Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Библиографический список. Бункина, М. К. Макроэкономика / М



Бункина, М. К. Макроэкономика / М. К. Бункина, В. А. Семенов. М., 1996. Гл. 2, 6.

Курс экономической теории / под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. Киров, 2000. Гл. 19, 24.

Лившиц, А. Я. Введение в рыночную экономику: в 2 ч. / А. Я. Лившиц. М., 1992. Ч. 2. Гл. 9, 10.

Макконнелл, К. Р. Экономикс: в 2 т. / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. М., 1992. Т. 1. Гл. 10; Т. 2. Гл. 37, 38.

Пигу, А. Экономическая теория благосостояния: в 2 ч. / А. Пигу. М., 1985. Ч. 1. Гл. 1, 2, 6–9.

Райзберг, Б. А. Рыночная экономика / Б. А. Райзберг. М., 1995. Гл. 21.

Фишер, С. Экономика / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. М., 1993. Гл. 20–22.

Хейне, П. Экономический образ мышления / П. Хейне. М., 1991. Гл. 12, 15.

Экономическая школа. 1992. Вып. 2. Лекции 19, 20.


Глава 16

Экономическая роль государства

16.1. Необходимость государственного регулирования
экономики

Все современные развитые экономики относятся к смешанному типу. Это означает, что государство выступает активным субъектом экономических отношений и целенаправленно влияет на функционирование экономики. Таким образом, в самом широком смысле государственное регулирование экономики – это воздействие (система мер) государства как совокупности организаций на экономические процессы и участвующих в них субъектов. Под совокупностью организаций понимается взаимосвязанная и иерархическая система органов управления экономикой. В современном мире это правительство, парламент (государственная дума), центральный банк, ведомства федерального и регионального уровня и другие государственные органы.

Роль современного государства в смешанной экономике выражается через его экономические функции. Среди них необходимо выделить: общие, присущие любому демократическому государству в настоящее время; особенные, соответствующие качественному состоянию его экономики, а также конкретно-специфичес­кие, характер и содержание которых определяются историческими, природными, национально-культурными характеристиками каждого отдельно взятого государства. Для нас особенно важно выявить и проанализировать общие экономические функции.

Поскольку государственная деятельность в сфере экономики прежде всего должна быть ориентирована на обеспечение и некоторую корректировку действия рыночного механизма, мы выделяем следующие основные экономические функции государства (правительства):

создание законодательной основы эффективного функционирования экономики;

защита и стимулирование конкуренции;

перераспределение дохода;

перераспределение ресурсов;

стабилизация экономики и обеспечение экономического роста.

Какими объективными обстоятельствами обусловлена необходимость государственного регулирования экономики?

Начнем с того, что государство как особая общественная организация возникло и существует для поддержания целостности сообщества людей, живущих на определенной территории, а значит, должно отражать волю и интересы всех своих граждан. В качестве их представителя государство с помощью законодательной, исполнительной и судебной власти структурирует и согласовывает взаимоотношения членов общества и социальных групп, в том числе и в экономической сфере, поддерживая определенный общественный порядок. Поэтому государство, и только оно, формирует законодательные основы функционирования экономики и гарантирует исполнение принятых законов и других нормативных актов (защита прав собственности, обеспечение выполнения контрактов, налогообложение и т.д.). Иными словами, государство обеспечивает правовые рамки различных видов трансакций (рыночных сделок, прямого управления) в экономике.

Государство призвано корректировать недостатки, которые органически присущи рыночной системе. Такими недостатками (отказами) рынка называются ситуации, когда рыночный механизм оказывается не в состоянии обеспечить наиболее эффективное распределение и использование ограниченных ресурсов. Основными типами таких неэффективных ситуаций, свидетельствующих об отказах рынка, являются: неравномерная информация, монополизация, неравенство в распределении доходов, внешние эффекты, неспособность производить общественные блага.

Рассмотрим обстоятельства, препятствующие рыночной системе обеспечивать наиболее эффективное использование производственных возможностей общества и диктующие необходимость воздействия государства на экономику.

1. Неравномерная (асимметричная) информация. К условиям, определяющим эффективное функционирование конкурентных рынков, относится полная информированность покупателей о потребительских свойствах приобретаемых благ. При постоянном обновлении номенклатуры (ассортимента) и усложнении продукции, предлагаемой современному потребителю, это условие далеко не всегда выполняется. Скорее на практике такая информация покупателю либо мало доступна, либо ее получение связано с неоправданно большими затратами. Неравномерное распространение информации в экономической среде приводит к тому, что рыночные сделки не могут осуществляться на основе сопоставления затрат и выгод, рыночные цены становятся неоптимальными, неоправданные конкурентные преимущества получают экономические субъекты, владеющие информацией.

Асимметричность распределения информации между продавцами и покупателями вызывает необходимость формирования системы распространения доступной информации о свойствах благ. Государство создает и поддерживает средства коммуникаций и обеспечивает доступ к информации по возможности всем экономическим субъектам.

2. Монополизация. Ранее обращалось внимание на то, что эффективное распределение ресурсов возникает только на конкурентных рынках. Поскольку собственно рыночная система не имеет внутренних механизмов, противодействующих тенденции образования монополий, а по мере развития научно-технического прогресса становится все больше предпосылок для монополизации производства, то к числу важнейших экономических задач государства относятся защита конкуренции и регулирование деятельности естественных монополий.

