Reality - Обследование текущей ситуации с точки зрения понимания действительности.
Options - Список возможностей и дальнейших стратегий или направлений действий.
Will - То, что надо сделать. Выявление намерений.
Goals - Расстановка целей
Чего ты ждешь от этого занятия?
У нас есть полчаса; что бы ты хотел успеть сделать за это время?
Что было бы для тебя самым полезным на этом занятии?
Теперь, когда мы определились с целью, или целями, относящимися
к изучаемому вопросу, следует различить цели КОНЕЧНЫЕ и ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РАБОЧИЕ.
Кроме того, чтобы поддерживать конечную цель, не подконтрольную
вам, исполнительные цели должны соответствовать характеристикам
не только SMART, но и PURE и CLEAR (аббревиатуры образованы начальными буквами нижеследующих определений).
SMART:
§ конкретные;
§ измеримые;
§ согласованные;
§ реалистичные;
§ определены во времени.
PURE:
§ позитивные;
§ понятные;
§ уместные;
§ этичные.
CLEAR:
§ представляющие вызов;
§ легальные;
§ приемлемые с точки зрения окружающей среды;
§ приемлемые в целом;
§ письменно формулируемые.
Reality -
Обследование текущей ситуации
с точки зрения понимания действительности.
Что происходит в данный момент?
На кого помимо вас влияет эта проблема?
Какие шаги в этом направлении вы предприняли на данный момент?
Какие препятствия потребуется преодолеть в ходе дальнейшей работы над данной проблемой?
Какие ресурсы вам понадобятся?
Таким образом, чтобы подойти к ОБСЛЕДОВАНИЮ текущей ситуации (РЕАЛЬНОСТИ), надо преодолеть искажения в сознании и коуча, и подопечного. Это требует от коуча максимальной беспристрастности и умения формулировать такие вопросы, которые требуют от подопечного обстоятельных ответов.
Умение задавать вопросы.
Вопросы «кто?», «что?», «где?», «когда?» очень полезны для пробуждения осознанности. Есть еще два существенных вопроса: «как?» и «сколько?».
§ Вопрос «что?» или, еще лучше, «что именно?», «что конкретно?» полезен, когда игрок употребляет слово, которое вам прежде не встречалось.
§ Вопрос «кто?» полезен в двух случаях.
Первый — когда человек использует местоимение (он, она, они), а вы не уверены, что знаете, кого он имеет в виду.
Второй случай — когда требуется получить полный список характеристик персонажей, которые могут иметь какое-то влияние на тему коуч-сессии. «Кто еще в этом задействован?» или «Кто еще входит в команду?»
§ Вопросы «где?» и «когда?» дают конкретное указание времени и места.
§ «Как?» — полезный вопрос. Он всегда используется с глаголами — словами, выражающими действие. Он дает возможность быстро получить информацию высокого качества.
§ «Сколько?» добавляет ясности и пробуждает осознанность в тех случаях, когда речь идет о количестве, размере или масштабе. !!!Вопрос «почему?» чаще всего вызывает суждения, выяснение причин или оправдания, которые не способствуют пробуждению осознанности.
Модель – Т
Модель Т — поразительно мощный инструмент, помогающий подвигаться внутри модели GROW. Она подразумевает, что сначала вы расширяете беседу, а потом фокусируете внимание на детали.
РАСШИРЯЕМ
У модели Т есть неотъемлемые преимущества.
Часто в коучинге возникает соблазн найти решение как можно скорее. Это чревато многими опасностями, и одна из них заключается в том, что коуч начинает руководить.
Вторая опасность состоит в том, что, стремясь двигаться вперед как можно быстрее, можно пропустить важную информацию.
Модель Т помогает коучу оставаться нейтральным и держаться повестки дня игрока, а поскольку она предлагает расширять тему беседы, прежде чем вдаваться в детали, то вся имеющая отношение к делу информация всплывает во время беседы.
Options -
Список возможностей и дальнейших стратегий или направлений действий.
Каковы различные способы, при помощи которых вы можете работать с данной проблемой?
Какие крупные и малые альтернативы вам доступны?
Что еще вы могли бы сделать?
Какие из вариантов и альтернативы вас привлекают больше всего?
Чем оно вам подходит больше всего?
Смысл стадии составления СПИСКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ заключается не в поиске «правильного» ответа, а в определении наибольшего числа альтернативных способов действия.
На этой стадии количество вариантов важнее качества или возможности реализации каждого из них.
Сам процесс поиска всяких вариантов, стимулирующий мышление, не менее важен, чем его итог, потому что он развивает творческое начало. Именно из этого широкого спектра творческих возможностей будут выбраны конкретные действенные шаги.
Если в процессе поиска какие-либо варианты отбрасываются из-за чьих-то предпочтений, боязни насмешки, установленных ограничений или стремления к совершенству, то потенциально полезные предложения окажутся не рассмотренными, а их выбор будет ограничен.
Will -То, что надо сделать. Выявление намерений.
Какие варианты выбора вы предпочтете?
Какие критерии успеха?
Когда именно вы собираетесь начать и завершить каждый шаг?
Какая вам поддержка необходима?
Как вы собираетесь ее получить?
Как только будет составлен всесторонний СПИСОК ВОЗМОЖНОСТЕЙ, стадия НАМЕРЕНИЙ (ТО, что надо сделать) в коучинге может свестись просто к выбору наилучшей из них.
Однако для более сложных вопросов, каковых в бизнесе большинство, необходимо сравнить выгоды и затраты каждого варианта. Это также можно сделать с помощью коучинга, при этом вполне возможно, что оптимальным будет сочетание двух или более идей.
Можно оценить каждый вариант перечня по десятибалльной шкале.
ПОНЯТИЕ “ВНУТРЕННЕЙ ИГРЫ”
ВНУТРЕННЯЯ ИГРА стало предметом исследования Тимоти Гэллвея (Timothy Gallwey) Под словом «внутренний» он подразумевал внутренние душевное состояние спортсмена. Иными словами, по выражению самого Гэллвея препятствия зачастую, «соперник в собственной голове страшнее того, который находится по ту сторону сетки».
В книге «Внутренняя Игра в теннис» (The Inner Game of Tennis)1974г, Гэллуэй отметил способность человека разговаривать с самим собой, причем с такими разговорами мы сталкиваемся каждый день.
Эти разговоры отличаются критикой, осуждением и возмущением человека, направленным на самого себя.
Гэллуэй спрашивает: «Кто здесь разговаривает и с кем?» и сам же отвечает на свой вопрос: «По- видимому, кто» и «с кем» — разные персонажи, иначе не было бы диалога, поэтому можно сказать, что в каждом игроке присутствуют два «я».
«Гремлин»— термин, введенный Ричардом Карсоном, который определил его как комплекс мыслительных процессов и чувств, обеспечивающих положение человека в жизни. Хотя человеку часто кажется, что «гремлин» защищает его, на самом деле он мешает ему развиваться и не позволяет достичь в жизни желаемого.
Первое, вероятно, дает инструкции, второе, вероятно, осуществляет действия. Давайте назовем «инструктора» Первым «я», а «исполнителя» — Вторым «я».
Первое «я» — внутренний голос родителей, учителей и прочих авторитетов. Первое «я» стремится контролировать Второе «я» и не доверяет ему. Первое «я» характеризуется напряжением, страхом, сомнением и излишним старанием.
Второе «я» — это целостное человеческое существо со всем его потенциалом и способностями, включая врожденную способность к обучению. Оно характеризуется расслабленной концентрацией,