Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

П р а к т и ч е с к о е п о с о б и е



COACHING

НОВЫЙ СТИЛЬ

МЕНЕДЖМЕНТА

И УПРАВЛЕНИЯ

ПЕРСОНАЛОМ

COACHING FOR

PERFORMANCE

 

 


 

Джон Уитмор

 

 

COACHING -

НОВЫЙ СТИЛЬ

МЕНЕДЖМЕНТА

И УПРАВЛЕНИЯ

ПЕРСОНАЛОМ

П р а к т и ч е с к о е п о с о б и е

 

 


 

Coaching в России

Предисловие автора к русскому изданию

С тех пор, как я написал эту книгу, прошло много лет. За это время коучинг получил широкое распространение в деловом обществе. Теперь этот метод уже не рассматривается как вспомогательное средство для некоторых менеджеров. Коучинг превратился в важный инструмент для всех менеджеров. Ужесточение конкуренции требует постоянной интенсификации работы и в то же время чуткого отношения к персоналу. Именно коучинг отвечает этим на первый взгляд взаимоисключающим требованиям. Кардинальное изменение деятельности передовых компаний показывает, что персонал желает, чтобы менеджеры улучшали свои навыки работы с подчиненными в стиле коучинга и вели сотрудников по пути профессионального роста. Менеджеры должны отдавать больше времени и усилий, совершенствуя свое воспитательное мастерство и используя его для улучшения работы сотрудников, в то же время делая их счастливыми.

Коучинг применяется в любом бизнесе – от производства до розничной торговли, от сферы обслуживания до финансовых услуг. Большинство крупных консультативных фирм начали использовать этот метод в своих офисах, и теперь они осознают, что их рекомендации воспринимаются лучше в тех случаях, когда они даются в стиле коучинга, чем просто в виде предписаний. Большинство клиентов моей компании «Performance Consultants» - это крупные транснациональные корпорации, работающие по всему миру. Коучинг может стать языком общения для менеджеров.

Европа, и в особенности Великобритания, Скандинавские страны и Нидерланды, опережают США в применении коучинга как основного стиля менеджмента. В Америке появилась новая профессия – независимые коучи, но стиль менеджмента остается агрессивным. Предлагаемая книга считается одной из самых читаемых и перспективных в области практического применения коучинга.

Я очень рад, что теперь эта книга издается в России. Мне это особенно приятно потому, что много лет назад, в 1982г., я подготовил маленький буклет о применении данного метода в спорте для издания на русском языке. Когда я был с кратким визитом в Москве, то захватил его с собой. Он распространялся тайно, даже подпольно среди спортсменов и вызвал большой интерес. Настоящее издание дает мне возможность обрести более широкий круг читателей и поднять дух предпринимательства в России.

Принципы коучинга, описанные в книге, основаны на передовых достижениях западной психологии и древней восточной мудрости, сочетание которых облегчает понимание проблемы и применение коучинга в любой стране мира. Глубокое осознание м высокая ответственность – цели хорошего коучинга – это состояние ума, а разум – это ключ к созидательной деятельности в любых областях. Не только лидеры бизнеса, но и тренеры, школьные учителя и родители могут достигнуть поразительных результатов в своей деятельности и обучении, применяя в своей работе с людьми коучинг, добиваясь хорошего эффекта, и понимание принципов, изложенных в книге, создает хорошие возможности для старта. В то же время коучинг продолжает совершенствоваться и при соответствующей практике и усилиях дает потрясающие результаты.

Дж. Уитмор


Предисловие редактора перевода

 

