Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Требования к управляющему



Исследуя политические, социальные, экономические и психологические силы, действующие в развитых странах, и изучая влияние этих сил на тех, кто занимает управленческие посты, можно придти к полезным обобщениям, об изменяю­щемся содержании работы руководителя. Эти обобщения позволяют предсказывать те способности и умения, которые требуются от умелого менеджера в настоящее время и в будущем.

Излагаемый далее материал основан на исследовании английских консультантов по управлению Майка Вудкока и Дейва Фрэнсиса. Исследования позволяют выделить один­надцать отчетливых факторов, которые, очевидно, будут влиять на управленческую деятельность в ближайшие десятилетия.

1. Стрессы, давление и неопределенность во вес большей мере препятствуют в большинстве форм жизни организаций. Поэтому от умелых менеджеров требуется способность эффек­тивно управлять собой и своим временем.

2. Эрозия традиционных ценностей привела к серьезному расстройству личных убеждений и ценностей. Поэтому от современных менеджеров требуется способность прояснить свои личные ценности.

3. Имеется широкая возможность выбора. Поэтому от менеджеров требуется четко определить как цели выполняемой работы, так и собственные цели.

4. Организационные системы не в состоянии обеспечить все возможности для обучения, требующиеся современному руково­дителю. Поэтому каждый менеджер должен сам поддерживать постоянный собственный рост и развитие.

5. Проблем становится все больше", и они все сложнее, в то время как средства их решения — зачастую более ограничены. Поэтому способность решать проблемы быстро и эффективно становится все более важной частью управленческих навыков.

6. Постоянная борьба за рынки сбыта, энергетические ресурсы и прибыльность делают необходимыми выдвижение новых идей и постоянное приспосабливание. Поэтому руково­дители должны быть изобретательны и способны гибко реагировать на изменения ситуации.

7. Традиционные иерархические отношения затрудняются. Поэтому эффективное управление призывает к использо­ванию навыков влияния на окружающих, не прибегая к прямым приказам.

8. Многие традиционные школы и методы управления ис­черпали свой возможности и не отвечают вызовам настоящего и будущего. Поэтому требуются новые, более современные управ­ленческие приемы, и многие менеджеры должны освоить иные подходы в отношении своих подчиненных.

9. Большие затраты и трудности связаны ныне с использованием наемных работников. Поэтому от каждого руководителя требуется более умелое использование людских ресурсов.

10. Возрастающие масштабы изменений требуют освоения новых навыков, развития новых подходов и борьбы с возможностью собственного «устаревания». Поэтому менедже­рам требуется умение помочь другим в быстром изучении новых методов и освоении практических навыкав.

11. Сложные проблемы во все большей мере требуют объединения усилий нескольких людей, совместно осуществля­ющих их решение. Поэтому менеджер должен уметь создавать и совершенствовать группы, способные быстро становиться изобретательными и результативными в работе.

Встречаясь с проблемами, которые оказываются им не по силам многие менеджеры ищут какого-либо руководства. К несчастью, многие управленческие рецепты, разработанные в прошедшие годы, не годятся для наших дней. Здесь же предла­гается практический подход к управлению, определяющий именно те характеристики и навыки, которые необходимы менеджерам, если они хотят уцелеть и добиться успеха в грядущее десятилетие. Вкратце можно сказать, что управление в наступающие десятилетия потребует наличия у менеджера следующих навыков и способностей:

- способность управлять собой;

- разумные личные ценности;

- четкие личные цели;

- упор на постоянный личный рост;

- навык решать проблемы;

- изобретательность и способность к инновациям;

- высокая способность влиять на окружающих;

- знание современных управленческих подходов;

- способность руководить;

- умение обучать и развивать подчиненных;

- способность формировать и развивать эффективные рабо­чие группы.

Поскольку каждая управленческая задача предъявляет те или иные конкретные требования, нельзя сказать, что каждый из вышеупомянутых факторов в равной мере имеет отношение к любой ситуации. Однако они действительно обеспечивают основу для оценки каждым работником своих возможностей по отношению к требованиям их работы. Когда какие-либо из этих навыков и способностей отсутствуют у менеджера, возникает ограничение. Таким образом, из приведенного определения может быть выведен список из одиннадцати потенциальных ограничений:

1. Неумение управлять собой.Работа управленца трудна, полна волнений, а часто и стрессов. Каждый менеджер должен научиться обращаться с самим собой как с уникальным и бесцен­ным ресурсом, так, чтобы постоянно поддерживать свою производительность. Есть руководители, которые рискуют своим здоровьем, позволяя волнениям и своим заботам поглощать их энергию. Те руководители, которые не умеют правильно «разряжаться», не полностью используют свое время, энергию, навыки, неспособны справиться со стрессами, возникающими в жизни управленца, ограничены неспособностью управлять собой.

