Азиева З.И., канд. экон. наук, доцент кафедры «Теория бухгалтерского учета» ФГБОУ ВПО КубГАУ
Оганесян Л.Л., канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента, маркетинга и предпринимательства ЧОУ ВО ЮИМ
Медведева О.В.
М 42 Основы документационного обеспечения управления. Курс лекций
для обучающихся по направлениям подготовки бакалаврита
«Экономика», «Менеджмент» заочной формы обучения. –
2- е изд., перераб. и доп. – Краснодар: ЮИМ, 2014. – 174 с.
В пособии рассмотрены история развития отечественной системы государственного делопроизводства, современная структура управления документоведением в России, законодательная и нормативно-методическая база документационного обеспечения управления, правила организации работы с управленческой документацией, этапы документооборота.
Особое внимание уделено освещению вопросов документирования управленческой деятельности: роли и функции документа в системе управления, видам и характеристике организационно-распорядительных и кадровых документов, правилам их составления и оформления. Детально рассмотрены структура и содержание учредительных документов, порядок их государственной регистрации, состав и назначение реквизитов документов, правила их оформления и расположения в бланках официальных документов.
Для бакалавров заочной формы обучения направлений 080100.62 «Экономика», 080200.62 «Менеджмент».
Рекомендовано к изданию научно-методическим советом ЮИМ (протокол № 4 от 2 декабря 2014 г.)
Управленческая деятельность подразумевает создание разнообразных видов документов, без которых невозможно решать задачи планирования, управления кадрами, финансирования, бухгалтерского учета и оперативного управления. Любое управленческое решение базируется на информации по рассматриваемому вопросу или управляемому объекту. От объективности, достоверности, оперативности и полноты информации зависят своевременность и правильность принятого решения. По мнению экспертов, объемы информации в мире каждые три года удваиваются, что отражает высокие темпы развития человеческого сообщества по всем направлениям. В нашей стране каждый год появляется масса новых предприятий и организаций различных форм собственности, созданных с различными целями, которые становятся объектами и субъектами передачи информации. В свою очередь, результатом отражения информации, фактов, событий, предметов, явлений выступает документ.
Документы служат носителями первичной информации, именно в документах информация фиксируется впервые. Умелый и грамотный подход к организации работы с документами позволяет оптимизировать использование рабочего времени управленческих работников. Таким образом, актуальность знания вопросов документирования значительна и постоянно возрастает.
Каждый документ, создаваемый его исполнителем, должен соответствовать нормам современного действующего законодательства. Оформление документов в соответствии с действующими нормами и правилами обеспечивает защиту интересов организации, а также повышает эффективность работы всего управленческого аппарата. Управленческие работники в процессе своей деятельности, в большей или меньшей степени, создают те, или иные документы (являются делопроизводителями, оформляют дела), следовательно, одной из важнейших функций управленческих работников является грамотная и эффективная организация работы с документами, что является предметом изучения дисциплины «Основы документационного обеспечения управления».
Специалист в области управления (общего, финансового и др.) должен знать особенности государственного регулирования процесса документационного обеспечения управления, состав документов, формируемых в процессе управленческой деятельности, уметь составлять и оформлять организационно-распорядительные документы в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Курс лекций по дисциплине «Основы документационного обеспечения управления» дает знания об исторических этапах развития делопроизводства в России, основах построения государственной системы законодательного и нормативно-методического регулирования документационного обеспечения управления; знакомит с классификацией управленческих документов, принципах унификации и стандартизации документов; дает представление о составе и видах организационно-распорядительных и кадровых документов, правилах их составления и оформления; разъясняет роль управленческих работников в системе организации работы с документами, методах сокращения и совершенствования документооборота.