Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Сущность и роль налогов



Важнейшее место среди источников доходной части государственного бюджета занимают налоги. На их долю приходится до 90% поступлений в бюджеты промышленно развитых стран. Согласно Бюджетному кодексу РФ доходы бюджета каждого уровня формируются в соответствии с налоговым законодательством. Данное положение подтверждает исключительную важность налогов, поскольку именно они представляют собой финансовый источник экономической самостоятельности государства. Общеизвестна крылатая фраза американского президента Бенджамина Франклина: «В жизни несомненны две вещи: смерть и налоги».

Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен. При этом налогообложение как элемент экономической культуры присуще всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования.

История налогов насчитывает тысячелетия. Налоги выступали необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы, когда нарождающиеся социально-государственные механизмы древнего мира потребовали соответствующего финансирования. По словам английского экономиста С. Паркинсона: «Налогообложение старо, как мир, и его начальная форма возникла когда какой-нибудь местный вождь перегораживал устье реки, место слияния двух рек или горный перевал и взимал плату за проход с купцов и путешественников».

Формирование налоговых теорий складывалось под непосредственным воздействием экономического развития общества. До XVII века все представления о налогах носили случайный и бессистемный характер. И только после того, как произошла замена временных и чрезвычайных налогов на регулярные и всеобщие платежи, вызвавшая неприятие их населением, возникла необходимость в теоретическом обосновании такого явления, как налоги.

Одной из самых первых налоговых теорий является теория обмена, которая основывается на возмездном характере налогообложения. Суть теории заключается в том, что через налог граждане покупают у государства услуги по охране от нападения извне, поддержанию порядка и т.д. Наиболее распространенной разновидностью данной теории является теория «общественного договора» (Ш. Монтескье, Вольтер, О. Мирабо). В ней налог рассматривается как результат договора между гражданами и государством, согласно которому подданный вносит государству плату за охрану, защиту и другие услуги. Никто не может отказаться от налогов, так же как и от пользования услугами, предоставляемыми государством. В конечном счете этот обмен выгоден для обеих сторон, так как самое неспособное правительство лучше и дешевле охраняет подданных, чем если бы каждый из них защищал себя самостоятельно. Иными словами, налог выступает платой общества за выгоды и мир, обеспечиваемые гражданам.

Классическая теория налогов (теория налогового нейтралитета) связывается с научной деятельностью А. Смита, Д. Рикардо и их последователей. Они рассматривали налоги как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства. Противоречивость позиции классиков состоит в том, что, с одной стороны, они признавали необходимость налогов и считали, что расходы на общественную оборону и на поддержание достоинства верховной власти должны покрываться общими сборами со всего общества. С другой стороны, относили государственную деятельность к непроизводительной, не связанной с удовлетворением экономических потребностей общества и рассматривали налоги как препятствие к накоплению капитала, развитию экономики. Так, Д. Рикардо писал: «Налоги имеют тот же эффект, что и неплодородная почва, плохой климат, отсутствие ловкости или активности, плохое распределение рабочих мест, утрата станков».

Противоположностью класссицизма выступает кейнсианская теория, которая рассматривает налоги в качестве главного рычага регулирования экономики. По мнению Дж.М. Кейнса, изложенному в книге «Общая теория занятости, процента и денег», экономический рост зависит от денежных сбережений только в условиях полной занятости. Однако полной занятости достичь практически невозможно. В этих условиях большие сбережения мешают экономическому росту, поскольку не вкладываются в производство и представляют собой пассивный источник доходов. Чтобы устранить негативные последствия, излишние сбережения следует изымать с помощью налогов.

Налоговая теория монетаризма, предложенная М. Фридменом, основана на количественной теории денег. При этом налоги, наряду с другими инструментами (процентная ставка, денежная масса), воздействуют на денежное обращение. В частности, через налоги изымается излишнее количество денег, благодаря чему уменьшаются неблагоприятные факторы развития экономики.

Таким образом, представления об экономической природе и роли налогов менялись по мере развития общественных отношений. В настоящее время сложилось два подхода к определению сущности налогов: экономический и правовой.

Налог как экономическая категория характеризует отношения хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства – с другой, по поводу формирования централизованных денежных фондов государства (бюджетных и внебюджетных). Посредством изъятия налоговых платежей происходит перераспределение части национального дохода страны в собственность государства с целью создания финансовой базы для осуществления его задач и функций.

Налог как правовая категория представляет собой обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и/или муниципальных образований. Причем следует различать понятия «налог», «сбор», «пошлина». Под налогом понимают обычно систематический взнос, который уплачивается плательщиком без какого-либо встречного удовлетворения. При этом обязанность по уплате налога возникает у плательщика в любом случае при наличии объекта налогообложения. Сбор представляет собой плату, взимаемую государственным органами за право участия, пользования чем-либо или за право осуществления той или иной деятельности (например, за использование наименования «Россия»). Пошлина – плата, взимаемая с организаций и граждан за совершение государственными органами определенных действий (государственная пошлина, таможенная пошлина). Сборы и пошлины взимаются только с тех, кто вступает в отношения с соответствующим органом или учреждением по поводу получения нужных ему услуг.

