Управление на полиграфическом, предприятии осуществляется практически во всех сферах деятельности. Это научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, опытное и постоянное серийное производство, менеджмент и маркетинг, плановая и финансовая деятельность, техники и технология, работа с персоналом и т.п. Каждый такой аспект дает нам определенную картину какой-то одной стороны деятельности, и лишь в совокупности они представляют собой более или менее полную характеристику издательско-полиграфического предприятия. Любая из указанных подсистем, например, менеджмент и маркетинг имеет свою целевую нагрузку и не перекрывается другой целевой подсистемой. Хотя они тесно связаны между собой и взаимно дополняют друг друга (по-другому мы говорим, что они находятся в сложном динамическом взаимодействии).
Описываемая нами отрасль знаний опирается на объективные законы общественного развития, формулируемые микро- и макроэкономикой, философией, демографией, социологией и, главным образом, наукой об организации и управлении коллективом.
Как и любой другой сложный процесс, комплексный управленческий процесс (управление производственным коллективом) включает в себя ряд частных процессов или функций управления.
ЧАСТЬ I . МЕНЕДЖМЕНТ
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
.
При изложении какого-то сложного вопроса или сложной теории всегда возникают проблемы методического плана, т.е. как развернуть перед слушателями, с одной стороны, доступно и просто существо дела, а с другой - показать всю сложность и многогранность вопроса или теории. К науке управления предприятием это относится вдвойне (если не втройне).
Крупный западный специалист в области управления, один из авторов книги - бестселлера 1984г. в США «В поисках эффективного управления» Томас Питерс сравнил теорию управления с непроходимыми джунглями, имея в виду множество подходов к этой науке и соответственно теорий. Сказанное, по-видимому, имеет причину в том, что наука управления - относительно молодая наука, а также в том, что идет развитие самого предмета исследований.
Определяя понятие управления, можно просто сказать, что «управление - это процесс руководства людьми и предприятиями», но такое определение не раскрывает содержание этого понятия. Можно предположить следующее определение: «Управление - это процесс планирования, организации, комплектования кадров руководства, мотивации и контроля работы и работников предприятия». Но это определение тоже многого не проясняет. Да, это и понятно, т.к. только прослушав весь курс, можно составить себе представление о том, что же такое управление, или «менеджмент». Управление должно рассматриваться, с одной стороны, как теория (наука), а с другой - как искусство, практическая деятельность управляющих (менеджеров).
Прежде чем излагать основы современного управления, целесообразно дать некоторый экскурс в историю управленческой мысли. Потребность в управлении возникла давно, как только люди стали объединяться в группы для достижения общих целей.
Теоретическое осмысление управления началось еще в античное время. Уже Платону было ясно, что управление - это не просто искусство. В своем сочинении «Республика» он пытался давать советы и формулировать правила, как надо управлять человеческими коллективами. Пример организации управления продемонстрировали и Древний Рим, и монгольская орда, и средневековый Китай, и Россия времен Петра I, когда она за короткий период в несколько десятилетий вошла прямо из средневековья в клуб ведущих мировых держав.
Из ранних трудов по управлению следует отметить работу польского профессора Бронислава Трентовского «Отношение философии к кибернетике как искусству управления народом», вышедшую в 1843 г. Б. Трентовский, рассуждая о науке управления, отдает должное роли таланту управляющего и термину «искусство управления». И в то же время он понимает, что одного искусства мало. Выработка сколь-нибудь сложного решения, говорит он, требует всегда научного анализа.
Б. Трентовский понимал, что по мере продвижения человеческого общества по пути прогресса процесс управления все в большей и большей степени должен приобретать черты научного исследования, а управляющий должен полагаться не только на свой опыт и интуицию, но и на научную теорию. «Применение искусства управления без сколь-нибудь серьезного изучения соответствующей теории, - говорит он по этому поводу, - подобно врачеванию без сколько-нибудь глубокого понимания медицинской науки».
Кстати заметить, что Н. Винер, которого называют «отцом кибернетики», используя термин кибернетика в своей книге «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине», вышедшей в 40-х годах XX века, по-видимому, не знал о труде Б. Трентовского.
Первые попытки создать научные основы управления производственным предприятием относятся к концу XIX в. когда интенсивное развитие капиталистического производства потребовало разработки эффективных методов руководства, которые обеспечивали бы максимальную прибыль.