3. Неравенство в распределении доходов. В связи с тем, что новые доходы субъектов рынка обычно являются результатом капитализации ранее полученных доходов, рыночная система обусловливает существенно неравномерное распределение богатства, особенно в условиях монополизации рынков. В этом состоит причина внутренней социальной нестабильности рыночной системы без значительного государственного перераспределения доходов.

4. Внешние эффекты (экстерналии). При анализе функционирования рыночного механизма предполагалось, что рыночные цены по определению, с одной стороны, отражают затраты, возникающие при производстве любого блага, а с другой – характеризуют полезность (выгоду), извлекаемую потребителем. Между тем при производстве и потреблении некоторых благ возникают так называемые внешние эффекты, не находящие отражения в рыночных ценах. Поэтому чтобы не только по частным критериям, а с более широких общественных позиций оценить экономические результаты определенного вида производственной деятельности, следует, наряду с частными, учитывать внешние затраты и выгоды.

При наличии внешних затрат в нерегулируемой рыночной системе будет производиться и потребляться больше оптимального для общества объема некоторого блага. И наоборот, когда производство блага сопровождается внешней выгодой, объемы выпуска, определенные рынком, не достигают оптимальных, с точки зрения общества, размеров. Поэтому рыночное распределение ресурсов в этих случаях следует корректировать государственным воздействием.

5. Неспособность производить общественные блага. Еще одно допущение в рамках предыдущего анализа заключалось в предположении, что в экономике производится лишь одна категория благ – частные блага. Основными характеристиками частных благ служат конкурентность (они являются объектами конкуренции потребителей) и исключаемость (недоступность их для потребителей, которые не в состоянии заплатить за потребление данных благ рыночную цену). Соответственно существуют «неконкурентные» и «неисключаемые» блага, которые называются общественными. Кроме чисто частных и чисто общественных благ, существуют смешанные (промежуточные) блага, не обладающие в полной мере ни свойствами частных, ни свойствами общественных благ.

Примерами наиболее распространенных общественных благ являются обеспечение национальной безопасности, установление и поддержание правопорядка, строительство и эксплуатация маяков, объектов транспортной и коммунальной инфраструктуры и т.п. Свойство неисключаемости общественных благ приводит к тому, что их производство не может функционировать на рыночных принципах. Возмещать затраты на производство общественных благ следует посредством организации системы налогообложения и государственного финансирования.

Особую значимость государственное регулирование экономики приобретает для макроэкономической стабилизации, т.е. контроля за уровнем занятости населения и инфляцией, а также для контроля за процессами в сфере внешнеэкономических отношений (международная специализация производства, импортно-экспортные операции, валютный курс).

Рассмотрим более подробно содержание основных экономических функций государства.

16.2. Законодательная основа функционирования
экономики и защита конкуренции

Для выполнения экономических функций государство наделяется правом и обязанностью в принудительном порядке устанавливать для всех субъектов экономики законодательные основы их экономической деятельности. Законы определяют требования государства к экономическим субъектам. Эти требования принимают форму ограничений (запретов) и предписаний, т.е. обязательных действий (например, необходимость регистрации фирмы или уплаты налогов). Законы устанавливают процедуру, последовательность действий, права и обязанности участников экономических отношений. Содержащиеся в них нормы фиксируют обязательные экономические параметры (например, размер минимальной заработной платы).

При формировании законодательных основ функционирования современной рыночной экономики государство стремится придерживаться следующих принципов.

1. Обязательность исполнения для всех экономических субъектов установленных государством законодательных условий. Само государство, будучи источником экономического (хозяйственного) законодательства, обязано действовать согласно установленным им же законам.

2. Государство не только определяет законодательные условия экономической деятельности, но и защищает их, предоставляя такую защиту через суд. Так, если один из партнеров нарушает контракт, то другой должен иметь возможность обратиться к государству за судебной защитой.

3. Определение и защита законодательных условий экономической деятельности – не только право, но, в первую очередь, обязанность государства.

4. В своей законодательной деятельности государство должно руководствоваться не рыночными критериями максимизации дохода, а целями согласования экономических интересов различных слоев общества, а также поддержания социальной справедливости.

Достаточно ли законодательной деятельности государства и его контроля за соблюдением законов для эффективного функционирования смешанной экономики рыночного типа? – Нет, потому что одна из фундаментальных характеристик рынка – конкуренция. Но конкурентная среда внутренне не устойчива и нуждается в защите со стороны государства. Она формируется не только антимонопольным законодательством, но и специальными экономическими мерами: путем снижения импортных торговых пошлин, поощрения вступления в рынок новых участников и т.д. Антимонопольное регулирование включает в себя мероприятия по реорганизации монополий, ослаблению чрезмерной рыночной власти крупных олигополий и ликвидацию барьеров для конкуренции. Если экономически нецелесообразно ликвидировать сложившуюся монополию, государство принимает меры для сокращения ее негативного эффекта и использования части монопольной сверхприбыли в интересах общества. В современных условиях конкурентная среда – необходимое условие успешного экономического развития страны.

