Технология «Образ и мысль» разработана группой психологов, искусствоведов, педагогов г. Санкт-Петербурга в начале 90-х годов XX века. Данная технология является российским вариантом американской программы «Стратегия визуального мышления», основанной на теории стадий эстетического развития американского психолога Абигаль Хаузен. Упомянутая программа зародилась в нью-йоркском Музее современного искусства. На основе наблюдения за посетителями музея и бесед с ними А. Хаузен, используя метод эстетического интервьюирования, выделила пять стадий эстетического развития: первая стадия – стадия рассказчика (зритель видит только конкретное и очевидное, восприятие предельно эгоцентрично, картина оценивается на уровне «нравится – не нравится»); вторая стадия – «конструктивная» (зритель требует от картины фотографической точности, копирования); третья стадия – «классифицирование» (качество картины определяется именем автора или принадлежностью к определенному стилю или направлению в искусстве); четвертая стадия – «интерпретативная» (интуитивное восприятие зрителя, его субъективное мнение); пятая стадия – «рекреативная» (предполагает анализ картины с различных точек зрения, нахождение в ней множества разноречивых смыслов). По мнению А. Хаузен, выделяемые стадии не носят иерархический характер, а дети находятся на первой или второй стадии эстетического развития.
Кроме упомянутой теории, разработчики технологии «Образ и мысль» Л.М. Ванюшкина, А.А. Соколова, Л.Ю. Копылов использовали идеи, высказанные в психологических теориях когнитивного развития Ж. Пиаже и Л.С. Выготского. В первую очередь технология предназначена для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Цель технологии: формирование и развитие личности ребенка в процессе организации его рефлексивной деятельности по выявлению индивидуально-личностных смыслов произведений изобразительного искусства и памятников культуры.
Результаттехнологии: на основе реализации образовательного эффекта процесса общения с произведениями искусства у ребенка развиваются интеллектуальная и эмоциональная сферы личности, формируется творческое и логическое мышление, проявляются воображение и фантазия, а также чувство толерантности, терпимости к мнению других людей, совершенствуются коммуникативные компетенции.
В основе технологии заложены следующие идеи:
1. Процесс общения с искусством рассматривается как универсальная образовательная технология, воздействующая на личность ребенка и побуждающая ее к изменениям.
2. Использование личностно-ориентированных методик (группового взаимодействия, арт-терапии, развития креативного мышления), создание для каждого ребенка наиболее благоприятных условий развития.
3. Развивающая на занятии ситуация должна носить проблемный характер.
4. Инициирование творческой активности (на первом плане - попытка ребёнка сформировать индивидуальный взгляд на обсуждаемые проблемы).
5. Исключение оценивания в любой форме содержания высказанных на занятии мнений.
6. На занятии не предлагаются готовые знания, они добываются ребенком самостоятельно в процессе диалога со своими сверстниками и педагогом.
7. Обеспечение единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства ребенка.
8. Интерактивный характер занятий, проводимых с использованием технологии «Образ и мысль».
9. Фасилитированный (направленный) характер обсуждения, предполагающий наличие следующих компонентов: группа, ведущий (лидер), стимул (тема), стратегия (порядок работы), результат.
10. Основу технологии «Образ и мысль» составляет система вопросов открытого типа для организации группового обсуждения.
12. Технология может быть использована в работе с детьми, начиная с дошкольного возраста.
Принципы технологии
При построении занятия на основе технологии «Образ и мысль» следует учитывать следующие принципы:
1. Главное действующее лицо на занятии – ребенок, важны его идеи, чувства, ощущения, эмоции.
2. Содержание материала должно быть интересным педагогу и детям.
3. Педагог не высказывает напрямую своего мнения по поводу рассматриваемых вопросов.
4. Обсуждение касается не только того, что фактически изображено на картине, но и того, что на ней происходит и почему.
5. Внимание к эмоциям, которые вызывает изображенное на картине.
6. Основные формы взаимодействия на занятии – диалог и полилог.
7. Оптимальный состав группы, с которой проводится занятие – от 6 до 12 человек.
8. После каждого завершенного ответа педагог делает перифраз, излагая содержание ответов детей в грамматически правильной форме, точно отражающей смысл сказанного, с указанием авторства высказывания.
9. В рамках одного занятия рассматривается не более двух произведений.
10. Сюжеты обсуждаемых картин не должны касаться религиозной и военной тематики.
11. В начале занятия педагогом и детьми совместно определяются правила обсуждения: выслушивать до конца своего товарища, не перебивать его; вежливо и доброжелательно обращаться с партнёрами; помогать, если возникнут проблемы.
12. Рассматриваемые на занятии произведения искусства не должны быть ранее известны детям.
13. На занятии детям не дается информация искусствоведческого характера, не объявляется точное название картины и фамилия художника.
14. Педагог выступает в роли фасилитатора, тьютора, не дает информации, не навязывает своего мнения, не высказывает оценок.
15. В процессе обсуждения педагог называет каждого ребенка по имени и повторяет ответ каждого ребенка («Маша считает, что … Кто выскажется еще?»).
16. Обеспечение возможности для каждого ребенка свободно высказать свое мнение.