Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Приказное делопроизводство



 

Государственная система делопроизводства на Руси начала складываться лишь в конце XV в. В этот период происходит становление централизованного русского государства, впервые создается аппарат государственного управления. Система государственных органов управления того времени включала в себя несколько уровней: первый уровень – царь и Боярская Дума; второй – приказы; третий – приказные избы; четвертый – столы.

Высшим законодательным уровнем власти в период приказного делопроизводства являлись царь и Боярская Дума. Фактическое государственное управление осуществлялось Боярской Думой, юридическое управление производил царь. Царь издавал указы, жалованные грамоты, акты. Боярская дума издавала приговоры. Соответственно издаваемым документам, в то время была распространена форма: «Царь указал и бояре приговорили».

Центральными исполнительными органами власти являлись приказы. Все государственные дела вели в приказах. Производство государственных дел начиналось с момента поступления входящего документа, либо с подготовки инициативного документа по указанию боярина или царя. Деятельность приказов определялась Боярской Думой. Приказы в то время ведали управлением, сбором налогов и судом. С усложнением задач государственного управления число их росло. К середине ХII в. общее количество приказов в России составляло более пятидесяти. Часть приказов относилась к органам территориального управления, а часть — ведала отдельными отраслями (Разрядный, Посольский, Тайных дел, Разбойный, Большой Казны и др.).

Структурными подразделениями приказов являлись приказные избы и столы (или «повытья»). В ведении приказов находились воеводы, управлявшие территориями, выполнявшие предписания центральных властей. Воеводы имели свою «канцелярию» — приказную избу и помощников («меньших» воевод и дьяков). В приказной избе хранились: государственная городская печать, денежные суммы. Здесь же писали и оформляли государственные документы. Приказным избам подчинялись столы.

Приказы возглавляли приказные судьи, в подчинении которых были один-три дъяка и «подъячие». Дьяки несли ответственность за организацию работы с документами, их исполнение, сохранность и внешний вид. В подчинении дьяков находились «подъячие», которые, в зависимости от усердия, способностей и опыта, делились на «старых», «средней руки» и «молодших». «Старым» подъячим и подъячим «средней руки» дъяки доверяли более сложную работу – подготовку решений по делам, хранение дел, опечатывание архивных сундуков. Младшие подъячие не пользовались особым доверием (во многих царских указах XVII в. подчеркивается необходимость строго контролировать их работу). Подъячие, допускающие ошибки в официальных документах, подвергались строгому наказанию – их били батогами, лишали жалованья. Структура приказа показана на рис.1.

Приказной судья
Дьяки
Подъячие
Старые
Средней руки
Молодшие

 

 


Рис.1 – Структура приказа

 

В деятельности приказов принципы коллегиального и единоличного управления не были четко разграничены, но распорядительная деятельность всецело находилась в ведении приказных судей. Приказы и приказные избы представляли собой одновременно присутствие, канцелярию и архив. Документы размещали на столах, на скамьях, особо ценные – в сундуках (ларях) в тех же помещениях, в которых велась текущая работа и прием посетителей.

Порядок составления документа в приказе был следующий. По указанию дьяка проект документа («черное письмо») составлял «молодший» подъячий (или «средней руки»), дьяк «чернил» его (т.е. исправлял), а «молодший» подъячий «белил» (т.е. писал начисто). Беловик документа сверяли с черновиком, «старый» подъячий «справлял» переписанный документ, удостоверяя своей подписью соответствие исправленному черновику. «Справленные» документы подписывали дьяки. Подпись растягивали во всю ширину документа с целью охраны от подлогов.

В период приказного делопроизводства (конец XV– начало XVIII вв.) в системе государственного делопроизводства имели хождение следующие документы:

1. Указы, приговоры, акты, грамоты (в том числе жалованные грамоты) – составлял царь или бояре от имени царя.

2. Памяти – составляли приказы и направляли в другие приказы.

3. Грамоты – составляли приказы и направляли в приказные избы.

4.Отписки – составляли приказные избы и направляли в вышестоящие инстанции (приказы). В настоящее время синоним данного документа означает бездушное, не дающее ответа по существу дела документа. В период приказного делопроизводства значение данного документа соответствовало значению современному.

5. Челобитные и прошения – составляли простые люди и направляли в различные инстанции (столы, приказные избы, приказы).

Документы в период приказного делопроизводства называли «столпы». Они представляли собой сплошной текст, отдельные реквизиты (наименование вида документа, заголовок к тексту и др.) в документах не выделялись, поэтому содержание документа можно было определить только после его прочтения. Документы представляли собой листы бумаги шириной 15-17 см, которые писали только с лицевой стороны, а затем склеивали в «столпы». «Столпы» наматывали на палочки и скатывали в свиток. Средняя длина государственного документа того периода составляла от 50 до 80 метров, а такой документ как «Соборное уложение», изданный в 1649 году, составил в длину 309 метров. Наряду со столбцами применяли также книги и тетради (так, в книгах вели списки бояр), но, все же, основная форма документа этого периода – «столбцовая».

Документооборот в период приказного делопроизводства был уже настолько значителен, что при создании документов вместо устава или полуустава (виды письма) использовали скоропись, где буквы соединяли одна с другой. Характерной особенностью содержания текста государственных документов этого периода было безмерное возвеличивание власти имущих путем перечисления всевозможных титулов, званий и полномочий.

Приказы по праву можно назвать колыбелью бюрократизма. Зачастую, документы проходили через множество ненужных инстанций, подолгу задерживаясь без необходимости у отдельных исполнителей, прежде чем попадали по назначению. В наследство от приказного делопроизводства мы получили и слово «волокита». Поскольку длина документа была достаточно существенной, при прочтении его бумажные ленты «волочились», отсюда и родилось понятие, обозначающее сегодня несвоевременное и не по существу решение того или иного вопроса.

В 1550 г. был издан «Судебник», который стал определять систему правовых отношений. В 1649 г. Земский собор утвердил «Соборное Уложение». Эти законодательные акты стали устанавливать организацию деятельности судебных органов, определяли перечень необходимых документов, правила их оформления, порядок их рассмотрения, а также ответственность должностных лиц за работу с документами.

В целом, в период приказного делопроизводства процветали взяточничество, чинопочитание, формализм. Не были развиты такие делопроизводственные операции, как регистрация документов, контроль исполнения документов, отсутствовали единые стандарты оформления государственной документации. Однако, к концу ХVII в. в отдельных документах можно было проследить определенную последовательность расположения реквизитов, что в конечном счете привело к появлению «образцовых книг», включающих образцы некоторых видов документов. Система хранения документов отсутствовала, зарождались только традиции хранения документов («царские архивы»).

Характерной особенностью периода приказного делопроизводства было то, что документ подписывал дьяк, а не те лица, от имени которых составлялся документ, что с современной позиции свидетельствует об отсутствии юридической силы документов. Также особенностью приказного делопроизводства являлось то, что его организация основывалась на нормах обычного права, то есть на традициях и обычаях, передаваемых из поколения в поколение в устной форме.

Несмотря на многие недостатки государственной системы управления в период приказного делопроизводства, именно в этот период сложилась система государственного делопроизводства центральных и местных учреждений, сформировались кадры делопроизводственных служащих, были выработаны устойчивые формы документов и приемы их составления. Однако, государство, принимая частные меры, не установило общих административных правил, систематизирующих организацию учреждений и делопроизводство. Только к середине ХVII в. стали проводиться мероприятия по упорядочению системы делопроизводства, появились законодательные акты, регулирующие порядок документирования и составления частных правовых актов.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.