Совокупность норм экономического права и мер по поддержанию конкуренции составляют общие («рамочные») условия экономической деятельности. Создание благоприятных рамочных условий – главная задача государства в рыночной экономике.

Монополия означает определенную степень власти над ценой. Эта власть может быть обусловлена высокой концентрацией производства, тайными или явными соглашениями о разделе рынков сбыта продукции и уровне цен, созданием искусственного дефицита товаров и др. Антимонопольное законодательство призвано не допустить снижающее эффективность экономики ограничение конкуренции на рынках.

Сложнейшая задача, стоящая перед государственными органами, непосредственно осуществляющими регулирование конкуренции на основе антимонопольного законодательства, заключается в том, чтобы определить, каковы те критерии, на основании которых устанавливается факт монополизации рынка. Решение этой задачи определяется ответами на вопросы: что считать низким (или, наоборот, завышенным) уровнем цен; какой процент (доля) всего отраслевого производства свидетельствует о монопольном положении фирмы; какой уровень ограничения выпуска продукции считается искусственно созданным дефицитом; как отличить «демпинговые» цены от низких цен, сложившихся из-за высокой эффективности производства? На эти непростые вопросы нельзя дать однозначный ответ.

Наиболее разработанным и имеющим самую давнюю историю принято считать антимонопольное (антитрестовское) законодательство США. Законом Шермана (1890 г.) запрещались тайная монополизация торговли, единоличный контроль производства в той или иной отрасли, сговор о ценах. Акт Клейтона (1914 г.) запрещал ограничение конкуренции в области сбыта, определенные виды ценовой дискриминации, некоторые типы слияния фирм. Закон Робинсона-Пэтмэна (1936 г.) наложил запрет на ограничительную деловую практику в сфере торговли. В 1950 г. к закону Клейтона была принята поправка, ограничивающая вертикальные слияния крупных фирм (например, добыча сырья – производство – сбыт конечной продукции).

В настоящее время в США на уровне штатов принято и действует множество законов, направленных на регулирование цен. Для сдерживания роста цен созданы регулирующие комиссии, которые часто навязывают продавцам ограничения скорее на минимальное, чем на максимальное значение цены. Многие законы предусматривают преследование в судебном порядке тех производителей, которые предлагают свои товары по ценам ниже издержек на них.

Реализация антимонопольного законодательства США основана не только на жестком следовании букве закона, но и на «принципе разумности». Принцип означает, что только, например, неразумное ограничение торговли подпадает под действие соответствующего антимонопольного акта. При этом критерий разумности фактически определяет суд.

В России антимонопольное законодательство стало формироваться в начале 1990-х годов. Оно нацелено на то, чтобы регулировать отношения между субъектами предпринимательской деятельности, а также между ними, с одной стороны, и государством в лице уполномоченных органов – с другой. Федеральным антимонопольным органом РФ выступает Федеральная антимонопольная служба.

Российское антимонопольное законодательство представляет собой систему нормативных правовых актов, включающую правила, регламентирующие поддержку конкуренции и предупреждение (ограничение и пресечение) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Конституционные основы антимонопольного регулирования образуют нормы Конституции РФ. В соответствии со ст. 8 Конституции РФ в нашей стране гарантируются единство экономического пространства, поддержка конкуренции, свобода хозяйственной деятельности.

Государство обязано не только провозгласить экономические права (свободы), но и обеспечить условия для их практической реализации. Поэтому в ч. 2 ст. 34 Конституции РФ запрещается такая экономическая деятельность, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Данный запрет носит общий характер и охватывает все виды экономических отношений, включая складывающиеся на рынках ценных бумаг и финансовых услуг.

Закон РСФСР № 948-1 от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках» стал первым российским антимонопольным законом и основным инструментом государственного регулирования рынка. Данный закон близок европейской модели антимонопольного законодательства и базируется на принципе соблюдения контроля за злоупотреблениями рыночной властью. В то же время в нем есть черта американской системы антитрестовского законодательства, построенной на основе принципа «запрещения монополий».

Товарные рынки, функционирующие в условиях естественных монополий, регулируются специальным Федеральным законом № 147-ФЗ от 17 августа 1995 г. «О естественных монополиях». В нем, кроме понятия естественной монополии, определены основные сферы государственного регулирования, такие как транспортировка нефти, нефтепродуктов и газа по магистральным трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки и др. В данном Законе установлен один из основных методов деятельности естественных монополий – ценовое регулирование, осуществляемое путем установления фиксированных цен (тарифов) или их предельного уровня. В целом методы регулирования применяются на основе анализа деятельности монополистов. При этом оценивается обоснованность затрат и принимаются во внимание внутренние и внешние факторы хозяйственной деятельности естественных монополий.

Государственные органы контроля за деятельностью естественных монополий следят за любыми сделками, в результате которых меняется право собственности на производственные активы. Естественные монополии, в отношении которых осуществляется государственное регулирование, включаются в специальный реестр.

В октябре 2006 г. вступил в силу Федеральный закон
№ 135-ФЗ от 25 июля 2006 г. «О защите конкуренции». Несомненным его достоинством является объединение в одном законодательном акте норм, определяющих поведение фирм на товарных и финансовых ранках. Тем самым создана правовая основа для единообразной трактовки добросовестных и недобросовестных форм конкуренции экономических агентов, которые могут одновременно и/или взаимосвязанно действовать как на рынках товаров, так и на рынках финансовых услуг.