2. Размытые личные ценности.От менеджеров ежедневно ожидается принятие решений, основанных на личных ценнос­тях и принципах. Если личные ценности недостаточно прояснены, менеджеру будет не хватать твердых оснований для суждений, которые потом могут восприниматься окружающими как необоснованные. Современная концепция успешного управления в целом ориентирована на такие ценности, как эффективность, реализация потенциала работников и растущая готовность к нововведениям. Менеджеры, для которых неясны собственные основные принципы или которые в них непостоянны, или те, чьи ценности не соответствуют времени, ограничены размытостью личных ценностей.

3. Смутные личные цели.Менеджеры влияют на ход своей деловой и личной жизни, оценивая имеющиеся возможности и выбирая те или иные альтернативы. Менеджер может быть неспособным определять цели или может стремиться к недостижимым либо к нежелательным целям часто к целям, которые несовместимы с современностью. Часто недооценива­ются альтернативные варианты и поэтому упускаются важные возможности, а на незначительные вопросы уходят все силы и время. Подобные менеджеры обычно с трудом достигают успеха и неспособны оценить успех других, поскольку они ограничены нечеткостью личных целей.

4. Остановленное саморазвитие.Менеджеры способны добиться значительных успехов в саморазвитии, однако некоторые не могут преодолеть свои слабости и работать над собственным ростом. Они недостаточно динамичны. Они склонны избегать острых ситуаций, позволяют скрытым способностям так и остаться неразвитыми, теряют природную отзывчивость, и их деловая жизнь превращается в рутину тем больше, чем чаще они в интересах личной безопасности исключают из своей деятельности риск. Такие менеджеры ограничены остановлен­ным саморазвитием.

5. Недостаточность навыка решать проблемы.Квалифицированное решение проблем само по себе является очевидным управленческим навыком. Некоторые руководители не могут методично и рационально работать над решением проблем и добиваться качественных решений. Им зачастую трудно проводить совещания по решению проблем, установлению целей, обработке информации, планированию и контролю. Проблемы, не решаемые быстро и энергично, накапливаются и мешают как размышлениям, так и действиям менеджера, ограниченного недостаточностью навыка решать проблемы.

6. Недостаток творческого подхода.Часто в менеджерах недостаточно развиты умение творчески подходить к решениям и способность к инновациям. Управленец с относительно низкой изобретательностью редко выдвигает новые идеи, не способен заставить других быть творцами и использовать новые подходы к работе. Подобные менеджеры зачастую незнакомы с методами повышения изобретательности или же высмеивают их как несерьезные и поверхностные. Высокая изобретательность требует готовности бороться с препятствиями и неудачами. Руководитель, не желающий экспериментировать, рисковать или сохранять творческий подход к работе, несмотря на трудности, ограничен недостатком творческого подхода.

7. Неумение влиять на людей.Руководителям постоянно необходимо воздействовать на тех, кто прямо им не подчинен. Однако некоторые менеджеры способны получить требуемые поддержку и участие и в результате не могут обеспечить необходимые для успеха ресурсы. Они склонны обвинять других в том, что к ним не прислушиваются, а равные им по положению не считают их достаточно влиятельными. Руководитель, который недостаточно настойчив, не устанавливает взаимодействия с окружающими и у которого недостаточно развито умение выра­жать себя и слушать других, обречен на неумение влиять на окружающих.

8. Недостаточное понимание особенностей управленческого труда.До тех пор пока менеджеры серьезно не оценят эффективность того, как они управляют другими, им не добиться высокой отдачи от них. Руководителям, не способным изучить собственные управленческие подходы, не хватает умения понятно объяснить их. Обычно они не стремятся устанавливать обратные связи, не способны заинтересовать своих подчиненных в том, чтобы выделиться среди других, особенно трудно им давать поручения. Руководители, недостаточно понимающие мотивацию работников, и те, управленческий стиль которых устарел, и не соответствует нынешним условиям, неэтичен, негуманен, недостаточно понимают суть управленческого труда.

