Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Физкультура – Как сохранить и улучшить здоровье семьи?



Класс Тема Пояснение
1,2 «Безопасный путь домой» Внеурочное мероприятие с приглашением работника милиции
2, 3, 4 «Чтоб здоровым, сильным быть, надо овощи любить» Урок-викторина
5, 6 «История здорового образа жизни» Интегрированный урок физкультуры, биологии и истории
7, 8 «Растения в интерьере квартиры» Урок-проект (биология и технология)
8, 9 «В здоровом теле – здоровый дух» Интегрированный урок биологии и физкультуры
10, 11 «Правильное питание – залог здоровья» Интегрированный урок биологии, английского языка, математики и технологии

 

Таблица 24

Математика – Как улучшить благосостояние семьи?

Класс Тема Пояснение
5, 6 «Праздничный обед: во сколько он обойдется?» Занятие-практикум (технология, математика)
6, 7 «Сколько стоит электричество?» Комбинированное занятие (технология, физика, математика)
7, 8 «Расчет стоимости ремонта квартиры» Занятие-проект (технология, математика, ИЗО)
8, 9 «Домашняя бухгалтерия. Бюджет семьи» Занятие-практикум (математика, экономика)
9, 10 «Отпуск за рубежом» Занятие-путешествие (экономика, математика, иностранный язык)
10, 11 «Куда пойти учиться? Желания и возможности» Занятие-проект (экономика, математика, география)

 

Таблица 25

Литература – Как найти нравственную опору для семьи?

Класс Тема Пояснение
5, 6 «Берегите друг друга» Уроки доброты
7, 8, 9 «Семья – точка опоры человеческого счастья» Уроки нравственности
8, 9, 10 «Один день из жизни моей семьи» Урок-киносценарий
«Психологический портрет моей семьи»
«Заветная книга нашей семьи»
  «На чем семья держится» (И.С. Тургенев «Отцы и дети», Л.Н. Толстой «Война и мир») Урок-погружение в анализ художественного произведения
10, 11   «Проблема «отцов и детей» в романе Тургенева «Отцы и дети», М. Горького «Мать» Урок-дискуссия
«Тип «семейной женщины» в художественной литературе» (Л.Н. Толстой)     Толстой «Война и мир» и А.П.Чехов   «Три сестры») Урок-семинар  
«Семья или свободная любовь?» Урок-дебаты о семье нового века

 

В любом случае в каждом варианте содержание проблемно-тематического дня, как уже отмечалось, определяется в результате совместного планирования детей и взрослых.

Как часто проводятся проблемно-тематические дни?

Решение этого вопроса, прежде всего, зависит от опыта педагогов, их подготовленности, понимания сути проблемно-тематического дня. Некоторые педагоги планируют проведение таких дней один раз в месяц или четверть, объясняя это сложностью подготовки. На первый взгляд, проведение подобных дней требует больших затрат усилий и времени педагогов. Такое ощущение возникает в том случае, если учитель все пытается сделать сам и склонен к заранее заготовленному сценарию, разработанному детально, где дети выполняют его замыслы.

Если педагог работает в режиме развивающего обучения, способен к импровизации, привлечь к активной работе родителей, других специалистов, он не будет писать сценариев, а выступит в роли организатора и координатора деятельности взрослых и детей. В этом случае логично каждую неделю посвящать конкретной проблеме и завершать единым проблемно-тематическим днем. Такое построение образовательного процесса вполне соотносится с идеями образовательного стандарта второго поколения. Например, учителями начальных классов разработана примерная тематика и структура таких дней на весь год, по каждому из направлений: «Я и мое село», «Я и моя семья» – определены более 30 тем-проблем, что позволяет педагогам совместно с родителями и детьми делать выбор общей темы или проблемы на весь год и на конкретный день.

Регулярность проведения дней зависит также от возможностей детей и семей, сложности рассматриваемой проблемы.

Этапы деятельности педагога при подготовке и проведении проблемно-тематических дней.

1. Изучение педагогом образовательного стандарта, возможностей и особенностей детей, семей и условий, ресурсов социальной среды.

2. Анализ собранной информации, выбор возможного направления и вариантов проведения проблемно-тематический дней.

