Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 13. Группы интересов и общественные движения



1. Понятие групп интересов и их функции.

2. Типология групп интересов, их характер и ресурсы влияния.

3. Общественные движения, причины их возникновения и этапы развития.

 

1. Важное влияние на государство, партии и политическую жизнь в целом оказывают группы интересов. Они возникли в процессе индустриализации общества, плюрализации, роста разнообразия его социальной структуры и развития демократии. Появление самого этого понятия, а также его осмысление в политической науке связано с трактовкой политического процесса американским исследователем Артуром Бентли. В книге «Процесс управления» (1908 г.) он вышел за рамки формального, институционального подхода, господствовавшего ранее, и подчеркнул необходимость исходить из реальности, исследуя не только политические нормы и идеи, но и группы, реально контролирующие власть.

В ходе соперничества и соглашений различных групп достигается баланс интересов, выражением которого и являются важнейшие государственные решения и политические изменения. Выявление заинтересованных групп позволяет увидеть источник политической динамики, понять истинные цели политических действий, обычно скрываемые за различного рода благозвучными декларациями.

Группа – это относительно стабильная совокупность людей, связанных общими отношениями, деятельностью, ее мотивацией и нормами. Данное понятие относится к наиболее фундаментальным в современной социологии, социальной психологии и политологии. В основе объединения группы лежит общий для всех ее участников интерес, выраженный определенным набором целей.

В современной политологии группы интересов определяются как добровольные организации, созданные для выражения и представления интересов, входящих в них людей во взаимоотношениях, как с другими группами, так и внутри самих этих организаций и органами власти.

Под группами интересов обычно понимаются любые преимущественно добровольные объединения людей, стремящиеся реализовать свои расходящиеся с другими группами интересы через воздействие на государственную политику. Главным объектом такого воздействия являются государственные институты: правительство и парламент, а также местные органы власти и управления. Политическое влияние групп интересов на государственные решения может быть опосредовано партиями или же СМИ.

Группы интересов отличаются от партий тем, что они сами не стремятся к власти, взятию на себя политической ответственности и формированию правительства, не выставляют собственных кандидатов на выборах в государственные органы.

Группы интересов – преимущественно добровольные организации. Хотя некоторые из них объединяют в обязательном порядке всех представителей определенной профессии. Так, в США каждый врач должен быть членом Врачебной палаты, а каждый студент – платить взносы Всеобщей студенческой ассоциации университетов. Обязательная принадлежность к определенной профессиональной организации обычно связана с корпоративизмом.

Группы интересов очень разнообразны. Для их характеристики используются различные понятия: «объединение», «ассоциация», «союз», «организация», «совет», «клуб», «акция», «движение», «кружок», «комитет» и др.

Сложность феномена групп интересов обусловлена многообразием выполняемых ими функций:

- артикуляция интересов различных социальных групп, то есть группы интересов преобразуют расплывчатые взгляды и мнения в конкретные формулы и требования к конкретным органам, и таким путем интересы участников какого-либо объединения входят как конкретные требования в политический процесс;

- агрегация интересов, то есть согласование посредством консультаций, дискуссий множества частных требований и установление между ними определенной иерархии. Для групп интересов это означает необходимость выбирать лишь те требования, которые имеют особое значение для достижения поставленной группой цели и обладают наилучшими шансами для их выполнения;

- интеграция, то есть приближение интересов. Руководство группы объясняет смысл предпринимаемых действий рядовым участникам и призывает их действовать в соответствии с достигнутыми соглашениями;

- информирование органов, принимающих политические и административные решения по конкретным вопросам.

Группы интересов эффективно выполняют свои функции тогда, когда они представляют все разнообразие существующих в обществе интересов (экономические, социальные, идеологические, культурные, этнические, отраслевые). Такое широкое представительство интересов не только гарантирует влияние на принятие политических решений, но и обеспечивает поток информации и поддержку, в которой нуждаются органы государственной власти и управления.

Группы давления представляют собой внешние по отношению к власти организованные группы, не стремящихся к власти, а ограничивающиеся воздействием на нее с помощью информирования, консультирования, использования различных частных связей.

Лоббизм как политическое явление является одной из разновидностей групп давления и выступает в форме всевозможных комитетов, комиссий, советов, бюро, создаваемых при законодательных (парламента) и правительственных организациях. Основная их задача состоит в налаживании контактов с политическими деятелями и чиновниками с последующим влиянием на их решения. (Лоббизм как политическое явление возник в США и затем распространился по другим странам).

 

2. В зависимости от целей и методов презентации социальных интересов, используемых ресурсов и способов влияния на власть, а также других параметров своей деятельности группы интересов существенно различаются друг от друга. Так, среди многочисленных классификаций можно отметить разделение групп интересов по характеру деятельности на одноцелевые (складывающиеся и существующие только в связи с достижением определенной цели) и многоцелевые (чья деятельность не ограничена спецификой отдельных задач). С подобной классификацией тесно связана и типология французского политолога М. Дюверже, выделявшего специальные (занимающиеся только политической деятельностью) и частичные (выполняющие более широкий круг социальных функций, связанных с организацией бизнеса и т. д.) группы интересов.