Одной из первых получила широкое распространение теория научного управления Фредерика Тейлора. Разработав систему дифференциации трудовых процессов, Ф. Тейлор сумел теоретически обосновать и практически показал преимущество комплексного подхода к управлению. Сущность его теории научного управления заключается в жесткой регламентации трудовых процессов, в компетентном руководстве по основным функциям управления и действенной системе материального стимулирования.
В 1911 г. Ф. Тейлор, «отец научного управления», написал книгу «Наука управления», в которой показал, что «высокая заработная плата и низкие затраты составляют основу хорошего управления». Для достижения этих двух целей он предлагал:
а) каждому рабочему поручать наиболее сложную работу, которую он способен выполнить;
б) каждого рабочего следует поощрять так, чтобы его выработка достигла уровня лучшего рабочего этого разряда;
в) каждому рабочему, достигшему высшей квалификации, выплачивать надбавку в размере 30-100% по сравнению со средним заработком рабочих с тем же разрядом.
Для преодоления естественного уклонения рабочих от работы, предложил ввести нормы выработки, созданные на основе хронометража и изучения трудовых движений. Система Тейлора прошла успешную экспериментальную проверку в 1899 г. на одном из американских предприятий. Далее тейлоровская теория научного управления получила развитие в трудах инженера и администратора Анри Файоля, которого называют «французским отцом научного управления» и который опубликовал в 1916 г. книгу «Общее и промышленное управление». В ней он сформулировал четырнадцать общих принципов управления. Вот эти принципы:
1.Разделение труда (по всем видам управленческого труда).
2.Власть и ответственность (они неразрывны).
3.Дисциплина (как уважение соглашений).
4.Единоначалие (сотрудники должны получать приказания только от одного начальника),
5.Единство руководства (каждая совокупность видов деятельности, направленная на достижение определенной цели, должна иметь одного руководителя и единый план в рамках фирмы).
6. Подчинение индивидуальных интересов общим (в случаях расхождений руководство должно найти компромиссный вариант).
7. Вознаграждение (должно быть справедливым и доставлять удовольствие сотрудникам).
8. Централизация управления (степень концентрации власти или ее рассредоточения - децентрализации).
9. Скалярная цепь (иерархия подчиненности, которую необходимо соблюдать).
10. Порядок. При организации деятельности людей должно выполняться простое правило: всему (каждому) свое место и все (каждый) на своем месте.
11. Справедливость (по отношению к персоналу).
12. Стабильность пребывания в должности.
13. Инициатива (творческое выполнение дел).
14.Корпоративный дух (как необходимость взаимодействия сотрудников и важность взаимосвязей сотрудников для укрепления единоначалия).
А.Файоль сформулировал концепцию административного управления, в соответствии с которой общая административная функция должна обязательно складываться из предвидения (планирования), организации, координации и контроля деятельности управляемого подразделения.
Вопросам управления много внимания уделялось в трудах немецкого социолога Макса Вебера. Им была разработана теория идеальной бюрократической организации управления. Понятие «бюрократия» М. Вебер трактовал как концепцию рациональной коллективной деятельности.
К своей теории он пришел, изучая различные организационные структуры в промышленности, армии, церкви и т.д. Он писал «Совершенный механизм бюрократической организации по сравнению со всеми другими видами организации дает то же преимущество, что машина по сравнению с немеханизированными способами производства. Точность, скорость, отсутствие неопределенности, четкое делопроизводство, непрерывность, благоразумие, единство, строгая субординация, уменьшение трений между членами организаций - все это доведено до совершенства в чисто бюрократической организации...».
По Веберу, основными чертами «идеальной бюрократической организации» являются:
1) разделение труда на основе функциональной специализации;
2) четкая иерархия власти;
3) система правил, определяющих права и обязанности каждого члена организации;
4) система процедур, определяющих порядок действия во всех ситуациях, встречающихся в процессе функционирования организации;
5) игнорирование личных качеств во взаимоотношениях между сотрудниками организации;
6) отбор и выдвижение работников по их квалификации.
В подобном ключе развивалось и поведенческое направление. Углублялось осмысление и изучение организаций как социальных систем.