Налог как комплексная экономико-правовая категория представляет собой совокупность определенных элементов, каждый из которых имеет самостоятельное значение:

налогово-правовая норма – общее правило поведения в налоговой сфере, установленное в определенном порядке и санкционированное государственным органом;

налогоплательщики (участники налоговых отношений) – юридические, физические лица или другие категории плательщиков (обособленные структурные подразделения – филиалы, представительства), на которые возложена обязанность уплачивать налоги;

объект налогообложения – действие или благо, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога. Объектами налогообложения являются операции по реализации товаров (услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (услуг);

налогооблагаемая база – количественное выражение объекта налогообложения, та стоимостная база, к которой применяется ставка налога;

ставка налога – размер налога (в процентах или стоимостном выражении), приходящегося на единицу налогообложения. Такой единицей налога принято считать условную величину, используемую для количественного расчета налогооблагаемой базы. Например, для исчисления таможенной пошлины на автомобиль такой единицей является лошадиная сила;

налоговый период – срок, в течение которого завершается процесс формирования налогооблагаемой базы и определяется размер налогового обязательства.

Многообразие существующих налогов вызывает необходимость их классификации, поскольку отнесение налога к определенному виду позволяет более четко определить его содержание и организовать процедуру взыскания. В настоящее время подразделение налогов проводится по следующим признакам:

по способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги взыскиваются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков, поэтому размер их точно известен (налоги на прибыль, на доходы физических лиц, на имущество). Косвенные налоги (адвалорные) взимаются через цену товара. Это своеобразные надбавки, включаемые государством в цену товаров и услуг и уплачиваемые потребителями. Традиционно к ним относят акцизы и таможенные пошлины. Сравнительно новым для России является налог на добавленную стоимость, представляющий собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения;

по компетенции органов государственной власти налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные. Размеры ставок, объекты, плательщики и методы исчисления налогов определяются законодательными органами страны, субъектов Федерации, местными органами и являются едиными для всей подведомственной территории;

по ставкам выделяют пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоги. Пропорциональный налог устанавливается в абсолютной фиксированной сумме на единицу обложения, фиксированных процентах или кратной сумме (минимальный размер оплаты труда) независимо от величины объекта налогообложения или дохода. Ставка прогрессивного налога увеличивается по мере роста получаемого дохода или стоимости объекта обложения. При регрессивном налоге ставка понижается с повышением получаемого дохода;

по уровню бюджета-получателя выделяют закрепленные и регулирующие налоги. Закрепленные налоги целиком и непосредственно поступают в конкретный бюджет или внебюджетный фонд (налог на доходы физических лиц перечисляется в федеральный бюджет). Регулирующие (разноуровневые) налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, согласно бюджетному законодательству (налог на прибыль предприятий и организаций распределяется между бюджетами трех уровней, налог на доходы физических лиц – между региональным и местным бюджетами).

Налоги выполняют несколько функций, в каждой из которых проявляется их сущность и реализуется назначение как инструмента финансовой политики.

1. Фискальная функция (обеспечение финансирования государственных расходов). Фиском (от лат. fiscus – корзина) в Древнем Риме называлась частная казна императора, находившаяся в ведении чиновников и пополнявшаяся доходами с императорских провинций. Это основная функция налогов, с помощью которой происходит формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных и целевых программ.

2. Распределительная (социальная) функция состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения, посредством чего достигается поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними. Иными словами, происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения. Примером реализации социальной функции являются акцизы, устанавливаемые на отдельные виды товаров, прежде всего на предметы роскоши, а также механизм прогрессивного налогообложения. В некоторых социально ориентированных странах (Швеция, Норвегия, Швейцария) почти на официальном уровне признается, что налоги представляют собой плату высокодоходной части населения менее доходной за социальную стабильность.

3. Регулирующая функция направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач политики государства. Основными объектами регулирования при помощи налоговой политики являются хозяйственный цикл, отраслевая и региональная структура хозяйства, капиталовложения, цены, НИОКР, внешнеэкономические связи, окружающая среда и пр. В рамках данной функции принято выделять три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Так, современная система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, инвалидам, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство, в благотворительную деятельность и т.д. Примером тому может служить механизм ускоренной амортизации, при котором компаниям разрешается отчислять в амортизационный фонд суммы, значительно превышающие действительный износ основного капитала. Это сокращает размер налогооблагаемой прибыли и стимулирует капиталовложения в экономику. Метод способствует интенсификации НТП, поощрению структурных изменений в экономике, особенно развитию наукоемких отраслей.

Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов. Это проявляется через введение повышенных ставок налогов, акцизов, таможенных пошлин и др.

