Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Экспертные оценки в образовании как результат научно-педагогической экспертизы



Экспертиза — слово латинского происхождения, означающее исследование, разрешение при помощи сведущих людей какого-либо вопроса, требующего специальных знаний. В свою очередь, экс­перт означает сведущее лицо, приглашаемое в спорных или труд­ных случаях для экспертизы.

В педагогике область применения научно-педагогической экс­пертизы весьма обширна. Она связана прежде всего с необходимо­стью компетентно оценить предлагаемые новые учебники и учеб­ные пособия. Прежде чем они увидят свет и будут изданы массо­вым тиражом, целесообразность публикации оценивают рецензенты. Фамилии рецензентов, их ученые звания, место работы указыва­ют при издании книги.

Для оценки актуальности, научной новизны, теоретической и практической значимости научных исследований по педагогике дис-


сертационные советы, где происходят защиты диссертаций, на­значают оппонентов, выполняющих экспертные функции. Их по­ложительные заключения являются основанием для присвоения научных степеней.

Особую значимость для дошкольной педагогики имеет эксперт­ная оценка игр и игрушек для маленьких детей. Специалисты по дошкольной педагогике знают, что некоторые игры и игрушки могут провоцировать проявления жестокости и насилия, вызывать нездоровый интерес к сексуальным проблемам. Материалы, из ко­торых сделаны игрушки, а также особенности их конструкции могут быть опасны для здоровья ребенка.

Экспертной оценки требуют и стандарты образования. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» государственные образовательные стандарты разрабатываются на конкурсной основе и утверждаются на уровне правительства по заключению экспертов.

Экспертная оценка служит исходным основанием для научного прогнозирования путей развития системы образования, принятия как государственных, региональных программ, так и программ раз­вития конкретных образовательных учреждений.

Экспертиза может проводиться по представленным документам. Например, при лицензировании образовательных учреждений на право ведения образовательной деятельности подаются сведения о педагогических кадрах и укомплектованности штатов, материаль­но-технической базе и оснащенности образовательного процесса.

Значимость экспертных оценок в образовании, необходимость научно-педагогической экспертизы существенно возросли в по­следние годы. Это связано с теми изменениями, которые произошли в системе образования. Разрушение ее единообразия, появление разноуровневого образования, вариативных образовательных про­грамм и технологий, стандартов образования, а также расшире­ние финансовой самостоятельности образовательных учреждений и развитие новых экономических отношений в сфере образования потребовали принципиально иного уровня управления.

Способность принять верное управленческое решение на осно­ве научно-обоснованной экспертной оценки — одно из важней­ших профессиональных умений менеджера образования как спе­циалиста, профессионально осуществляющего функции управле­ния на основе современных научных методов руководства.

Новым в педагогической практике является аттестация и ак­кредитация дошкольных учреждений, механизм осуществления ко­торых основан на научно-педагогической экспертизе.

Диагностическая оценка фактических результатов позволяет ре­гулировать и корректировать педагогический процесс, поведение и деятельность всех его участников. При переводе в режим самоуп­равления важно, чтобы каждый участник образовательного процес­са владел элементами самоанализа, самоконтроля, самооценки.


В связи с этим намечается тенденция к взаимосвязи и взаимодополня­емости внешней, независимой экспертной оценки и самоэкспертизы.

Обобщая сказанное, можно выделить три основных значения, рас­крывающих сущность понятия научно-педагогическая экспертиза:

1) рассмотрение, исследование педагогических явлений, процессов,
проблем, результатов педагогической деятельности,
а также прогно­
зирование развития системы образования, экспертная оценка
аль­
тернативных решений и определение наиболее предпочтительных
вариантов организации образовательного процесса в целях улучше­
ния качества и обновления содержания образования, оказания кон­
сультативной помощи
авторам и коллективам образовательных уч­
реждений;

2) комплекс научно-исследовательских процедур, направленный на
получение от экспертов информации, ее анализ и обобщение с
целью принятия компетентных решений в области управления
образованием;

3) показатель профессиональной компетенции, как одной из про­
фессиональных обязанностей менеджера образования.

Экспертная оценкарезультат научно-педагогической экспер­тизы, мотивированное мнение, суждение специалиста о качестве того, что было предметом экспертизы.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.