Волей случая на моем столе весной 1998г. одновременно оказались две книги: одна из них – перевод тома Карлоса Кастанеды, а другая – та, перевод которой вы держите в руках. Однако это было только первое и не очень впечатляющее совпадение. Меня поразило то, что концепция обучения, которой были привержены шаманы индейцев племени яки ( в изложении Карлоса Кастанеды), в определенной мере совпадала с той, которая является составным элементом коучинга (сoaching). Прежде всего оба источника убеждают, что стремление к постижению какого-либо вида мастерства должно исходить от самого обучающегося. Ответственность за результаты он также принимает на себя. И, конечно, обучение – это активный процесс, а не простое запоминание излагаемых преподавателем сведений. «Ничто не дается даром в этом мире, и приобретение знания – труднейшая из всех задач, с какими человек может столкнуться», - говорит о книге К. Кастанеды дон Хуан Матус – главный герой и носитель знаний мексиканских шаманов. Среди прочих интересно и другое совпадение в рассматриваемых сочинениях. В них проводится различие между понятиями «смотреть» и «видеть». Первое понимается как процесс восприятия, а второе – как его результат. Ведь можно смотреть и не видеть, так же как слушать, но не слышать. Джон Уитмор пишет: «Вы не можете проинструктировать ребенка как смотреть и слушать, переходя дорогу, но вы не сможете заставить его видеть и слышать». Приведем также слова дона Хуана Матуса» «Глаза человека предназначены для выполнения двух функций: одна их них – видеть энергетические потоки Вселенной, а другая – смотреть на вещи в этом мире. Ни одна из них не лучше или важнее другой, но тренировать глаза только для смотрения – это постыдная и бессмысленная потеря».

Сконцентрируемся теперь на книге сэра Джона Уитмора, в которой он на замечательном методическом уровне излагает не только методику обучения, но и всю систему управления коллективом и самим собой. Причем термин «управление» здесь следует понимать не в смысле манипулирования и выполнения воли кого-то вне этого коллектива, а в плане реализации тех целей, которые поставил перед собой сам коллектив, постоянно называемый автором командой. В последней главе автор характеризует управление людьми следующим образом: «Вы можете заставить человека бежать, но не можете принудить его бежать быстро». Есть в книге и другое аналогичное высказывание: «Можно загнать лошадь в воду, но нельзя заставить ее пить эту воду». Для эффективной деятельности важна цель, которую люди осознанно ставят перед собой и за достижение которой они чувствуют ответственность.

Настоящая книга является уникальным практическим пособием по выявлению и раскрытию потенциала личности и группы людей (команды) в той сфере, которой они себя посвятили: в бизнесе или спорте. Фактически раскрывается набирающий силу новый стиль менеджмента, которому успешно обучают сэр Дж. Уитмор и группа его коллег по развитию человеческих ресурсов.

По ходу изложения автор разъясняет тонкости терминологии, что создало определенные трудности при переводе и привело к необходимости определенного количества примечаний. Переводчик и редактор перевода стремился быть как можно ближе к тексту автора, иногда жертвуя для этого изящностью слога.

Читателям, которые хотели бы освоить или хотя бы понять методику коучинга, следует обратить особое внимание на вопросник, который предлагается автором. Вопросы, их направленность и последовательность – это существенная методическая часть коучинга. Цель вопросов состоит в том, чтобы побудить человека или команду прийти к некоторой своей точке зрения по поводу основных проблем их деятельности, а также путей решения этих проблем. В ходе обдумывания и формулирования ответов на вопросы обучаемые лучше осознают свои цели и способы их достижения из текущей ситуации, принимают ответственность за результаты своей действий. На основе вопросников, вовлекающих обучаемый персонал в формирование целей и мотиваций, сэр Дж. Уитмор создал методику решения актуальной задачи, которую формулировал и упоминавшийся выше д-р В.Э.Деминг: «Западные управляющие должны ответить на вызов, должны осознать свою ответственность и взять на себя руководство, чтобы добиться перемен».

В то же время предмет коучинга существенно шире. Автор излагает новую концепцию корпоративной культуры, основанной на открытости, доверии, согласованности не только действий, но и целей, к которым стремятся подразделения организации и ее сотрудники.

Суть нового взгляда заключена в раскрытии и приведении в действие системы мотиваций, внутренне присущей человеку вообще и жителю определенной страны, носителю определенной культуры в частности. В этом контексте трудно переоценить роль нового подхода для нашей страны, для России. Предпринятые в течении последнего десятилетия попытки копирования методов менеджмента, развитых в предыдущие годы в странах западной цивилизации, показали во многих случаях (конечно, тем, кто хотел видеть), что они нуждаются в серьезной адаптации для нашей страны в текущий исторический период, который она переживает. Причем в этом в значительной мере убедились и западные менеджеры, приезжающие работать в Россию. Органичность развиваемого Дж. Уитмором и его коллегами стиля менеджмента для условий Российской Федерации еще предстоит изучить и оценить. Однако познакомиться с ним стоит непременно, потому что один из путей выживания организаций в условиях глобализации экономики и рынков, способ приобретения ими гибкости и адаптивности. Коучинг включает в себя методики исследования «открытых проблем, которые могут иметь несколько возможных решений. При этом главным является поиск такого решения, которое не только будет технически правильным, но и получит поддержку персонала, работающего для получения заданного результата.

