Государственная система делопроизводства на Руси начала складываться лишь в конце XV в. В этот период происходит становление централизованного русского государства, впервые создается аппарат государственного управления. Система государственных органов управления того времени включала в себя несколько уровней: первый уровень – царь и Боярская Дума; второй – приказы; третий – приказные избы; четвертый – столы.
Высшим законодательным уровнем власти в период приказного делопроизводства являлись царь и Боярская Дума. Фактическое государственное управление осуществлялось Боярской Думой, юридическое управление производил царь. Царь издавал указы, жалованные грамоты, акты. Боярская дума издавала приговоры. Соответственно издаваемым документам, в то время была распространена форма: «Царь указал и бояре приговорили».
Центральными исполнительными органами власти являлись приказы. Все государственные дела вели в приказах. Производство государственных дел начиналось с момента поступления входящего документа, либо с подготовки инициативного документа по указанию боярина или царя. Деятельность приказов определялась Боярской Думой. Приказы в то время ведали управлением, сбором налогов и судом. С усложнением задач государственного управления число их росло. К середине ХII в. общее количество приказов в России составляло более пятидесяти. Часть приказов относилась к органам территориального управления, а часть — ведала отдельными отраслями (Разрядный, Посольский, Тайных дел, Разбойный, Большой Казны и др.).
Структурными подразделениями приказов являлись приказные избы и столы (или «повытья»). В ведении приказов находились воеводы, управлявшие территориями, выполнявшие предписания центральных властей. Воеводы имели свою «канцелярию» — приказную избу и помощников («меньших» воевод и дьяков). В приказной избе хранились: государственная городская печать, денежные суммы. Здесь же писали и оформляли государственные документы. Приказным избам подчинялись столы.
Приказы возглавляли приказные судьи, в подчинении которых были один-три дъяка и «подъячие». Дьяки несли ответственность за организацию работы с документами, их исполнение, сохранность и внешний вид. В подчинении дьяков находились «подъячие», которые, в зависимости от усердия, способностей и опыта, делились на «старых», «средней руки» и «молодших». «Старым» подъячим и подъячим «средней руки» дъяки доверяли более сложную работу – подготовку решений по делам, хранение дел, опечатывание архивных сундуков. Младшие подъячие не пользовались особым доверием (во многих царских указах XVII в. подчеркивается необходимость строго контролировать их работу). Подъячие, допускающие ошибки в официальных документах, подвергались строгому наказанию – их били батогами, лишали жалованья. Структура приказа показана на рис.1.
Приказной судья
Дьяки
Подъячие
Старые
Средней руки
Молодшие
Рис.1 – Структура приказа
В деятельности приказов принципы коллегиального и единоличного управления не были четко разграничены, но распорядительная деятельность всецело находилась в ведении приказных судей. Приказы и приказные избы представляли собой одновременно присутствие, канцелярию и архив. Документы размещали на столах, на скамьях, особо ценные – в сундуках (ларях) в тех же помещениях, в которых велась текущая работа и прием посетителей.
Порядок составления документа в приказе был следующий. По указанию дьяка проект документа («черное письмо») составлял «молодший» подъячий (или «средней руки»), дьяк «чернил» его (т.е. исправлял), а «молодший» подъячий «белил» (т.е. писал начисто). Беловик документа сверяли с черновиком, «старый» подъячий «справлял» переписанный документ, удостоверяя своей подписью соответствие исправленному черновику. «Справленные» документы подписывали дьяки. Подпись растягивали во всю ширину документа с целью охраны от подлогов.
В период приказного делопроизводства (конец XV– начало XVIII вв.) в системе государственного делопроизводства имели хождение следующие документы:
1. Указы, приговоры, акты, грамоты (в том числе жалованные грамоты) – составлял царь или бояре от имени царя.
2. Памяти – составляли приказы и направляли в другие приказы.
3. Грамоты – составляли приказы и направляли в приказные избы.
4.Отписки – составляли приказные избы и направляли в вышестоящие инстанции (приказы). В настоящее время синоним данного документа означает бездушное, не дающее ответа по существу дела документа. В период приказного делопроизводства значение данного документа соответствовало значению современному.
5. Челобитные и прошения – составляли простые люди и направляли в различные инстанции (столы, приказные избы, приказы).
Документы в период приказного делопроизводства называли «столпы». Они представляли собой сплошной текст, отдельные реквизиты (наименование вида документа, заголовок к тексту и др.) в документах не выделялись, поэтому содержание документа можно было определить только после его прочтения. Документы представляли собой листы бумаги шириной 15-17 см, которые писали только с лицевой стороны, а затем склеивали в «столпы». «Столпы» наматывали на палочки и скатывали в свиток. Средняя длина государственного документа того периода составляла от 50 до 80 метров, а такой документ как «Соборное уложение», изданный в 1649 году, составил в длину 309 метров. Наряду со столбцами применяли также книги и тетради (так, в книгах вели списки бояр), но, все же, основная форма документа этого периода – «столбцовая».
Документооборот в период приказного делопроизводства был уже настолько значителен, что при создании документов вместо устава или полуустава (виды письма) использовали скоропись, где буквы соединяли одна с другой. Характерной особенностью содержания текста государственных документов этого периода было безмерное возвеличивание власти имущих путем перечисления всевозможных титулов, званий и полномочий.
Приказы по праву можно назвать колыбелью бюрократизма. Зачастую, документы проходили через множество ненужных инстанций, подолгу задерживаясь без необходимости у отдельных исполнителей, прежде чем попадали по назначению. В наследство от приказного делопроизводства мы получили и слово «волокита». Поскольку длина документа была достаточно существенной, при прочтении его бумажные ленты «волочились», отсюда и родилось понятие, обозначающее сегодня несвоевременное и не по существу решение того или иного вопроса.
В 1550 г. был издан «Судебник», который стал определять систему правовых отношений. В 1649 г. Земский собор утвердил «Соборное Уложение». Эти законодательные акты стали устанавливать организацию деятельности судебных органов, определяли перечень необходимых документов, правила их оформления, порядок их рассмотрения, а также ответственность должностных лиц за работу с документами.
В целом, в период приказного делопроизводства процветали взяточничество, чинопочитание, формализм. Не были развиты такие делопроизводственные операции, как регистрация документов, контроль исполнения документов, отсутствовали единые стандарты оформления государственной документации. Однако, к концу ХVII в. в отдельных документах можно было проследить определенную последовательность расположения реквизитов, что в конечном счете привело к появлению «образцовых книг», включающих образцы некоторых видов документов. Система хранения документов отсутствовала, зарождались только традиции хранения документов («царские архивы»).
Характерной особенностью периода приказного делопроизводства было то, что документ подписывал дьяк, а не те лица, от имени которых составлялся документ, что с современной позиции свидетельствует об отсутствии юридической силы документов. Также особенностью приказного делопроизводства являлось то, что его организация основывалась на нормах обычного права, то есть на традициях и обычаях, передаваемых из поколения в поколение в устной форме.
Несмотря на многие недостатки государственной системы управления в период приказного делопроизводства, именно в этот период сложилась система государственного делопроизводства центральных и местных учреждений, сформировались кадры делопроизводственных служащих, были выработаны устойчивые формы документов и приемы их составления. Однако, государство, принимая частные меры, не установило общих административных правил, систематизирующих организацию учреждений и делопроизводство. Только к середине ХVII в. стали проводиться мероприятия по упорядочению системы делопроизводства, появились законодательные акты, регулирующие порядок документирования и составления частных правовых актов.