Даже из проведенного краткого экскурса в историю управленческой мысли становится ясно, что наука управления «питалась» от разных наук. Это стало причиной того, что современные теории управления основываются на различных подходах:
1) эмпирическом;
2) межличностных отношений;
3) группового поведения;
4) социальных систем;
5) теории принятия решений;
6) социотехнических систем;
7) коммуникационных центров;
8) ситуационном (операционном).
Среди этих многих подходов преобладающей (по крайней мере в американском менеджменте) является теория системного и ситуационного управления. Ключевые положения этой теории базируются на основных принципах систем и их свойствах. Вместе с тем, она исходит из того, что процесс управления есть искусство, суть которого состоит в применении науки к реальностям любой ситуации. Основная мысль такова: не существует универсального наилучшего способа достижения определенных результатов при любых обстоятельствах. Операционный метод анализа управления характерен тем, что здесь делается попытка анализировать, что фактически делают управляющие. Этот подход в некоторой степени эклектичен, поскольку заимствует и объединяет из всех других подходов наиболее важные и полезные элементы.
Основываясь на теории системного и ситуационного управления, выделим пять основных функций управления, находящихся в непрерывном динамическом взаимодействии.
- планирование;
- организация;
- руководство (координация);
- мотивация;
- контроль.
Выражение «непрерывное динамическое взаимодействие» означает, что при изучении и использовании любой из пяти функций управления необходимо постоянно учитывать их взаимосвязь. Так, например, нельзя просверлить отверстие в железобетонной стене, если нет победитового сверла, нет умения работать с дрелью и к тому же нет желания.
Планирование. Составление плана всегда рассматривается как начальный этап процесса управления. Утрируя можно сказать, что план это фантазия менеджера соответствующего уровня о том кто, какую работу, в какие сроки и с каким качеством и с каким качеством должен выполнить.
Организация. Как только план составлен, необходимо организовать его выполнение.
При этом решается вопрос о том, какая техника необходима, какие необходимы инструменты, какие расходные и иные необходимы материалы; сколько и какой квалификации необходимо нанять рабочих, ИТР и служащих. Необходимо решить вопросы режима работы всех категорий работающих, какие средства и из каких источников будут привлекаться для решения поставленной задачи.
Мотивация. Наиболее трудная задача управляющего состоит в том, чтобы его подчиненные заинтересованно выполнили все, намеченное планом, или, как иногда говорят, «обеспечить выполнение работу чужими руками». Говоря о мотивации, мы, конечно, имеем в виду такое регулирование побудительных стимулов человека, при котором у него возникает желание работать так, чтобы содействовать достижению целей организации.
Руководство (координация). Спланировав и организовав процесс работы, необходимо продумать, как с помощью руководства (координации) будет обеспечиваться поддержание упорядоченности системы управления и ее элементов с целью обеспечения единства действий, взаимоувязки различных видов деятельности. Руководство можно рассматривать как основу управления, поскольку достижение гармонии отдельных усилий, направленных на осуществление групповых целей, является главной задачей управления.
Контроль. Последним этапом процесса управления является осуществление контроля, т.е. соизмерения фактических результатов работы с запланированными.
В заключение экскурсии в историю управления хотелось бы напутствовать слушателей полушутливыми, саркастическими словами Сирила Паркинсона из его знаменитого сочинения «Закон Паркинсона», которые звучат примерно так:
«Подросткам, учителям и авторам пособий по истории государственных учреждений и политике кажется, что мир сравнительно разумен... они полагают, что самые умные и дельные становятся министрами.
Они воображают, как заправилы промышленности облекают деловой ответственностью тех, кто проявил себя на более скромной работе. Все это бодро утверждается или тихо подразумевается во многих книгах. Тем же, кто хоть как-то знают деловую жизнь, предположения эти просто смешны. Высокий совет благородных мудрецов существует лишь в мозгу учителя, а потому небесполезно напомнить о правде …».
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятию «управление»
2. Какой вклад в развитие систем управления внес Б. Трентовский
3. Охарактеризуйте теорию научного управления Ф.Тейлора
4. Назовите общие принципы управления А. Файоля
5. Назовите основные черты «идеальной бюрократической организации по М.Веберу
6. Назовите основные функции систем управления. Как Вы понимаете термин динамическая взаимосвязь функций управления»?