Коучинг в изложении автора книги не отвергает традиционный менеджмент, более того, он использует результаты исследований, считающихся классическими для менеджмента, особенно в области мотиваций (гл. 13). Однако определенная граница намечена автором в начале книги: личность в ней рассматривается не как пустой сосуд, который для эффективной деятельности должен быть наполнен извне необходимыми сведениями и инструкциями, а как обладающее огромным потенциалом семя, которое с помощью умелого преподавателя раскрывает свой потенциал и в результате превращается в сильное и мощно действующее создание. Задача тренера, менеджера, преподавателя заключается в том, чтобы каждый спортсмен, подчиненный, учащийся осознал свой потенциал выбранной им области, наметил действия по его раскрытию и успешно выполнил эти действия.

Книга представляется чрезвычайно полезной для руководителей различного уровня, работающих в крупных и небольших организациях независимо от их типа, предпринимателей, а также для спортсменов, тренеров и преподавателей. Это неудивительно, так как, по определению автора, коучинг (coaching) служит для раскрытия потенциала личности с целью максимализации производительности и эффективности собственной деятельности. Необходимо отметить и уже упоминавшуюся практическую направленность книги. Автор не только убедительно обосновывает предлагаемые им принципы и методы управления, но и дает конкретные методики их реализации, рассматривает в качестве примеров жизненные ситуации и модели поведения их участников. Видимо, новизной, эффективностью и практичностью подхода обусловлено то, что первое издание книги разошлось тиражем около 70 тыс. экземпляров на английском языке и с 1992 г. она переведена на 10 (теперь уже на 11 языков).

Я уверен, что читателю предстоит провести несколько не только полезных, но и интересных часов за чтением этой книги. Именно интерес, который она вызывает, и побудил меня взяться за нелегкий труд перевода и редактирования. Этому способствовало также и то, что я нашел в книге убедительные ответы на ряд вопросов, которые постоянно возникали передо мной в практике менеджмента.

А.Колесник


1. Введение

 

 

Коучинг (coaching)– это разговорное, часто употребляемое в кругах бизнеса слово. Присутствуя на любых совещаниях администраторов, директоров по персоналу, экспертов по людским ресурсам, предпринимателей или тренеров, вы обязательно услышите слово «коучинг», употребляемое так же часто как «прибыль» или «рецессия». К сожалению, популяризация термина наряду с позитивным эффектом привела к тому, что его стали использовать невпопад. Постепенно появилась опасность, что понятие «коучинг» может восприниматься как нечто искусственное, не оправдавшее порожденных им ожиданий. Более того, многие автократы в бизнесе искренне верят, что они вполне демократичны и что естественно применяют коучинг. С тех пор как подобные бизнесмены не имеют в своем окружении равных себе по положению людей, которые могли бы осуществлять обратную связь и сообщать им противоположные взгляды, а также учитывая, что их подчиненные никогда не осмеливаются просветить автократов, в неведении они продолжают унижать работников и пренебрегать истинными ценностями коучинга.

Целью данной книги является упорядоченное изложение того, чем в действительности является коучинг, для чего он может быть использован, когда и в какой мере он может применяться, кто может использовать его эффективно и кто – нет. Бизнес невозможно улучшить так, как пытаются изобразить авторы некоторых творений типа «менеджер за одну минуту». Хороший коучинг тоже требует мастерства, глубины понимания и, возможно, даже является искусством. Для постижения его нужны не только большая практика, но и потребность высвободить его удивительный потенциал.

Чтение этой книги поможет понять и почувствовать огромное значение и возможности коучинга, а также, может быть, направит вас путем самооткрытий, что окажет глубочайшее влияние на ваш деловой успех, ваше спортивное или иное мастерство и ваше отношение к другим на работе и дома.

