования — приоритет общече­ловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада.

Эти принципы являются основополагающими для экспертных оценок современного дошкольного образования России.


В настоящее время, что явствует из вышеуказанных принци­пов, отечественная система дошкольного образования переориен­тируется с интересов государства на интересы личности ребенка. Реализация потребностей детей и их родителей происходит в ре­зультате дифференциации содержания основного и дополнитель­ного образования, предоставления широкого спектра платных до­полнительных образовательных услуг, а также организации новых видов ДОУ и режима гибкого (кратковременного) пребывания де­тей в детском саду.

В самом общем виде качество дошкольного образования может быть определено:

• предоставлением семье возможности выбора для ребенка инди­
видуального образовательного «маршрута»
на основе разнообразия
содержания, форм и методов работы с детьми;

• обеспечением социальной защиты ребенка от некомпетентных
педагогических воздействий;

• гарантией достижения каждым ребенком, систематически по­
сещающим детский сад, к концу дошкольного детства минимально
необходимого уровня подготовки для успешного обучения в начальной
школе,
что обеспечивает реализацию идеи непрерывного образо­
вания личности.

Таким образом, качество дошкольного образования — социальная категория, обеспечивающая в итоге позитивное развитие обще­ства, которое заинтересовано в его адекватной оценке в целях со­вершенствования. Присущая слову «качество» эмоциональная ок­раска затрудняет понимание его природы и требует компетентной экспертной оценки специалистов в данной области.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.