Законодательство РФ допускает существование в ряде отраслей экономики государственной монополии. Соответствующие законы определяют границы монопольного рынка, субъект монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.

16.3. Роль государства
в перераспределении дохода

Одним из недостатков рынка является то, что он не гарантирует право на доход всем слоям населения. В связи с этим возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения доходов и формирования системы социального обеспечения нуждающихся.

Первичное (функциональное) распределение доходов в обществе с рыночной экономикой осуществляется на этапе формирования доходов собственников факторов производства. Персональное распределение доходов – результат их перераспределения, осуществляемого государством. Денежные средства (трансферты), поступающие от государства в распоряжение домашних хозяйств, увеличивают величину дохода на члена семьи в зависимости от их численности, а также от соотношения иждивенцев и лиц, имеющих самостоятельные доходы. Объем реальных доходов зависит от параметров инфляционного процесса.

Через перераспределение доходов государство вовлекается в широкомасштабную деятельность по поддержанию благосостояния населения на определенном, достаточно высоком уровне. Основной инструмент перераспределения доходов – государственный бюджет. Система государственного бюджета включает сбор налогов, осуществление трансфертных платежей, формирование механизма социального обеспечения и страхования.

Прямой формой государственного перераспределения доходов является их прогрессивное налогообложение, при котором налоговая ставка увеличивается по мере роста номинального дохода. Тем самым реальное налоговое бремя, а значит, и величина перераспределенного дохода, становится больше для тех субъектов, которые получают более высокие доходы. Вопреки мировой практике, в современной России действует пропорциональная («плоская») ставка подоходного налога с физических лиц.

Осознавая особую социальную значимость перераспределения доходов для обеспечения стабильности общества, государство (правительство) должно избегать крайностей: формирования иждивенческих настроений у малоимущих слоев населения и подрыва у экономически активной его части стимулов к высокодоходной деятельности. Стремление к равенству доходов, якобы воплощающему социальную справедливость, всегда сопровождается падением экономической эффективности.

В странах с развитой рыночной экономикой постепенно сформировалась разветвленная система социальной поддержки населения, на которую уходят значительные средства. Социальные государственные расходы, как правило, составляют от 10 до 30% ВВП. Социальное обеспечение реализуется через разного рода программы, среди которых основными являются программы социального страхования и программы государственной помощи.

Программы социального страхования являются формой социальной защиты населения от различных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов. Особенность таких программ – их финансирование из специальных внебюджетных фондов, формируемых из целевых взносов работодателей и работников при поддержке государства.

В России система социального страхования состоит из двух частей: первая призвана обеспечить восстановление и сохранение трудоспособности работников, включая проведение оздоровительных мероприятий; вторая гарантирует обеспечение лиц, утративших трудоспособность или не имеющих ее.

Социальное страхование осуществляется в двух формах: обязательной и добровольной. Обязательное социальное страхование – особая разновидность государственных социальных гарантий, обеспечиваемых через целевые внебюджетные (государственные или общественные) фонды. В случае дефицита этих фондов государство оказывает им поддержку из средств госбюджета. Добровольное социальное страхование строится на принципе коллективной самопомощи при отсутствии прямой финансовой поддержки государства.

Использование средств социального страхования осуществляется в форме денежных выплат, финансирования услуг и предоставления льгот. Основными денежными выплатами являются пенсии и пособия. Пенсии представляют собой гарантированную денежную выплату для обеспечения граждан в старости, в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с достижением установленного стажа работы в определенных сферах трудовой деятельности.

Различают страховые (трудовые) и социальные пенсии. К первым относятся пенсии по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет; вторые выплачиваются нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на страховую государственную пенсию. Это право приобретают граждане при наличии определенного трудового стажа и при условии выплаты соответствующими предприятиями и организациями страховых взносов в государственный Пенсионный фонд. Размер пенсий, как правило, соизмеряется с прошлой заработной платой и устанавливается в процентах к ней на общих или льготных основаниях.

Пособия – это гарантированные денежные выплаты при временном перерыве в работе (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, уходу за ребенком и т.п.), а также для компенсации дополнительных расходов, возникающих в определенных случаях (например, при рождении ребенка).

Особое место среди пособий по социальному страхованию занимает пособие по безработице, которое выплачивается за счет государственных фондов занятости и фондов страхования по безработице. Основное назначение этого пособия – не допустить резкого падения доходов лиц, оказавшихся временно незанятыми.

Финансирование услуг через социальное страхование предусматривает оказание материальной поддержки учреждениям здравоохранения для восстановления трудоспособности граждан и проведения оздоровительно-профилактических мероприятий. Существование льгот связано с получением отдельными группами населения конкретного товара или услуги, которое дает возможность увеличить их потребительские способности.

Назначение программ государственной помощи – обеспечить пособиями тех, кто сам не в состоянии получить существенный доход. Эти программы финансируются большей частью за счет правительственных средств, а их источником служат налоговые поступления. В рамках таких программ предоставляются дополнительные пособия малоимущим, многодетным семьям, осуществляется специальная медицинская помощь и т.д.