Два предыдущих абзаца предваряли первое издание книги «Coaching for performance». Они остаются справедливыми и сегодня, так же, как в 1992г. за прошедшее с тех пор время положительным было то, что коучинг не превратился просто в моду одного месяца или года, как предсказывали некоторые лжепророки. Сегодня он получил широкое признание как действенный, уместный и важный в бизнесе метод. Коучинг лидирует благодаря тому, что есть лучшего в деловых кругах. Назовем всего несколько имен и компаний: сэр Джон Харви-Джонс (John Harvey - Jones), Поль Эллер (Paul Allaire) из «Ксерокса», Мартин Тейлор (Martin Taylor) из «Барклай банка», Джон Симпсон (George Simpson) из «Ровер и Лукас», АТ&T, «WH Smith», «Price Waterhouse».

Отрицательным же является то, что голод на коучинг привел к появлению наспех и неадекватно подготовленных менеджеров или так называемых коучей, не сумевших оправдать ожидания, сформированные новым понятием. Во многих случаях они не полностью понимали связанные с эффективной деятельностью психологические принципы, на которых базируется коучинг. Без этого понимания они могли пытаться предпринимать действия, внешне напоминающие коучинг, или использовать поведение, ассоциируемое с коучингом, такое, как применение вопросников, но при этом не достигнуть предполагаемых результатов.

Я поспешу успокоить потенциальных коучей – преподавателей: они не должны иметь ученую степень в психологической науке, чтобы практиковать коучинг, так как его результативность обусловлена силой и глубиной влияния, заключенного в самих преподавателях.

Это (второе. – Пер.) издание полное разъясняет принципы коучинга в доступных терминах и иллюстрирует их простыми аналогиями не только из бизнеса, но и из спорта.

Более глубокие принципы часто легче схватываются, если отстраниться от их пристрастий и предположений, основанных на собственном опыте.

Простота и практичность этой книги привели к продаже более 70 тыс. экз. на английском языке, кроме того, она переведена на 10 других языков. Новое издание дает дальнейшее разъяснение процесса и практики коучинга на основе опыта, который мои коллеги и я приобрели в течении нескольких тысяч часов обучения многих тысяч людей на протяжении четырех лет.

Во втором издании отражено еще одно намерение. В течении этих четырех лет появились другие книги по коучингу, часть их которых сфокусирована исключительно на применении его для целей развития персонала или формирования карьеры. Хотя это чрезвычайно продуктивная область, но, по моему мнению, есть и иные важные применения принципов коучинга.

 

 

Другие книги и статьи концентрировались на преподавателе коучинга как личности, внешней по отношению к организации. Директора больших корпораций и исполнительные директора, в частности, будучи всегда среди людей, одновременно могут быть очень одиноки. Немного есть людей, к которым они могут обратиться за помощью, часто в их организации нет ни одного такого человека. Неопределенность в вопросах доверия и конфиденциальности, скрытая конкуренция и привычка решать дела «по-домашнему» часто затрудняют обращение людей из высшего руководства к коллегам такого же уровня по вопросам, которые могут касаться эффективности их деятельности. Может быть еще более распространенным является просто желание консультироваться с новым человеком «свежего ума», с кем-то, кто не вносит в организацию свой вклад или позицию, с посторонним лицом, не вовлеченным в организационную культуру. Независимый коуч-преподаватель может отражать идеи, вызывать (стимулировать) решение вопросов и поддерживать их внедрение методами, которыми вряд ли пользовались когда-либо работники организации.

Лица, составляющие высшее исполнительное руководство, в возрастающей степени познают преимущества и возможности исследования новых путей в консультациях с коучами-преподавателями, планируемых на регулярной основе. Это же справедливо для руководителей бизнес-команд, члены которых могут проводить большую часть своего времени в поездках и визитах. Когда же они собираются вместе, им хочется, чтобы их встречи были максимально продуктивны и проведение этих встреч с участием независимого коуча-преподавателя являлось наиболее совершенным способом достижения желаемого. Коуч-преподаватель способен осуществить мониторинг динамики команды и развивать групповой процесс, в то же время помогая сконцентрироваться на задаче. Спрос на независимых коучей-преподавателей растет во всех областях, но, на мой взгляд, это тоже не самое важное применение коучинга.