9. Слабые навыки руководства.Для эффективного управле­ния людьми и ресурсами требуется много навыков, которые можно назвать способностью руководить. Растрата рабочего времени и неэффективность методов работы приводит к тому, что люди чувствуют себя неудовлетворенными и работают ниже своих возможностей. Внутри таких групп роли обычно плохо определены, организация работы расточительна, а взаимоотношения - плохи. Здесь мало кто признает вклад руководителя, и моральное состояние группы зачастую быстро ухудшается.
Менеджер, не умеющий добиваться практических результатов от своих подчиненных, не способен эффективно руководить.

10. Неумение обучать.Почти каждый руководитель время от времени выступает в роли наставника. Не развивая этого умения, менеджер не может довести показатели работников до требуемых и помочь им в саморазвитии. Требования по их обучению четко не устанавливаются и времени на саморазвитие не хватает. Люди часто работают, не имея обратной связи с руководителем, а его оценки и рекомендации формальны. Менеджер, который не способен или не желает помогать разви­тию других плохой учитель.

11. Низкая способность формировать коллектив.Для того, чтобы добиться результатов, большинство менеджеров должно объединяться с другими, используя их умения. Однако в соответствии с распространенным подходом к роли менеджера он может ничего не делать для поощрения роста всей группы или ее членов. Когда руководителю не удается превратить группу в квалифицированный и результативный коллектив, ее работа обычно сопровождается трудностями или не дает отдачи. Когда не создаются благоприятный климат или эффективные рабочие механизмы, мы говорим, что менеджер не умеет сформировать группу.

Далее рассмотрим пути преодоления некоторых ограничений менеджера.

ОГРАНИЧЕНИЕ 1: неумение управлять собой.

Все аспекты управления между собой взаимосвязаны, но для удобства мы исследуем проблему с четырех точек зрения: 1) поддержание физического здоровья, 2) рациональное распре­деление сил, 3) преодоление трудностей, 4) рациональное распределение времени.

Поддержание физического здоровья

Было время, когда каждый усердно тренирующийся человек становился объектом едких замечаний со стороны осанистых господ, попыхивающих сигаретами над бокалами джи­на с тоником. Современные руководители куда лучше понимают необходимость поддержания физической формы. Изменилась" мода, и сейчас просто неудобно признать, что вы не играете в теннис, не плаваете, не бегаете по утрам и т. д. Уже столько написано о различных видах спорта и способах делать зарядку, что излишне повторять это здесь. Однако практический опыт и наблюдение за менеджерами, хорошо управляющими собой, убедили нас в содержательности следующих принципов.

Следите за своим весом. Удачливому и занятому руководителю предоставляется масса возможностей слишком много есть и пить. Избыточный вес убийствен. Если у вас избыточный вес, очень важной задачей для вас становится выбор здорового образа питания. Существуют специальные организа­ции, книги и специалисты, профессионально обучающие тому, как управлять собой в вопросах питания.

Балансируйте свои нагрузки. Одни виды деятельности истощают силы, другие их восстанавливают. Здоровье - это вопрос равновесия, поэтому для менеджеров важно не допускать несбалансированности своих нагрузок. Выбирайте такие виды деятельности, которые совместно обеспечивают наполненную и разнообразную жизнь.

Избегайте вредных привычек. Менеджеры подвержены многим распространенным пристрастиям. Наиболее известны табак и алкоголь. И то и другое опасно для здоровья, и риск возрастает с ростом их потребления.

Рациональное распределение сил

Научиться эффективно использовать и наращивать свои силы - сложная задача, но мы предложим вам некоторые рекомендации, которые уже пригодились другим.

Стремитесь изучить себя. Два важных фактора личности менеджера часто ограничивают его энергию и силы. Во-первых, менеджер, подавляющий свои эмоции, стремясь вести себя как «следует», может лишиться природной уверенности. Во-вторых, силы менеджера могут быть заблокированы чем-то, что не получило решения когда-то в его ранние годы. Нужно изучить влияние детских переживаний и раскрепостить свою личность.