16.4. Роль государства
в перераспределении ресурсов

Под внешними эффектами (экстерналиями) понимаются издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются внешними, поскольку имеют отношение не к участвующим в данной трансакции экономическим субъектам, а к третьим лицам, не являющимся продавцами или покупателями данного блага. Внешние эффекты проявляются в результате как потребления, так и производства благ и делятся на отрицательные и положительные. Отрицательные экстерналии связаны с издержками, положительные – с выгодами для третьих лиц, не принимающих участия в сделке по купле-продаже. Таким образом, они не находят отражения в рыночном механизме ценообразования, а следовательно, приводят к снижению эффективности его работы и неоптимальному размещению ресурсов.

Внешние эффекты показывают разность между социальными издержками (выгодами) и частными издержками (выгодами). Действительно, частные издержки РС характеризуют все внутренние для данного производства затраты производителей данного блага, а внешние ЕС – затраты всех третьих лиц, вызванные производством и потреблением блага. Социальные или общественные издержки SС, характеризуют общие затраты как производителей, так и всех третьих лиц, связанных с производством и потреблением данного продукта:

SС = РС + ЕС.

Соответственно, предельные частные МРС, предельные внешние издержки МЕС и предельные социальные издержки МSС – это прирост частных, внешних и социальных издержек, вызванный увеличением производства данного блага на дополнительную единицу (точнее, на некоторую малую величину). В свою очередь, справедливо равенство

MSС = МРС + МЕС.

Аналогично частная выгода РВ характеризует рост благосостояния непосредственных потребителей данного блага, являющихся его покупателями. Внешняя выгода ЕВ характеризует увеличение благосостояния всех третьих лиц, вызванное производством или потреблением данного блага, получивших это благосостояние бесплатно. Социальная выгода SВ характеризует совокупную внутреннюю и внешнюю выгоду как непосредственных потребителей, так и всех третьих лиц, связанную с производством и потреблением данного продукта:

SВ = РВ + ЕВ.

Как и ранее, предельная частная МРВ, предельная внешняя МЕВ и предельная социальная МSВ выгода – это прирост частной, внешней и социальной выгоды, вызванный увеличением производства и потребления данного продукта на дополнительную единицу, причем

МSВ = МРВ + МЕВ.

Отрицательные внешние эффекты (негативные экстерналии) возникают в случае, если деятельность одних экономических агентов вызывает издержки для других, т.е. они отражают негативные воздействия участвующих в рыночной сделке субъектов на третьих лиц. Фактически это означает невыявленное в данной сделке использование ресурсов без соответствующей их оплаты (пример таких неявно используемых ресурсов – воздух, вода и т.д.). Это ведет к возникновению внешних для данной сделки издержек производства ЕС и МЕС (рис. 16.1).

Поскольку получающие внешние издержки третьи лица не участвуют в совершении сделок с данным благом, их издержки не учитываются, а установившиеся на рынке равновесные «частные» цена Рр и количество Qр (рис. 16.1) отличаются от тех «социальных» величин Рs и Qs, которые были бы получены при таком учете. Поэтому результатом негативной экстерналии является занижение цены и перепроизводство данного блага: Рр < Рs, Qp > Qs. Это ведет к использованию излишних ресурсов в избыточном производстве данного блага и, следовательно, неэффективному размещению производственных факторов в экономике.

 

 
 

 

 


Рис. 16.1. Отрицательный внешний эффект

Площадь треугольника АЕрЕs показывает потери эффективности, связанные с тем, что предельные частные издержки МРС оказались меньше предельных социальных издержек МSС. Таким образом, при наличии отрицательного внешнего эффекта благо производится и покупается в большем, по сравнению с оптимальным, объеме.

Положительные внешние эффекты (позитивные экстерналии) возникают в случае, если деятельность одних экономических агентов приносит выгоды другим, т.е. они являются позитивными воздействиями участников рыночной сделки на третьих лиц, не участвующих в ней и получивших эти выгоды бесплатно. Фактически они означают не выявленную в данной сделке полезность от производства определенного блага без соответствующей его оплаты. Это приводит к возникновению внешней для данной сделки выгоды ЕВ и, соответственно, МЕВ при производстве и потреблении каждой дополнительной единицы этого блага.

Поскольку получающие внешние выгоды третьи лица не участвуют в заключении сделок, их выгоды не учитываются, а установившиеся на рынке равновесная цена Рр и количество Qр отличаются от тех величин, которые были бы получены при полном учете выгод, полученных в обществе. Поэтому результатом позитивной экстерналии являются недопроизводство (заниженный выпуск) и недооценка (занижение цены) данного блага: Qp > Qs, Рр < Рs, (рис. 16.2). Это ведет к использованию ресурсов в производстве данного блага в недостаточном объеме и, следовательно, к неэффективному размещению благ в экономике.

 
 

 

 


Рис. 16.2. Положительный внешний эффект

Эффективное для общества равновесие достигается в точке пересечения предельных социальных выгод и издержек (точка Еs), а эффективность увеличивается на площадь треугольника ВЕsЕр. Следовательно, при наличии положительного внешнего эффекта благо производится и покупается в меньшем, по сравнению с оптимальным, объеме.