 

 

В наши курсы коучинга для менеджеров мы часто включаем сегмент о жизненном балансе. На этих курсах менеджеры обучают друг друга, повышая свою осведомленность о балансе и его недостатке в их жизни между работой и множеством факторов, таких, как их партнеры, дети, досуг. Приключения, спокойное время для души, здоровья и укрепления физической формы, участия в жизни общества.

Бизнес требует очень многого от многих человеческих жизней по очень высокой цене для каждой отдельной личности. Многие руководители и менеджеры живут для работы больше, чем работают для жизни. Стрессы, разбитые семьи, запущенные дети и слабое здоровье распространены намного больше, чем признается многими людьми в бизнесе. Коучинг – мягкий способ поднять осведомленность о существующем дисбалансе и помочь обучаемому найти путь вперед, который улучшит их работу. Способ часто будет включать видение будущего или идеала, к которому следует стремиться, в противоположность тому, чтобы бороться за выживание, избегая проблем.

Многие администраторы находят, что регулярные сессии коучинга с внешним коучем-преподавателем даже по телефону (если это необходимо) могут давать преобразующий импульс для их эффективности на работе и во взаимоотношениях дома. Хотя это чрезвычайно действенное применение коучинга, в определенном смысле оно больше направлено на лечение, чем на предотвращение. Если в компании доминирует этика коучинга. То жизненно важный фактор баланса является просто частью эффективной деятельности и повестки дня хорошего менеджмента. А упомянутые проблемы весьма редко выдвигаются на первое место.

 

 

Еще одно полезное применение коучинга, которое не всегда рассматривается преподавателями и редко упоминается в литературе, - это самокоучинг. Тот, кто правильно понимает коучинг, вскоре начнет применять его к самому себе во всех ситуациях – от выбора карьеры до приемов игры в гольф, включая очень личные вещи, которыми обычно неохотно делятся с другими. Кроме всего прочего, самокоучинг – надежный способ практиковать и развивать искусство коучинга по отношению к себе, которое затем может быть уверенно применено к другим.

 

 

Итак, где же наиболее важно применять коучинг?

Только в том случае, когда его принципы лежат в основе менеджмента и взаимодействия, когда они применяются вовремя, будет полностью высвобожден потенциал человеческой эффективности. Второе издание книги является еще одним призывом к широкому пониманию и применению фундаментальных принципов производительной деятельности на рабочих местах и в рабочее время. Хотя оно может входить в противоречие с традиционными убеждениями в отношении эффективной деятельности и может являться вызовом некоторым привычкам в жизни людей, его общий смысл будет трудно не принять или игнорировать. Это призыв к нам обратиться к нашим чувствам в прямом и переносном смысле. Это призыв к фундаментальным преобразованиям стиля и культуры менеджмента.

 

 

В процессе изложения материала в книге я часто буду подразумевать лиц мужского пола не потому, что я противник женщин, - я им не являюсь, - и не потому, что я не приемлю неуклюжесть выражений «он или она» и «его или ее». Что имеет место в тексте, а по той причине, что мужчина больше нуждается в предлагаемой информации. На курсах коучинга мои коллеги и я выявили, что женщины демонстрируют более естественную способность принять философию коучинга. Он больше соответствует женскому стилю. Возможно. Приход все большего числа женщин на должности руководителей поможет принять практику коучинга как норму общения в бизнесе. Я надеюсь на это. И я надеюсь, что часть этих женщин найдет изложенную в книге модель коучинга полезной.

 

Я буду использовать примеры и аналогии из бизнеса и различных видов спорта. Чтобы иллюстрировать определенные моменты. Кроме того, для лучшего понимания изложенного я буду приводить диалоги воображаемых, но типичных сессий коучинга.

В книге приведена также таблица стандартных вопросов, которые могли бы составить основу сессии коучинга; вопросов, начиная с которых коуч-преподаватель мог бы построить и тщательно отрабатывать свои собственные занятия применительно к соответствующим обстоятельствам.

Хотя я защищаю коучинг больше как стиль менеджмента, чем просто средство для менеджера или консультанта. Используемое от случая к случаю, значительная часть книги посвящена более глубокому изложению его принципов путем разделения их на элементы и рассмотрения примеров их структурированных сессий коучинга. Полная интеграция в стиль менеджмента приходит со временем при постоянной практике.

Проблемы должны решаться на уровень ниже,

чем тот, на котором они возникают.

 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.