Не бойтесь выражать свои чувства. Трудно переоценить значение выражения своих чувств для поддержания здоровья и сил человека. Необходимо переживать, признавать и выражать свои чувства. Не выражая их должным образом, человек часто ощущает себя расстроенным, даже не зная отчего.

Добивайтесь установления тесных личных отношений с окружающими. Общение с окружающими - это естественный и эффективный способ разрядить напряжение, получить под­держку и достичь гармонии в отношениях.

Ищите вызов. Успех обычно увеличивает способность конструктивно использовать свою энергию. Многие наслажда­ются, преодолевая трудности и «побеждая» вопреки препятствиям. С другой стороны, слишком большие трудности могут вызвать и обязательно вызовут истощение сил и угнетенное состояние, поэтому руководителям необходимо тщательно выбрать новые нагрузки, чтобы расширить свои возможности, а не подорвать их.

Спокойно принимайте свои неудачи и учитесь на них. Ошибаться и терпеть неудачи - это, видимо, неизбежно, так же как и вспоминать их потом с чувством глубокого сожаления. Однако неудачи дают возможность лучше узнать себя и исправить сваи действия в будущем. Признание неудач - это необходимая составная часть человеческого опыта.

Оцените, чего вы стоите. Руководители должны вырабатывать реалистичное, но и оптимистичное отношение к себе. Раз уже негативное отношение существует, с ним необхо­димо считаться, но положительное чувство собственной ценности должно выражаться свободно. Чтобы чувствовать положительный настрой, необходимо ощущение успеха, и менеджеры должны учиться ценить себя.

Преодоление трудностей

Люди очень по-разному реагируют на затруднения. В то время как один может страшно расстроиться, потеряв часы, другой спокойно справляется с серьезной международной кризисной ситуацией, не чувствуя никакого потрясения. Полезно поразмышлять над влиянием затруднений на действия людей. Во всякой управленческой работе они время от время возникают, но вот когда руководитель говорит, что он «в затруднении», это обычно означает, что он чувствует себя неспособным подобающим образом справиться со своими обязательствами и требованиями ситуации.

Медики заинтересовались реакцией людей на затруднения и начали исследовать стрессовые проявления человека. Из их сообщений следует, что мы живем во времена возрастания стрессовых нагрузок. Большинство показателей стрессов и на­пряжений постоянно возрастает, в особенности вызванная ими заболеваемость. Во многих западных странах каждый пятый в той или иной момент своей жизни вынужден обращаться за медицинской помощью в связи с нервными заболеваниями.

Словом, стресс обычно описывается ощущением внутреннего давления с такими психическими проявлениями, как затрудненное дыхание и увеличение мускульного напряжения. Иногда организм реагирует на перегрузку изменением характера мозговой активности. Поскольку люди под влиянием стресса становятся более уязвимыми по отношению к ежедневным затруднениям, качество их работы снижается. В крайне стрессовой ситуации человек может становиться рассеянным или просто сдается и избегает нагрузки хотя бы мысленно. Полезно, однако, знать, что стресс - это реакция человеческого организма и в определенной степени ею можно управлять. Для тех, кто успешнее других управляется со стрессом, характерны следующие черты.

1. Они могут откладывать проблемы до того момента, пока не окажутся способными справиться с ними. Напротив, подвер­женные стрессам зачастую не могут отвлечься, продолжая вра­щаться в круге проблем, волнуются из-за маловероятности возможностей.

2. Они специально расслабляются для того, чтобы дать отдых телу и уму от физических и психических нагрузок. При этом часто прибегают к перемене типа нагрузок, например к интенсивным физическим занятиям или, наоборот, спокойным расслабляющим упражнениям.

3. Они способны бросить взгляд на события своей жизни, не теряя широкой перспективы и не утопая в мелких деталях ситуации.

4. Им удается управлять развитием стрессовых ситуаций, осуществляя реалистическое планирование и вмешиваясь в них так, чтобы не дать стрессу поглотить себя. Они имеют ясное представление о вероятном направлении развития событий и не теряются при возникновении проблем.

5. Они идут навстречу проблемам и готовы иметь дело с трудностями или неприятными вещами.

6. Они правильно оценивают свои возможности и не позволяют себе перенапрягаться. Они знают, что определенный уровень нагрузок полезен и действует возбуждающе, но избыточ­ные нагрузки рискованны и на них можно идти, только осознавая это.