Весьма распространено деление групп интересов по территориальным признакам (группы, формирующиеся и действующие только в определенных регионах), уровню и масштабам деятельности (например, группы давления, действующие в центральных или местных органах власти). Можно выделить еще две распространенных типологии групп интересов:

1) по степени их организации и специализации:

· аномические группы – стихийные и недолговременные группы, нередко применяющие насилие (демонстрации, митинги);

· неассоциативные группы – неформальные, непостоянные формирования на основе родства, религии и т. п., которые часто не имеют четкой организационной структуры;

· институциональные группы – формальные организации (представительства областей или республик);

· ассоциативные группы являются высшим уровнем организации и специализации (профсоюзы, объединения предпринимателей, этнические ассоциации, группы борцов за гражданские права).

2) в зависимости от общественных сфер деятельности:

· организованные группы в экономической сфере и в сфере трудовой деятельности (союзы предпринимателей, потребителей);

· организованные группы в социальной сфере (объединения ветеранов, инвалидов, общественные союзы);

· в сфере досуга и отдыха (спортивные союзы, союзы по интересам);

· в сфере религии, науки, культуры;

· в политической сфере (движения за мир, за права национальных меньшинств, женщин и т. д.).

Влияние групп интересов может носить как открытый, так и скрытый (латентный) характер. Опасность скрытого влияния групп интересов состоит в том, что они могут выйти за рамки присущих им функций, связанных с передачей требований и воздействием на власть, и могут начать осуществлять собственно властные полномочия под прикрытием официальных государственных институтов.

Эффективность деятельности групп интересов зависит от ресурсов, которыми они обладают. Группы интересов обладают разнообразными средствами воздействия на общественность, органы власти и управления. Важнейшими среди них являются численность и активность их членов, а также материальные (в первую очередь финансовые) и связанные с ними информационные и некоторые другие ресурсы. Они необходимы для организации практически любых мероприятий и пропагандистских акций. Количество материальных ресурсов во многом определяет возможности участия группы в социальных конфликтах, продолжительность и результаты ее соперничества с другими группами или правительством. Так, например, не имеющие значительных денежных фондов и поддержки со стороны общественности профсоюзы обычно не способны к длительной забастовочной борьбе с предпринимателями и особенно их объединениями.

Кроме того, денежные ресурсы широко используются для скрытого (например, в форме взносов в избирательный фонд определенных кандидатов в обмен на их будущие услуги в области законотворческой деятельности или распределения государственных заказов) или явного (в форме взяток) подкупа политиков и чиновников. Организации, представляющие интересы крупного капитала, военно-промышленных и некоторых других групп, располагают большими материальными ресурсами, что создает угрозу доминирования их требований среди различных общественных объединений.

Важным ресурсом политического и общественного влияния групп интересов являются численность, мобилизационная способность и активность их членов. Через сбор членских взносов и добровольных пожертвований во многом определяются материальные возможности организации. Численность и электоральная мобилизационная способность ассоциации – важный аргумент при учете ее требований партиями, в том числе правящими, поскольку от поддержки массовыми общественными организациями той или иной партии нередко зависит ее победа на выборах.

Наиболее важные ресурсы – количественный состав и организация. Масштаб организации имеет большое значение, однако, он может быть компенсирован другими факторами, например, организационной сплоченностью.

3. Общественное движение – одна из форм проявления политической или гражданской инициативы личности, которая обеспокоена тем, что официальные государственные или партийные структуры не могут или не желают реализовывать в своей политике позитивные ценности личности, социальной группы, нации, страны и человечества в целом.

Для общественного движения характерны следующие признаки:

- организационная рыхлость;

- многообразие идейного сектора;

- разнообразие и пестрота социальной базы;

- разнообразие целей и задач.

Причины появления общественных движений:

- ухудшение материального положения людей;

- неудовлетворенность целями общественного развития и политическим строем;

- распад старого мировоззрения и становление новых идеалов общества, коренные сдвиги в духовной жизни общества.

У общественного движения, как у любого явления в мире есть свой жизненный цикл. Польский политолог Е. Вятр сформулировал следующие этапы развития общественного движения:

1) создание предпосылок движения, оно может идти спонтанно снизу или сверху;

2) стадия артикуляции (идеи и организационные основы);

3) стадия агитации;

4) стадия активного развития политической деятельности;

5) стадия затухания политического движения.

Вопросы и задания к теме:

1. Дайте определение категории “группа”.

2. Что лежит в основе объединения людей в группы?

3. Тождественны ли понятия “группы интересов” и “группы давления”;

“группы интересов” и “группы лоббирования”?

4. От чего зависит эффективность деятельности групп интересов?

5. Каковы причины возникновения общественных движений?

6. Назовите и охарактеризуйте наиболее известные и влиятельные общественные движения на мировой арене.

Темы рефератов:

1. Международный союз студентов как одно из самых влиятельных

движений современной молодежи.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.