Прочитайте текст учебника географии (География России. Учебник 8-9 класса общеобразовательных учреждений / под ред. А.И. Алексеева. – М.: Дрофа, 2001. С. 209–213). Рассмотрите соответствующие карты в атласе. Выполните следующие задания и ответьте на вопросы:
- Обозначьте на контурной карте границы северных морей, их названия, укажите период навигации по ним.
- Каковы особенности природы северных морей и как изменяются природные условия с запада на восток?
- Какие моря называют шельфовыми?
- Как хозяйственная деятельность населения связана с арктическими морями? Какое значение в ней имеет Северный морской путь? Нанесите его на контурную карту.
- С какими странами мира Россия могла бы сотрудничать и сотрудничает в решении проблем хозяйственного освоения северных морей?
- Арктические моря, несмотря на их «суровость», привлекают туристов. Какие объекты и природные явления их привлекают? Разработайте туристический маршрут и укажите его на контурной карте.
Задание для групп химиков
Прочитайте текст учебника химии (Химия. Учебник 10-11 класса средней школы / Г.Е. Рудзитис; Ф.Т. Фельдман – М.: Просвещение, 1993. С. 64–70).
Ответьте на вопросы и выполните задания:
- Определите разведанные месторождения нефти и газа в Северных морях и на их побережье и отметьте на контурной карте. Каковы перспективы развития добычи нефти в этих регионах?
- Общеизвестна крылатая фраза Д.И. Менделеева об использовании нефти как источнике топлива: «…топить можно и ассигнациями». Нефть является ценным химическим сырьём для производства разных продуктов. Укажите способы переработки нефти и продукты, которые при этом образуются. Составьте схемы получения и применения продуктов нефтепереработки, запишите уравнения соответствующих реакций.
- Во многих странах учёные разрабатывают новые программы энергетики без АЭС, ГЭС, ТЭС. Какие особенности природы северных морей можно использовать как альтернативные источники энергии? Приведите примеры, укажите их на карте.
- Как вы считаете, могут ли вода и живые организмы, обитающие в ней, стать источниками получения различных химических веществ? Укажите перспективы развития морской химической промышленности.
Задание для группы биологов и экологов
Прочитайте текст учебника (География России. Учебник 8-9 класса общеобразовательных учреждений / под редакцией А.И. Алексеева. – М.: Дрофа, 2001. С. 209–213).
Ответьте на вопросы, выполните задания.
1. Какими биологическими ресурсами обладают северные моря? Сравните природные условия и биологическую продуктивность морей. Заполните таблицу:
Название моря
Особенности
климатических
условий
Видовой состав
животного мира
2. Можно ли увеличить биологическую продуктивность морей Севера? Что предлагают в этом отношении учёные? Что такое «морские породы»?
3. «…Одно живое существо зависит от другого. Большие пожирают малых…». Составьте цепи питания, включающие растения и животных северных морей.
4. Какие экологические проблемы возникают в связи с хозяйственной деятельностью человека в северных морях и по их побережью? Укажите возможные пути их решения.
5. Составьте меню комплексного обеда из морепродуктов для туристов.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И ОБСУЖДЕНИЯ
1. Что понимают под интеграцией в образовательном процессе? Для чего необходима интеграция?
2. Правомерно ли говорить о технологиях интеграции? Обоснуйте свою точку зрения?
3. Как соотносятся понятия «технологии интеграции» и «средства интеграции»?
4. В каком случае учебное занятие является средством интеграции и технологией интеграции?
5. Какие из вышеизложенных технологий интеграции вы встречали в практике образовательных учреждений? Дайте оценку их использования?
6. В чем отличие проблемно-тематического дня от других технологий, рассмотренных в этой главе?
7. Какие условия необходимо создать, чтобы успешно провести проблемно-тематический день?
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Базовый уровень
1. Используя краткую характеристику технологий, представленных в разделе 3 данной главы, составьте следующую таблицу:
Название технологии интеграции
Основные идеи
Способы интеграции
2. Используя примеры, предложенные в тексте данной главы, составьте тематику проблемно-тематических дней.
3. Изучите конспект приведенного в тексте интегрированного урока. Приведите доказательства, что это действительно интегрированный урок.
Повышенный уровень
1. Разработайте вариант структуры проблемно-тематического дня.
2. Изучите конспект приведенного в тексте интегрированного урока. Покажите, как в нем обеспечивается достижение предметных, метапредметных и личностных результатов.
3. Разработайте свой вариант технологии интеграции в образовательном процессе.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Байбородова, Л.В. Организация внеурочной деятельности сельских школьников [Текст]: учебно-методическое пособие. – Ярославль: Департамент образования Ярославской области, 2011. – С. 95-132, 210-280.
2. Данилюк, А.Я. Теория интеграции образования [Текст]. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. пед. ун-та, 2000. – 440 с.
3. Золотарева, А.В., Паладьев, С.Л. Технологии интеграции общего и дополнительного образования детей [Текст] // Дополнительное образование детей как фактор развития образовательных учреждений разных типов: Материалы всероссийской научно-практической заочной конференции. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008. – С. 49–61.
4. Интеграция дополнительного и других сфер образования [Текст]: монография / под ред. Е.Б. Евладовой, А.В. Золотаревой, С.Л. Паладьева. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2005. – 197 с.