7. Они не дают себе погрязнуть в состоянии депрессии, но предпочитают установить причину проблемы, чтобы потом взяться за ее решение. При этом они открыто и умело выражают свои чувства, работая над устранением всех возникающих затруднений.

8. Они способны идти на потерю популярности. Многие из тех, на кого сильно влияют стрессы, растрачивают большую часть своих сил на беспокойство по поводу того, что думают окружающие. Те же, кто хорошо справляется со стрессом, не слишком тревожатся, если окружающие не одобряют их поступ­ки.

9. Они не заставляют себя следовать крайне жестким планам, которые вряд ли можно выполнить. Это суть профессионального отношения, позволяющего не оказываться
в состоянии постоянной борьбы за выполнение нереальных обязательств.

10. Они активно ограничивают степень своей вовлеченности в работу. Будучи готовыми посвятить значительные усилия достижению цели, они поддерживают сбалансированное отно­шение к разным сферам жизненной активности.

Часть приведенных характеристик представляет собой жизненные позиции, часть — кавыки в решении проблем. Наиболее важна способность менеджера ясно и объективно оценивать требования работы и творчески подходить к решению проблем. Некоторые считают, что этого легче добиться, если использовать методы, позволяющие расслабиться. Основа этих методов — в познании процессов, происходящих внутри вас, и сознательном создании состояния покоя в ваших мыслях и чувствах. Расслабление восстанавливает силы тела и успокаивает ум необы­чайно быстро.

Рациональное определение времени

У многих руководителей возникают проблемы с распределением времени: столько всего нужно сделать, что вполне можно было бы работать по двадцать часов ежедневно. Однако, те, кто умеет им эффективно распоряжаться, становятся крайне скрупулезными, «вкладывая» свое время, они постоянно задают себе вопросы:

- надо ли мне делать это?

- хочу ли я делать это?

- какими могут быть потенциальные результаты?

- как это сделать проще всего?

- могу ли я привлечь себе в помощь дополнительные ресур­сы?

- не могу ли я делать также что-либо еще?

Идея, неявно содержащаяся в термине «вклад времени» крайне полезна. Относитесь к своему времени так же, как удачливый вкладчик капитала обращается со своими акциями. Проблемы в том и другом случае похожи. Инвестор не может иметь вклады всюду и поэтому выбирает определенные капиталовложения, так распределяя свои инвестиции, чтобы общий эффект был наибольшим. Точно так же и менеджер располагает ограниченным количеством времени и должен, вкладывая его, максимизировать свои результаты.

На идею «Не могу ли я делать также что-либо еще?» наталкивают удачливые руководители, ухитряющиеся угнаться за двумя зайцами». Разработан метод, который назван «Удвоение». Целью «Удвоения» является сознательное использование време­ни для выполнения не одной, а нескольких задач сразу. Например, поездку по железной дороге можно использовать для чтения технического журнала, а послеобеденная беседа может пригодиться для опробования ваших взглядов или для того, чтобы научиться чему-либо у окружающих. Поскольку каждый момент времени может использоваться для выполнения нескольких задач, нужно четко представлять себе те возможности, которыми вы располагаете. «Удвоение» может стать полезным и в управлении, и в обычной жизни.

Для руководителей, рационально распоряжающихся временем, характерны четыре общие черты:

1. Они бережливо относятся к своему времени, осознавая, что это бесценный ресурс, требующий разумного обращения с ним. Прежде чем принять решение о выделении времени на какую-либо конкретную деятельность, руководитель оценит, так ли уж она полезна. Та, которая не обещает весомых результатов, сразу же отвергается.

2. Они совершенствуют умение делегировать свои полномочия. Перераспределение полномочий представляет со­бой процесс передачи задач от одного лица к другому. С передачей своей ответственности за выполнение задачи, полномочий и возможностей по ее решению высвобождается время на более ценную деятельность.

3. Они планируют использование времени. Составляется расписание действий, готовится та или иная форма сетевого плана так, чтобы обеспечить выбор рационального решения.

4. Их подход к решению проблем основал на оценке его эффективности. При возникновении трудностей и в моменты, когда необходимо найти решение, руководитель, эффективно использующий время, выберет такой метод, который приведет к эффективному решению проблемы.

ОГРАНИЧЕНИЕ 2: Размытые личные ценности

Что такое ценности?

