Рейтинговая система оценки знаний в той или иной форме существуют уже давно. Рейтинг – это сумма баллов, набранная обучающимся в течение некоторого промежутка времени, рассчитанная по определенным формулам, которые не изменяются в течении этого промежутка.
Существует две системы рейтинга:
– в первой показатель рейтинга совпадает с суммой отметок, полученных обучающимся;
– во второй – показатель рейтинга рассчитывается по формулам, учитывающим результаты входного контроля, ожидаемую оценку и специальные коэффициенты.
Для внедрения рейтинговой системы в рамках конкретной темы необходимо выполнить следующие действия:
- Определить перечень понятий, которые обучающиеся должны усвоить в данной теме и определить уровень их усвоения по таксономии учебных целей.
- В скобках после заданий указывается уровень усвоения, предлагаемый для наиболее подготовленных учащихся. Так же необходимо отметить понятия указанные в минимальных требованиях по предмету. Отмеченные понятия соответствуют отметке «удовлетворительно» по данной теме.
- Определить перечень умений и навыков, которыми в соответствии с тематическим планированием обучающемуся необходимо овладеть. Отметить уровень усвоения каждого из перечисленных умений, отметить обязательные умения в соответствии с обязательными требованиями по предмету.
- Определить тип контроля (устный зачёт или опрос, письменная работа, диктант, практическая или лабораторная работа и т. д.), а также уровень их сложности. Например, наименее сложные работы, требующие простого запоминания, оцениваются не более 5 баллов. Работы, подразумевающие выполнение типовых (стандартных) упражнений, имеют стоимость 10 баллов. Контроль, содержащий элементы творческих заданий, оценивается в 15 баллов. Итоговые контрольные работы имеют цену в размере 30-50 баллов (в зависимости от сложности и величины темы). Практическая работа, хоть и считается наиболее сложной, оценивается в 10 баллов, т. к. выполнятся обучающимися в группах или парах.
В любой форме контроля (кроме диктантов и опроса) предусмотрены дополнительные задания частично-поискового и творческого уровня, выполнив которые, обучающиеся могут получить дополнительные баллы. Количество баллов, которое студент может набрать за каждое задание, должно быть отражено в «Таблице стоимости».
Результирующая оценка, исходя из норм критериально-ориентированного подхода, составляет 50-100 баллов (50-69 – удовлетворительно, 70-84 – хорошо, 85-100 – отлично).
Свойства рейтинговой технологии:
1. Одним из обязательных свойств технологии является ее открытость – ученики должны знать «правила игры»: знать «стоимость» любой деятельности, как можно получить баллы, и за что можно их потерять, и т.д. Для выполнения этого свойства «таблица стоимости» должна быть доступна обучающимся.
2. При разноуровневом подходе к оценке знаний одни и те же действия, выполненные на разных уровнях, оцениваются разным числом баллов. Например, баллы за решение задач разных уровней будут меняться от 3 до 10.
3. «Таблицу стоимости» можно варьировать. Так, например, если педагог считает, что обучающимся необходимо больше внимания уделять решению задач, баллы за данную деятельность можно увеличить. Многие учащиеся не умеют правильно оформлять задания: введите в таблицу баллов такую строку: «Правильное оформление задания» – и при выставлении отметки учитывайте выполнение и этого действия. После закрепления этого навыка его можно исключить из таблицы.
4. Использовать стимулирующую роль дополнительных баллов:
а) поощрять более быстрое выполнение заданий. Например, при выполнении письменной работы применять временной коэффициент, т.е. чем раньше сдал работу, тем больше дополнительных баллов получил.
б) поощрять более быстрое прохождение программы отдельными детьми. Например, если обучающийся готов сдавать зачет или писать самостоятельную работу на 5 дней раньше всей группы, можно добавить ему за каждый день по 1 баллу;
в) поощрять обучающихся, оказывающих помощь другим и педагогу. Например, выставлять дополнительные баллы за объяснение или проверку темы; за ксерокопирование материала к занятиям и т.д.
Рейтинговая система оценивания предусматривает введение штрафных баллов. Штрафные баллы могут выставляться за пропуски уроков без уважительной причины; за опоздание; за несвоевременно выполненную работу. При рейтинговой системе оценивания можно выставлять баллы за оформление заданий.