Таким образом, как перепроизводство благ с отрицательными внешними эффектами, так и недопроизводство благ с позитивными экстерналиями свидетельствует об отказах в функционировании рыночного механизма и приводит к снижению его эффективности. Экономические потери показаны заштрихованными площадями треугольников АЕрЕs и ВЕsЕр на рис. 16.1 и 16.2. В этом смысле между положительными и отрицательными внешними эффектами нет различий – и те и другие отрицательно влияют на эффективность.

Содержание понятия «провал рынка» заключается, таким образом, в неэффективном размещении и использовании ресурсов вследствие того, что цена на благо не донесла достоверной информации о его действительной редкости или полезности, т.е. возможно расхождение частных и социальных издержек или частной и общественной выгоды. Поэтому, в принципе, решение проблемы заключается в достижении равенства предельных социальных издержек предельной социальной выгоде: МSС = МSВ. При этом экстерналии проявляются в виде соответствующих издержек и выгод, т.е. внешние эффекты трансформируются во внутренние. При осуществлении такой интернализации экстерналий достигается оптимальный объем производства соответствующих благ, а это вносит свои коррективы в распределение ресурсов, которое становится эффективным.

В определенных случаях проблема внешних эффектов может быть решена соответствующими действиями самих рыночных субъектов, вовлеченных в такие ситуации. Например, при слиянии (объединении) производителей и покупателей внешних эффектов последние трансформируются во внутренние, происходит необходимая в одном лице (фирма, корпорация) коррекция объемов производства.

Далее, проблема экстерналий может решаться путем формирования и действия общественных институтов, таких как моральные нормы, традиции, обычаи и другие способы влияния на поведение экономических субъектов, порождающее внешние эффекты. Эти способы реализуются через воспитание, общественное мнение и могут привести к корректировке действий таких лиц, поскольку издержки на устранение причин (например, негативных экстерналий) оказываются меньше потерь, обусловленных утратой репутации при игнорировании принятых в обществе правил поведения.

Отказы рыночного механизма, выявленные при возникновении внешних эффектов, нередко связывают с отсутствием определенных рынков, что приводит к фактически бесплатному использованию некоторых специфических ресурсов или неоплачиваемому производству определенных благ. Так, чрезмерное загрязнение окружающей среды при химическом, целлюлозно-бумажном производствах обусловлено тем, что осуществление имеющих отрицательные внешние эффекты действий по сути означает использование производителями в неявном виде права на совершение подобных действий, т.е. права собственности на соответствующий ресурс, какой бы особый вид этот ресурс ни принимал (право на экологически чистую воздушную и водную среду). Но пока такие права собственности не выявлены, они не могут быть отражены в рыночных сделках. Таким образом, неопределенность, размытость прав собственности вызывает столкновение интересов различных лиц – в нашем примере производителей и потребителей бумаги, минеральных удобрений и т.п., с одной стороны, и живущих рядом с такими предприятиями людей – с другой. Следовательно, четкое определение (спецификация) прав собственности является одной из важнейших предпосылок решения проблемы экстерналий.

Выяснение и перераспределение прав собственности может происходить путем переговоров вовлеченных в проблему внешних эффектов лиц с привлечением, в случае споров, судебных инстанций. После того как права собственности на ресурсы определены, их владельцы могут либо сами использовать их для производства и потребления соответствующей продукции, либо продать их заинтересованным лицам. В любом случае не учтенные рыночным механизмом блага получают денежную оценку и вовлекаются в рыночный оборот, что и приводит к перераспределению ресурсов и восстановлению их эффективного размещения.

Эти размышления в современной экономической теории оформлены как теорема Коуза–Стиглера: при нулевых трансакционных издержках и тщательно определенных правах собственности частные и социальные издержки будут равны. Другими словами, эффективное размещение ресурсов достижимо независимо от распределения прав собственности на них; достаточно только, чтобы затраты на установление и защиту прав собственности, ведение переговоров и достижение соглашения по перераспределению этих прав были незначительны. В результате переговоров все не учтенные ранее ресурсы получают денежную оценку, и их собственником становится тот экономический субъект, которому это наиболее выгодно.

Согласно теореме Коуза–Стиглера экстерналии в рыночной экономике существуют только временно, лишь на тот период, который необходим рынку, чтобы выявить и устранить указанными выше способами возникающие расхождения между частными и социальными издержками и выгодами. Тем не менее многие внешние эффекты существуют в экономике длительное время. Это означает, что трансакционные издержки существенны и превышают выгоду от переговоров. К такому результату приводят слишком большое число вовлеченных в проблему экстерналий субъектов, трудности в определении конкретных источников внешних эффектов, асимметричная информация относительно издержек и выгод участников переговоров. Когда экстерналии устойчиво существуют в рыночной экономике, к решению данной проблемы необходимо привлечь государство.

Наиболее распространенным методом государственного воздействия на внешние эффекты является административное регулирование, т.е. прямые запреты или требования выполнять определенные действия, предъявляемые экономическим субъектам, вовлеченным в проблему экстерналий. Это осуществляется, например, в форме установления определенных стандартов и предельно допустимых норм вредных воздействий на окружающую среду. Такие меры позволяют сократить размеры отрицательных внешних эффектов, но не приводят к оптимальному размещению ресурсов.