Каждый руководитель выбирает, что и как делать. Вы можете принять решение подняться, утром с постели или оставаться в ней, питаться подобно: Генриху VIII или индуис­тскому богомольцу, быть полностью поглощенным работой или делать ровно столько, чтобы кое-как перебиться. Выбор, который мы делаем, зависит от нашего воспитания, поведения и взглядов наших коллег и возможных последствий наших действий. Обычно имеется несколько вариантов решений, и выбор того или иного зависит от того, что мы считаем важным и правильным.

Ваши решения — то, что вы выбрали как важное и правильное, — оказывают большое влияние на вашу жизнь, на то, как вы относитесь к окружающим, и на то, каким человеком вы становитесь. Эти решения, принятые в прошлом, определяют ваше поведение в настоящем, они становятся основой ваших ценностей. Таким образом, ценности - это выбор того, что, по-вашему, является важным и стоящим.

Какими бывают ценности?

Некоторые ценности разделяются всеми членами общества или нации. Они распространяются и поддерживаются законами, средой, обычаями и всеобщим одобрением. Во всех обществах есть люди, чья работа или роль состоит как раз в прояснении и поддержании ценностей. Работа руководителя во всех ее видах обязательно включает в себя вынесение суждений о том, что важно, а что - нет. Далее приводятся некоторые из альтернатив, с которыми сталкивается большинство менеджеров.

Список ценностей

Власть.Нужно ли относиться к ней с уважением? Нужно ли подвергать ее сомнению?

Равенство полов.Нужно ли относиться одинаково к мужчи­нам и женщинам? Должны ли женщины иметь особые привиле­гии? Может ли пол влиять на поведение человека на работе?

Равенство рас.Могут ли расовые различия влиять на отношения людей? Как вы относитесь к людям иной культуры?

Возраст.Зависит ли ваше отношение к людям от их возраста? Как ваше представление о возрасте влияет на ваше поведение?

Профессиональное положение.Насколько вы уважаете мне­ние эксперта? Насколько сильно влияет на ваше мнение о человеке его образование?

Отношение к риску.Не боитесь ли вы риска? Пойдете ли вы на риск, зная, что неудача повлияет не только на вашу судьбу?

Результат работы.Чем должны пожертвовать, чтобы добиться результата? Что вы считаете удовлетворительным результатом?

Помощь другим.До какой степени необходимо помогать тем, кто оказался в затруднении? Должны ли люди отвечать за последствия своих поступков? До какой степени необходимо помогать слабым людям? Является ли оказание эмоциональной поддержки частью вашей работы?

Поощрения/наказания.Нормально ли реагируют люди на наказания? Какой вид наказаний действует лучше всего? До какой степени можно навязывать образцы? Чем можно реально заинте­ресовать людей?

Законность.Всегда ли следовать духу закона? Всегда ли следовать букве закона?

Выигрыш/проигрыш.Хотите ли вы победить? Что означает одерживать победу? Должны ли окружающие проигрывать? Нас­колько велики ваши шансы на выигрыш?

Участие в управлении.Стремитесь ли вы к «открытому» управлению? Насколько активно вы привлекаете к делу окружа­ющих? Нужно ли делиться властью?

Жизнь/работа.Какую часть сил следует тратить на работу? Насколько важны для вас семья и друзья? Насколько важно для вас ваше здоровье?

Удовольствие.Должна ли жизнь приносить удовольствие? Должна ли работа Быть вам в радость? Важен ли для вас творчес­кий подход к работе?

Открытость.До какой степени нужно заботиться о том, чтобы быть откровенным? Полезно ли демонстрировать свою «слабость» окружающим? Руководитель, которому не ясны его ценности, не имеет твердой базы для действий, и он склонен к принятию спонтанных и сиюминутных решений. Поэтому целе­сообразно иметь тот или иной ответ на каждый вопрос о вышеназванных ценностях, даже если по мере накопления опыта эти ответы будут меняться. Процесс рассмотрения возможностей и прояснений вашей личной позиции требует времени, но в качестве отдачи вы получите возросшую компетентность, твер­дость, решительность и солидарность в поступках.