3. Разработка методики коллективного планирования проблемно-тематического дня, определение способов проведения своих замыслов через детей и родителей.

4. Подготовка актива родителей и детей для организации работы групп в процессе коллективного планирования.

5. Коллективное планирование дня с участием детей и родителей – сбор предложений детей и родителей.

6. Отбор идей и составление проекта дня с активом детей и родителей.

7. Обсуждение проекта дня с его участниками.

8. Составление плана подготовки и проведения дня.

9. Распределение обязанностей, выбор участниками видов деятельности и форм участия в подготовке и проведении дня.

10. Подготовка дня, проведение подготовительных мероприятий (экскурсий, встреч, конкурсов, занятий, выполнение проектов и др.).

11. Приглашение гостей.

12. Проверка готовности организаторов и участников дня.

13. Проведение дня.

14. Изучение результатов проведенной работы на этапе подготовки и проведения дня и их анализ.

15. Коллективный анализ итогов дня, определение идеи, проблемы следующего дня.

16. Самоанализ дня педагогом, определение педагогических задач и возможных проблем следующего дня.

Таким образом, можно представить циклично процесс организации проблемно-тематических дней, когда в результате анализа проведенного дня рождаются идеи следующего, и педагог вместе с детьми и другими участниками проходит путь создания нового и важного события в коллективе.

Можно предложить следующую примерную структуру проблемно-тематического дня.

1. Открытие дня, включающее создание проблемной ситуации, средства, обеспечивающие мотивацию на проведение дня, знакомство с планом и правилами дня. Полезно пригласить специалиста, который даст важное задание, подвести итоги конкурсов, проведенных на этапе подготовки, представить результаты экскурсий, выполнения проектов, открыть выставки и пр.

2. Проведение занятий образовательного характера по решению конкретных проблем. Это, как правило, 2-4 занятия, содержание которых связано с содержанием учебных дисциплин и в то же время дополняет и расширяет его. Время занятий не должно строго регламентироваться, оно определяется завершенностью решения поставленной задачи.

3. Проведение воспитательного мероприятия, содержание которого, как правило, определяется потребностями, интересами детей и родителей и проходит в виде праздников, игр, конкурсов; выполнение или представление проектов, творческих работ. Это должно быть яркое, эмоциональное завершение основной части дня.

4. Проведение итоговой дискуссии, обсуждения по проблеме дня. Очень важно еще раз вернуться к главной проблеме дня и проверить, что в конечном итоге присвоено детьми, расставить главные акценты, определить жизненные ориентиры. С этой целью целесообразно провести дискуссию по острым, противоречивым проблемам, обсудить программу действий по решению проблем, выполнить яркое творческое задание (сочинить стихи, придумать девиз дня, изобразить, театрализировать и т.п.) с учетом интересов и потребностей детей, особенностей сельского социума. Возможно завершение дня экскурсией, встречей с интересным человеком, презентацией результатов исследований, решением практической задачи, обсуждением проблемных вопросов.

5. Подведение итогов, анализ дня, рефлексия. В зависимости от ситуации данный этап может проводиться в тот же день либо на следующий. Все зависит от содержания дня, его организации, настроения участников. Этот этап может быть посвящен награждению, высказыванию мнений и оценок о проведенной работе. Особое внимание уделяется каждому ребенку, его суждению о прожитом дне, себе, своих товарищах.

По мере накопления опыта проведения проблемно-тематических дней будет возрастать самостоятельность детей, формироваться субъектная позиция учащихся. Проблемно-тематический день как комплексное мероприятие, организованное педагогами, должен приобрести явные черты коллективного творческого дела, созданного совместными усилиями взрослых и детей, в котором учащиеся будут организаторами своей собственной деятельности, а педагог займет позицию рядового участника, «первого среди равных».

Таким образом, проблемно-тематический день является не только эффективным средством интеграции, но и рациональным способом решения проблемы организации внеурочной деятельности детей в школе.

Завершая раздел, подчеркнем, что школьная практика богата различными способами и средствами интеграции общего и дополнительного образования, урочной и внеурочной деятельности, которые коллектив обоснованно выбирает.

 

Из опыта работы

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.