Следующий метод – корректирующие налоги и субсидии. Корректирующий налог (налог Пигу) на производителя негативного эффекта устанавливается в размере, равном предельным внешним издержкам на каждую единицу выпускаемой продукции. Если Т – размер корректирующего налога, то при Т = МЕС выполняется условие МРС + Т = МSС. Это означает, что кривая предельных частных издержек с учетом налога Пигу совпадает с кривой предельных социальных издержек, и производство блага с отрицательными внешними эффектами уменьшается до оптимального уровня Qт = Qs (рис. 16.3).

 
 

 


Рис. 16.3. Корректирующий налог (налог Пигу)

Корректирующая субсидия устанавливается в размере, равном предельной внешней выгоде на каждую единицу выпускаемой продукции с позитивными экстерналиями. Если G – ее размер, то при G = МЕВ выполняется условие МРВ + G = MSВ, и кривая предельной частной выгоды с учетом субсидии будет совпадать с кривой предельной общественной выгоды. Это приведет к росту производства продукции с положительными внешними эффектами до оптимального (в смысле размещения ресурсов) уровня Qg = Qs (рис. 16.4).

 
 

 


Рис. 16.4. Корректирующая субсидия

На практике установление корректирующих налогов и субсидий сталкивается со значительными проблемами, возникающими из-за высоких издержек сбора необходимой информации, включая определение субъектов и объектов налогообложения и субсидирования, оценку конкретных ставок налогов и субсидий, измерение внешних эффектов.

Важной формой деятельности государства является формирование прав собственности в тех сферах, где они ранее отсутствовали. Это позволяет создавать новые рынки и подключать рыночный механизм к решению проблемы экстерналий. Так, рынки прав на загрязнение (на нормы вредных выбросов) могут сократить общий размер отрицательных внешних эффектов посредством перепродажи соответствующих лицензий. Действительно, устанавливая допустимый объем загрязнения окружающей среды, государство тем самым определяет фиксированный объем предложения прав на загрязнение. Те осуществляющие загрязнение субъекты, для которых рыночная цена лицензии выше издержек на снижение и ликвидацию экологически вредных выбросов, предпочтут ее не покупать, а осуществить сравнительно более дешевые, необходимые технологические меры. В ином случае им придется купить ее и сократить производство данной продукции до уровня, складывающегося в условиях конкурентного рынка.

Государственное перераспределение ресурсов необходимо в связи с производством общественных благ. В современной экономике эти блага выполняют важные социальные функции. Они называются общественными в силу двух отличительных характеристик: во-первых, потребитель общественных благ, как правило, непосредственно не платит за них; во-вторых, отсутствует практическая возможность ограничить число потребителей или исключить кого-либо из этого числа. Большинство общественных благ требуют значительных затрат на производство и распределение, которые поэтому обычно не соответствуют критериям рыночной эффективности. Соответственно, как производство, так и распределение общественных благ в силу их экономической природы подлежат государственной организации и регулированию.

Чистое общественное благо – благо, которое потребляется всеми индивидуумами независимо оттого, платят они за него или нет. Свойство неизбирательности в потреблении означает, что его потребление одним человеком не уменьшает доступности для других. Из свойства неисключаемости в потреблении следует, что ни один человек не может быть не допущен к потреблению этого блага, даже если он отказывается платить.

В отличие от чисто частного блага чисто общественное благо неаддитивно, т.е. не может быть разделено на единицы потребления и, соответственно, продано по частям. В результате особенным образом складывается и совокупный спрос на чистое общественное благо: кривая спроса отражает предельную полезность его наличного полного объема; все потребители должны использовать последний целиком. В отличие от совокупного спроса на чистое частное благо, который выявляется путем сложения кривых индивидуального спроса по горизонтали, общая кривая спроса на чистое общественное благо определяется посредством суммирования предельных выгод, получаемых от имеющегося в наличии объема блага, по вертикали.

Таким образом, общая кривая спроса на чистое общественное благо может быть получена вертикальным сложением индивидуальных кривых спроса, выражающих готовность каждого из потребителей оплатить данное количество в соответствии со своей индивидуальной выгодой от потребления этого блага. Ниже показано, как в простейшем случае при наличии только двух потребителей общая кривая спроса D на объем Qs данного общественного блага получается в результате суммирования кривых индивидуального спроса d1 и d2, причем цена Ps, которую общество готово заплатить за количество блага Qs, равна сумме индивидуальных цен P1 и P2: Ps = P1 + P2 (рис. 16.5).

 
 

 


Рис. 16.5. Индивидуальные d1, d2 и общая D кривые спроса
на чистое общественное благо

Заметим, что чистые частные (конкурентные и исключаемые) и чистые общественные (неконкурентные и неисключаемые) блага занимают как бы противоположные полюса двумерной шкалы сопоставления конкурентности и исключаемости экономических благ. Возможны и реально существуют промежуточные варианты сочетания данных двух свойств и, соответственно, смешанные общественные (квазиобщественные) блага. Конкурентность в потреблении в сочетании с низкой исключаемостью характеризует так называемые «перегружаемые» блага. При низкой конкурентности, но достаточно высокой степени исключаемости возможен контроль собственника за потреблением благ. Поэтому подобные блага называют «исключаемыми» общественными благами. К этой категории относится такое важное в современных условиях благо, как информация.