Ценности не являются чем-то, что можно увидеть, и поэтому они ускользают от понимания. Их можно распознать, только изучая свои реакции и подходы, лежащие в основе вашего поведения. Все еще слишком часто люди не чувствуют себя уверенными и спокойными в отношении своих ценностей и не хотят нести ответственность за последствия собственных реше­ний. Это становится более понятным при рассмотрении вопроса о том, как вырабатываются ценности.

Жизненная позиция

Берне выдвинул идею о том, что люди, принимая важные решения по поводу себя и других, формируют свои основные жизненные позиции, которые имеют фундаментальное влияние на всю их жизнь. Берне нашел простой и ясный способ описать четыре основные жизненные позиции. В соответствии с моделью Берне, люди могут считать себя «в порядке» (ощущая себя «хорошо») или «не впорядке» (ощущая себя «плохо») и аналогично придают оценку «в порядке» или «не в порядке» окружающим. Четыре крайние жизненные позиции, связанные с различными комбинациями этих оценок, можно описать следу­ющим образом:

1. Я в порядке — вы в порядке. Люди, придерживающиеся такой жизненной позиции, в основном положительно относятся к себе. В целом они считают жизнь обнадеживающей и приятной, склонны чувствовать себя удовлетворенными ею и довольствоваться тем, что имеют. Анализируя свое прошлое, они сосредоточиваются на приятных и радостных воспоминаниях. Они положительно относятся к другим людям, считая, что от них ' можно многого добиться. Они не становятся сентиментальными или неразборчивыми, но ценят добрые отношения, контакт с окружающими исходящее от них одобрение своих поступков.

2. Я в порядке вы не в порядке. Люди, придерживающиеся такой жизненной позиции, в основном положительно относятся к себе, но они чувствуют очень существенную разницу между собой и окружающими. Они считают большую часть других людей несовершенными или худшими, чем они сами, находят, что" окружающим не хватает таких важных качеств как ум, честность, нравственность, привлекательность или опытность. Люди этой жизненной позиции думают, что превосходят других, и стремятся демонстрировать это им и себе. Они могут выглядеть надменными, холодными, высокомерными, таких руководителей обычно не любят.

3. Я не в порядке ~ вы в порядке. Люди этой жизненной позиции считают, что у них есть существенная слабость или недостаток, из-за чего они уступают другим. Им не хватает оптимизма по отношению к себе. Эти люди не слишком нравятся себе потому, что концентрируют свое внимание на слабостях, недостатках, несоответствии требованиям, неудачах — действительных или воображаемых. Проблемы и разочарования служат как будто специально для того, чтобы продемонстри­ровать им, что они справляются с ними не так хорошо, как другие. Других же дни оценивают более высоко, считают, что окружающие более значительны, зрелы, целеустремленны, талантливый элегантны. Короче говоря, люди этой жизненной позиции смотрят на окружающих снизу вверх.

А. Я не в порядке вы не в порядке. Люди этой позиции могут чувствовать себя подавленно, могут утратить веру в свою способность создать себе приемлемые жизненные условия или ощущать удовольствие от жизни. Они не только низко ценят себя, но воспринимают и окружающих как людей, тоже в том или ином смысле ущербных. Любые взаимоотношения ощуща­ются ими как сплошное разочарование. Эта позиция может иметь крайне отрицательные последствия для личности, приводя к утрате бодрости, сил и воодушевленности.

Человек может найти оправдание для всех четырех жизнен­ных позиций, описанных Берне. Всегда накапливаются данные, свидетельствующие, что его отношение к жизни оправданно. Эти оправдания часто собираются неосознанно, так что сам человек не замечает этого. Жизненные позиции оказывают большое влияние на поведение людей.

Активные и пассивные менеджеры

Каждому человеку следует стараться стать более открытым и положительно настроенным. Это особенно ценно для руково­дителей, ведь именно они ответственны за возбуждение в других желаниях брать на себя инициативу и добиваться результата. В одной из наших предшествующих работ мы описали основной выбор, который делает в жизни каждый: иметь положительное или отрицательное отношение к окружающему миру. Осознание этой разницы оказалось полезным для многих руководителей.