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и пр. Эти платежи имеют четкую отраслевую принадлежность.

4. Контрольная функция позволяет государству осуществлять контроль финансово-хозяйственной деятельности организаций и граждан, а также источников доходов и расходов. На основе денежной оценки сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции выявляется эффективность каждого налогового канала и «налогового пресса» в целом, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

Формирование и развитие налоговых отношений – сложный процесс, в основе которого лежат базовые положения (принципы), касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления. Впервые они были сформулированы в 1776 г. А. Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». Эти принципы сохранили свою актуальность и поныне. Однако за более чем двухсотлетнее развитие общества система принципов А. Смита претерпела определенные изменения. В настоящее время на практике реально воплощены следующие экономические принципы налогообложения.

1. Принцип справедливости утверждает всеобщность налогообложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам. Согласно этому принципу каждый подданный государства должен принимать участие в формировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. При этом плательщики, находящиеся в равном экономическом положении, должны находиться и в равной налоговой позиции, т.е. каждый должен выплачивать налог одинаковой величины. Если же лица находятся в неравном положении, те из них, кто получает от государства больше благ, должны платить больше налогов. Примером является налог на пользователей автодорог и владельцев автотранспорта. Естественно, именно они должны вносить платежи в дорожные фонды (налог на пользователей автодорог, налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог с владельцев автотранспортных средств), за счет которых финансируется строительство и ремонт дорог.

Однако принцип справедливости не является абсолютным и действует не во всех случаях. Так, пожилые люди имеют более низкие доходы по сравнению с молодыми трудоспособными людьми, но чаще прибегают к услугам государственного здравоохранения. Поэтому, исходя из платежеспособности, они должны были бы платить более низкие налоги. В то же время они извлекают больше выгод от пользования государственными больницами, следовательно, должны платить больше налогов.

2. Принцип соразмерности заключается в соотношении наполняемости бюджета и неблагоприятных для налогоплательщиков последствий налогообложения. Его можно сформулировать как принцип экономической сбалансированности интересов налогоплательщика и государственной казны. Данный принцип обосновывается расчетами американского экономиста А. Лаффера, показавшего зависимость между налоговыми доходами бюджета и динамикой ставок налога и установившего наличие оптимального уровня налога, который обеспечивает максимальные поступления в государственный бюджет.

Задача законодателя – на основе экономически обоснованных предложений установить такой режим налогообложения, который не подавлял бы экономическую активность налогоплательщика и в то же время обеспечивал необходимый уровень поступлений в бюджет. Таким образом, налогообложение имеет свои пределы, определяемые в соответствии с принципом соразмерности.

Налоговый предел – условная точка в налогообложении, в которой достигается оптимальная для плательщиков и государственной казны доля ВНП, перераспределяемая через налоговую систему. Сдвиг условной точки в ту или другую сторону порождает противоречивые ситуации, проявлениями которых являются политические конфликты, неподчинение налогоплательщиков, бегство капитала, массовое уклонение от налогов и пр.

Уровень налогового предела может повышаться, как правило, только в чрезвычайных ситуациях, как это было, например, во время Второй мировой войны в США, когда налоговый предел составлял 80–90%. В Великобритании после Второй мировой войны изымалось 100% сверхприбыли. В России экономические сложности переходного периода вызвали введение в 1994 г. двух дополнительных целевых налогов (спецналог и транспортный налог), предоставление прав местным органам устанавливать свои собственные налоги, а также повышение ставки налога на прибыль до 38–43%.

3. Принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшее удобство для плательщика. Он проявляется в определенности и удобстве для налогоплательщика, а также в его информированности обо всех изменениях налогового законодательства. По словам Н.И. Тургенева: «Количество налога, время и образ платежа должны быть определенны, известны платящему и независимы от власти собирателей… Если у земледельца потребуется пóдать тогда, когда его хлеб еще не продан, то он должен или отдать свой хлеб за бесценок, или занимать деньги и платить проценты».

4. Принцип экономичности (эффективности) означает, что суммы сборов по каждому отдельному налогу должны превышать затраты на его сбор и обслуживание. Примером игнорирования этого принципа может стать налог на имущество граждан. Усилия налоговых органов по выявлению объектов налогообложения, исчислению налога и контролю едва покрываются суммами уплачиваемого налога, а уж о взыскании мизерных сумма налога в судебном порядке не может быть и речи. Не случайно некоторыми специалистами выдвигалось предложение установить в налоговом законодательстве норму, в которой при введении нового налога должно быть определено, что доходы от его сбора будут превышать расходы десятикратно.

В современных условиях значение и роль налогов выходят далеко за пределы обеспечения государственных органов финансовыми ресурсами. Налоги стали важнейшим средством огосударствления национального дохода. Они играют все более важную роль в макроэкономическом регулировании, показателем чего является увеличение удельного веса налоговых изъятий в общем объеме ВНП.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.