С производством и потреблением общественных благ связана проблема «безбилетника» (неплательщика). В общем случае она возникает тогда, когда один из экономических субъектов может получить выгоду от действий другого, не оплачивая этого. Если с таких позиций рассматривать обеспечение производства неисключаемых благ, то окажется, что никто из потенциальных потребителей не будет склонен оплачивать их потребление. При этом рыночные сделки теряют свой смысл: заплативший за данное неисключаемое благо потребитель не получает никаких преимуществ перед незаплатившим.

Социальная необходимость в чистых общественных благах ставит проблемы достижения экономически эффективного объема производства таких благ и обеспечения их производства при наличии «безбилетников».

Рассмотрим в общем виде решение этой задачи методами экономического анализа. Для достижения эффективного использования ресурсов общественное благо должно производиться в таком объеме, при котором предельная выгода от потребления блага равна предельным издер жкам его выпуска. Тогда, если известны предельная общественная выгода от потребления данного общественного блага в некотором количестве MSВ (Q) и предельные издержки производства и обеспечения потребителей данным общественным благом при некотором его количестве MC (Q), то существует некоторый оптимальной объем общественного блага Qs, который обеспечивает наибольшую эффективность использования ресурсов. Он может быть определен из следующего соотношения: MSB (Qs) = MC (Qs) (рис. 16.6).

 
 

 

 


Рис. 16.6. Определение оптимального объема
производства общественного блага

Итак, данное общественное благо должно выпускаться до такого количества Qs, пока общественная готовность оплатить этот показатель в размере Рs не станет равной предельным издержкам выпуска данного блага. Когда трудно обособлять отношения с каждым потребителем и степень исключаемости из потребления общественных благ достаточно мала, для их производства в рыночном секторе экономики будет выделено ресурсов меньше эффективного уровня, а потому они должны производиться в государственном секторе; издержки их производства при этом покрываются из налоговых поступлений, что позволяет избежать трудностей с решением проблемы «безбилетника».

16.5. Роль государства
в стабилизации экономики

Государство призвано активно проводить курс стабилизационного регулирования экономики для сокращения уровня безработицы и инфляции при спаде (рецессии) национального производства. В периоды подъема экономики приоритет отдается мерам по стимулированию наиболее перспективных отраслей и предприятий, а также технологических инноваций. Государство поощряет инвестиционную активность и создание новых рабочих мест путем предоставления гарантий и льгот потенциальным инвесторам.

Периодические спады производства являются неотъемлемым признаком рыночной экономики, поэтому одна из важных задач государства – их предотвращение. В случае же спада должны быть предприняты адекватные меры, призванные, во-первых, создать условия для того, чтобы как можно быстрее преодолеть его, и, во-вторых, смягчить его воздействие на жизненный уровень населения. Немаловажное значение имеет также разработка прогнозов сроков наступления рецессии, ее длительности, возможной глубины и т.д.

В современных условиях государство вынуждено разрабатывать и реализовывать стабилизационные (антикризисные) программы, направленные на обеспечение занятости, увеличение совокупных расходов населения и поддержку конкурентноспособности национального производства. Если в периоды подъема экономики их следует ориентировать на увеличение доходов и сокращение расходов, то при спаде – на уменьшение налогов, расширение государственных расходов на инвестиции, общественные работы и т.п., что обеспечивает сохранение рабочих мест и доходов домашних хозяйств.

Среди стабилизационных мер важное место занимают мероприятия долгосрочного характера по поддержанию уровня совокупных расходов, способного сохранить высокую занятость населения, по расширению программ социального обеспечения, образования и здравоохранения. Планирование государственных инвестиций призвано компенсировать колебания объема частных инвестиций.

О значимости стабилизационной функции государства свидетельствует тот факт, что она давно закреплена в законодательстве многих экономически развитых стран мира. Так, в США Закон о занятости (1946 г.) возложил на федеральное правительство правовую ответственность за обеспечение полной занятости, максимального уровня производства и высокой покупательной способности населения, т.е. за сохранение темпов инфляции на низком уровне. В Германии Закон о содействии стабилизации и экономическому росту (1967 г.) обязывает государство сглаживать путем проведения соответствующих мероприятий экономической политики конъюнктурные колебания рынка и тем самым обеспечивать стабильность цен, высокий уровень занятости, постоянный экономический рост.

Таким образом, стабилизационная функция государства заключается в сглаживании волнообразной кривой делового цикла, или цикла рыночной конъюнктуры, посредством стимулирования деловой активности в период спада и сдерживания ее в момент бума, «перегрева» экономики.

Основные понятия

Государственное регулирование экономики, экономические функции государства (правительства), отказы рынка, антимонопольное законодательство, положительные и отрицательные внешние эффекты (экстерналии), частные, внешние и социальные издержки и выгоды, интернализация внешних эффектов, теорема Коуза–Стиглера, корректирующие налоги и субсидии, чистые общественные блага, смешанные общественные блага, спрос на общественное благо, оптимальный объем общественного блага, стабилизационные (антикризисные) программы.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.