Преимущества, связанные с использованием рейтинговой системы контроля знаний как средства успешного усвоения различных дисциплин, очевидны, так как они позволяют значительно повысить эффективность как деятельности педагога, так и самих учащихся за счет целого ряда факторов.
Во-первых, стимулируется максимально возможный в данной ситуации интерес учащихся к теме урока, а следовательно, и к учебной дисциплине.
Во-вторых, процесс обучения охватывает всех учащихся, их поведение при этом контролируется преподавателем и одноклассниками.
В-третьих, дух соревнования и соперничества, изначально заложенный в человеческой природе, находит оптимальный выход в игровой форме.
В-четвертых, развиваются элементы творчества и самоанализа, включаются дополнительные резервы личности, обусловленные повышенной мотивацией учащихся.
В-пятых, наблюдается поворот мышления и поведения учащегося в направлении более продуктивной и активно-поисковой деятельности.
В-шестых, дифференцирование значимости оценок, отражение текущей или итоговой оценкой количества вложенного учеником труда в большей степени, чем его способностей;
В-седьмых, возможность улучшить полученную оценку.
Тестирование
Отечественная педагогическая тестология – очень молодая наука. В настоящий момент в различных изданиях по теории и практике тестирования можно встретить различное толкование и определение одних и тех же понятий, для обозначения одного явления может использоваться несколько синонимических терминов, основная группа терминов имеет иноязычное происхождение.
Тест – это инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии анализа результатов для измерения качеств и свойств личности, учебных достижений, изменение которых возможно в процессе систематического обучения (А.Н. Майоров).
В.С. Аванесов предлагает различение теста как метода и теста как инструмента.
Тест как метод предполагает технологию измерения, которая включает в себя разработку системы тестовых заданий с заданными качественными и количественными характеристиками для объективного и надежного оценивания учебных достижений испытуемых, стандартизированную процедуру проведения тестирования, методы статистической обработки, анализа и интерпретации полученных результатов.
Тест как инструмент измерения определяется как система заданий (в большинстве случаев возрастающей трудности) специфической формы, позволяющая качественно оценить структуру и эффективно измерить уровень знаний, умений и навыков учащихся. Чаще используется именно второе значение. Но при этом надо помнить, что тест как измерительный инструмент является частью научного метода измерения (тестирования, теста) и соответственно должен отвечать ряду требований по его разработке, использованию и оцениванию результатов, которые определяются научными подходами.
Отличие тестов от других форм контроля:
1. Содержание теста подвергается четкому планированию. На стадии разработки теста происходит отбор содержания, которое будет подвергаться проверке, планируется форма заданий, их количество и расположение.
2. Форма заданий. В тестах форма заданий стандартизирована - по форме предъявления и по форме записи ответов.
3. Наличие статистических характеристик у тестовых заданий. Заранее известно, какова трудность предлагаемого задания, будет ли оно одинаково выполняться слабыми и сильными испытуемыми или нет (дифференцирующая способность) и др.
4. Наличие специальных шкал, которые соотнесены со стандартизированными нормами, для подведения результатов тестирования.
5. Наличие оценок точности измерения (ошибки измерения). С помощью статистических методов мы можем оценить ошибку измерения, а по результатам оценки принять или не принять результаты тестирования.
Отличительные особенности теста определяют преимущества теста перед традиционными формами контроля учебных достижений: объективность, надежность, точность, экономичность измерений.
Современные педагог должен уметь не только грамотно использовать готовые тесты, но и самостоятельно их разрабатывать. Процесс создания педагогического теста, соответствующего перечисленным выше требованиям, делится на несколько этапов:
1. Определение цели тестирования, выбор вида теста, подхода к его созданию.
2. Анализ содержания учебной дисциплины и отбор содержания для теста. Определение структуры теста. Разработка спецификации теста.
3. Составление тестовых заданий.
4. Экспертный анализ содержания и формы тестовых заданий. Переработка содержания и формы заданий по результатам экспертизы.
5. Проведение пробного тестирования.
6. Обработка результатов тестирования.
Оценка качества тестовых заданий и теста в целом с помощью статистических методов.
Корректировка теста по результатам предыдущего этапа.
Составление окончательного варианта теста, нормирование (установление норм) и стандартизация теста. Разработка инструкции для пользователя.
В книге «Методология и методика психолого-педагогического исследования»[43] эти этапы описаны очень подробно.