Значение системного подхода заключается в том, что менеджеры могут проще согласовывать свою конкретную работу с работой организации в целом, если они понимают систему и свою роль в ней. Это особенно важно для генерального директора, потому что системный подход стимулирует его поддерживать необходимое равновесие между потребностями отдельных подразделений и целями всей организации. Он заставляет его думать о потоках информации, проходящих через всю систему, а так же акцентирует внимание на важности коммуникаций. Системный подход помогает установить причины принятия неэффективных решений, он же предоставляет средства и технические приемы для улучшения планирования и контроля.
Современный руководитель должен обладать системным мышлением, так как:
· менеджер должен воспринимать, перерабатывать и систематизировать огромный объем информации и знаний, которые необходимы для принятия управленческих решений;
· руководителю необходима системная методология, с помощью которой он мог бы соотносить одно направление деятельности своей организации с другим, не допускать квазиоптимизации управленческих решений;
· менеджер должен видеть за деревьями лес, за частным – общее, подняться над повседневностью и осознавать, какое место его организация занимает во внешней среде, как она взаимодействует с другой, большей системой, частью которой является;
· системный подход в управлении позволяет руководителю более продуктивно реализовывать свои основные функции.
Системное мышление не только способствовало развитию новых представлений об организации (в частности, особое внимание уделялось интегрированному характеру предприятия, а первостепенному значению и важности систем информации), но и обеспечило разработку полезных математических средств и приемов, значительно облегчающих принятие управленческих решений, использование более совершенных систем планирование и контроля. Таким образом, системный подход позволяет нам комплексно оценит любую производственно-хозяйственную деятельность и деятельность системы управления на уровне конкретных характеристик. Это поможет анализировать любую ситуацию в пределах отдельно взятой системы, выявить характер имеющихся проблем. Применение системного подхода позволяет наилучшим образом организовать процесс принятия решений на всех уровнях в системе управления.
.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятию «система»
2. Что является элементами системы?
3. Дайте определение понятию «обратной связи»
4. Назовите основные виды структур, используемых при анализе системы управления.
5. Назовите основные свойства систем
6. Назовите закономерности, которыми обладают системы
7. Закономерность самоорганизации
8. Значение системного подхода в руководстве организацией
ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ
Планирование
Планирование является важнейшей функцией системы управления предприятием. Это процесс подготовки на перспективу решений о том, что, кем, как, когда должно быть сделано.
А. Файоль следующим образом разъяснял значение планирования как функции управления: «Выражение «управлять» - значит предвидеть, дает представление о значении, придаваемом планированию в деловом мире. И это справедливо, поскольку предвидение - если и не все в управлении, то, по крайней мере, важнейшая его часть».
И далее Файоль так определяет планирование: "План действий - это одновременно и предвидимый результат, и направление действий, которому надо следовать, и этапы, которые надо пройти, И методы, которые следует применить. Это своего рода картина будущего, в которой ближайшие события очерчены с некоторой определенностью, в то время как отдельные события выступают все менее и менее отчетливо. Она охватывает область деятельности, как ее можно предвидеть, И то, чем можно располагать в течение определенного периода времени".
В целом планирование как функция управления давно действующий принцип. При плохом планировании или его отсутствии в работе может наступить полная неразбериха.
3.1.1. Этапы планирования
Технологию планирования можно назвать «Как использовать методы подготовки решении для составления планов», потому что планирование, по сути дела, это и есть процесс подготовки решений. Этапы планирования следующие:
1)постановка целей;
2)определение исходных предпосылок;
3)выявление альтернатив;
4)выбор наилучшей альтернативы или альтернатив;
5)ввод плана в действие;
6)исполнение плана.
Постановка целей чрезвычайно важна, т.к. она задаст направление действий. Цели - это задачи, поставленные руководством (коллективом) предприятия и определяющие направление его развития. Можно выделить три вида цели:
1) новаторские;
2) решение проблем;
3) обычных рабочих обязанностей.
Новаторские цели - цели творческие. Их осуществление требует поиска новых путей, например, сокращение издержек, внедрения новых технологий, выпуска новых товаров или расширения рынков сбыта, т.е. эти цели предполагают нововведение.
Цели решения проблем полностью отвечают своему названию. Это цели, достижение которых означает решение проблемы.
Цели обычных рабочих обязанностей формулируются для того, чтобы четко определить результаты работы.
Важно знать, какого типа цель вы формулируете, точно ее определить и установить твердые сроки.
Следующий этап планирования - это определение предпосылок. В словаре определяют предпосылку так: «Все то, что не требует доказательств». Если, например, вы планируете отдых на природе, то исходите из предпосылки, что не будет дождя.
Предпосылки служат основой выбора альтернатив. Так, планируя отдых на природе, нужно учесть, что может пойти дождь. Тогда следует использовать две предпосылки для планирования: первая - дождя не будет, вторая - будет дождь. Исходя из них, надо иметь два варианта плана. После того, как вы установили цели, определили исходную предпосылку и ее альтернативы, можно перейти к остальным этапам планирования. При этом следует иметь в виду, что альтернативные планы необходимо разрабатывать на альтернативных предпосылках.
3.1.2. Виды планов. Иерархия планов
Планы в зависимости от предназначения делятся на ленточные, сетевые и технико-экономические. Обычно иерархия планов определяются горизонтом планирования, т.е. длительностью планового периода. Краткосрочный план предприятия охватывает период до 12 месяцев, а среднесрочный план - от одного до пяти лет. Пяти- и десятилетние планы называются долгосрочными. Процесс формирования последних точнее назвать стратегическим планированием, основанном на прогнозировании, т.к. он представляет собой гораздо в большей степени вероятностную оценку характера изменения целей или путей развития объекта управления и внешних условий (рынка, налогов и т.п.). Как правило, на год составляются: план по производству, финансовый план, план по маркетингу.
Планирование создает основу для функционирования всего предприятия. При таком подходе к планированию требуется признание принципа иерархии планов. В этой иерархии общие планы предприятия определяются на высшем уровне руководства, в форме целей и задач. Общие цели и задачи предприятия, носящие абстрактный характер, затем детализируются в частных планах по подразделениям предприятия в более реальные, практические цели.
Обычно на предприятии, организованном по трем функциональным направлениям (сбыт, производство, финансирование) устанавливаются цели для выполнения каждой из этих функций.