Те, кто принимает положительное отношение к жизни, заинтересованы в том, чтобы налаживать контакт с окружающи­ми, испытывать новое, хотят чего-то добиться. Они рассматри­вают каждую ситуацию как полную разных возможностей. Они стремятся пусть и не к самым серьезным, но расширяющим их возможности испытаниям, готовы к риску и эксперимен­тированию ради того, чтобы обеспечить собственный рост и развитие. Они стремятся устанавливать обратные связи с окружающими, и заинтересованы в открытых и лишенных характера эксплуатации отношениях с ними. Они в течение своей жизни готовы изменяться, проходя периоды переоценки ценностей и адаптации к новым. Опыт тяжело дается им, потому что они глубоко переживают свои подъемы и спады.

Тех же, кто избирает отрицательное отношение, характеризует недостаток открытости и ограниченная подвижность. Им трудно быть предприимчивыми, и они не способны вырваться из круга рутинных операций, не приносящих удовлетворения и не обеспечивающих саморазвития. Они избегают риска и испытаний, или, напротив, такие люди иногда идут на риск, почти не думая о своем благосостоянии. Отношения с окружающими у них обычно поверхностные или отрицательные, они сопротивляются установлению обратных связей, общение с ними неплодотворно. Общая пассивность может у них сопровождаться неискренностью, стремлением поэксплуатировать других и другими поступками, негативно влияющими на отношения с людьми.

В каждом человеке есть активная и пассивная сторона, и не одного нельзя полностью отнести к той или другой категории. Вы сами можете решить, какую часть своей натуры вы хотели бы поддерживать и поощрять. Подобное решение имеет фундаментальный характер, ведь если вам не удастся оценить и поддержать активную сторону, то, соответственно, усилится противоположная сторона.

Процесс прояснения ценностей

Систематизированное прояснение ценностей представляет собой процесс познания, но в отличие от других видов познания здесь большая часть требуемых данных содержится внутри самого человека. Окружающие могут помочь вам прояснить ваши ценности, но окончательный выбор вы делаете сами. Последовательное приближение к нужному результату достигается в следу­ющие пять этапов:

1. Решение быть правдивым. Ценности довольно трудно выявить, поэтому добиться изменений в себе можно только приняв решение быть максимально правдивым, даже если это значит, что временами вы будете чувствовать себя глупым или незрелым. Не взяв на себя такого обязательства, вы вряд ли добьетесь настоящих перемен.

2. Открытое выражение ваших сегодняшних взглядов. Выявить ценности можно лишь в результате их обсуждения, обдумывания. Но это требует полного выражения ваших взглядов поданному вопросу, даже если вам самому не нравится то, что вы говорите, или вы находите эти взгляды непоследовательными. Необходимо знать, какова ваша позиция в настоящий момент.

3. Анализ альтернатив. Обычно на одно и тоже можно смотреть по-разному, поэтому необходимо изучить иные точки зрения. На первом этапе идентифицируются все взгляды влияния на проблему ценностей. Далее следует этап испытаний, на котором вы взаимодействуете со всеми и выбираете, какие же ценности более подходят для вас. Таким образом, глубокое исследование позволяет вам свободно выбирать из хорошо изу­ченных альтернатив.

4. Проверка на последовательность. Прояснив ценности, вы можете обнаружить непоследовательность, противоречия в более общих подходах или в общей системе ценностей. Логические или эмоциональные противоречия должны послужить вам указанием на необходимость более глубоко изучить эти вопросы.

5. Сопоставление с практическим образом действий. Зачастую люди ведут себя вовсе не в соответствий со своими ценностями. Это говорит о том, что они далеко не убеждены в тех умозаклю­чениях, которые сделали, и, соответственно, должны заново изучить, во что же они действительно верят. С другой стороны, может оказаться, что определенные изменения в системе ценнос­тей еще недостаточно сказались на поведении, чтобы изменить давние привычки. Оба объяснения допустимы, однако, во всяком случае, поведение, не совпадающее с декларированными ценностями, свидетельствует о необходимости дополнительной работы.

На этом целесообразно закончить рассмотрение путей преодоления ограничений менеджера, т. к. информация по нерассмотренным ограничениям по-существу дана в вышеизло­женных темах обзора.

 

Контрольные вопросы:

1.Сформулировать понятияи назвать ее основные задачи

2.Назвать основные этапы процесса управления фирмы

3.Перечислить существующие правила создания эффективной организационной структуры

4.Основные этапы разработки политики фирмы

5.Сущность планирования деятельности и развития фирмы

6.Перечислить методы внутреннего управления и дать им краткие характеристики

7.Описать американский кризис 80-х гг. и поиск выхода из него

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.