Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Модель политической системы Истона



Д. Истон в работах «Политическая система» (1953), «Предел политического анализа» (1965), «Системный анализ политической жизни» (1965) изложил основу анализа любой политической системы какой-либо страны, а также составляющих эту систему подсистем: парламента, правительства, местного самоуправления, политических партий, общественных организаций. По Д. Истону политическая система – это саморегулирующийся и развивающийся организм, реагирующий на поступающие извне импульсы.

 

 

В х о д В ы х о д

 

Поддержка Политическая Политические решения

Внутренние импульсы

 

Требования система Политические действия

       
 
   
 


 

 

Обратная связь

 

Окружающая среда

 

Системная теория делит процессы взаимодействия на три цикла: ввод (вход), конверсия (преобразования), вывод (выход).

У системы есть вход, на который извне поступают импульсы в форме требований (конструктивных и деструктивных) и поддержки (или протеста). При этом требования могут возникать и формулироваться как в окружающей среде, так и внутри самой системы.

Отталкиваясь от схемы фундаментального процесса работы любой системы, Истон к входящим факторам отнес требования и поддержку, а к исходящим – политические решения, действия.

Требования, предъявляемые к системе, Д. Истон разделил на распределительные (о зарплате и рабочем времени, об условиях получения образования, услугах), регулировочные (об обеспечении общественной безопасности, контроля над рынком и т. п.) и коммуникативные (о предоставлении полной информации, демонстрации политической силы и др.).

Формы поддержки могут быть разными: материальные (уплата налогов), соблюдение законов и директив, участие в политической жизни системы, уважительное отношение к власти.

Выход системы – результат функционирования политической системы – осуществляется в виде решений и политических действий. Эти решения и действия оказывают воздействие на окружающую среду. Поддержка усиливается, если данные решения и действия соответствуют ожиданиям большинства слоёв и групп населения. А в случае частичного или полного несоответствия ожиданиям политические решения могут иметь негативные последствия, породить новые требования, что может привести к частичному или полному кризису политической системы.

Политическая система является открытой: она подвержена многочисленным воздействиям, идущим из окружающей среды. Если такое воздействие слабое, тогда политическая система не имеет достаточной информации для принятия стабилизирующих общество решений.

Политическая жизнь рассматривается как функционирующая политическая система, то есть между многообразными аспектами политики и политическими явлениями существует относительно стабильная взаимосвязь. Истон определяет политическую систему как взаимодействия, посредством которых в обществе авторитетно распределяются ценности (и материальные, и духовные), и на этой почве предотвращаются конфликты между членами общества. Он выделяет 2 основные функции политической системы: 1) политическая система должна быть в состоянии распределять ценности в обществе; 2) политическая система должна убедить своих граждан принять данное распределение как обязательное.

Система, по мнению Истона, – это средства, с помощью которых «ввод» превращается в «вывод». Превращая входящие факторы в исходящие, политическая система обеспечивает средства мобилизации общественных ресурсов для достижения целей и координации усилий членов общества для выполнения поставленных задач.

Обратная связь является главным механизмом устранения напряженности в обществе и выполняет эту функцию благодаря способности власти реагировать на поступающие в систему импульсы. Таким образом, политическая система, с точки зрения Истона, – это не просто система взаимодействия ее структур, а постоянно изменяющаяся, функционирующая и динамичная система.

Модель Алмонда

Политическая система – это узаконенная сила, пронизывающая все входящие и выходящие факторы общества и придающая ему особые свойства и смысл, которые обеспечивают его сплоченность как системы.

По Алмонду, одним из компонентов политической системы является политическая роль, а конкретные совокупности взаимосвязанных ролей составляют структуры ролей. Фундаментальным для данного подхода является постулирование функциональных требований к системе.

Политическая система – совокупность взаимосвязанных подсистем. В структуре политической системы Алмонд выделяет институциональную, информационно-коммуникативную и нормативно-регулятивную подсистемы.

Алмонд утверждает, что все системы выполняют два базовых набора функций:

1) функции ввода:

· политическая социализация и привлечение к участию в политической системе;

· артикуляция интересов – это процесс, в ходе которого участники политического процесса формулируют свои требования;

· агрегирование интересов;

· политическая коммуникация;

2) функции вывода:

· разработка законов и норм;

· применение норм;

· контроль за соблюдением норм.

Современные интерпретации политических систем отличаются разнообразием концепций. Существует до двух десятков определений данного понятия, в основе которых – различные критерии. Можно утверждать, что политическая система – это универсальная управляющая система общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая в конечном итоге регулирует взаимоотношения между социальными группами, обеспечивая стабильность общества и определённый социальный порядок на основе использования государственной власти.

2. В научной литературе выделяются четыре главные группы элементов политической системы: 1) политическая организация; 2) политические отношения; 3) политические и правовые нормы; 4) политическое сознание и политическая культура.

Наиболее активной и динамичной частью политической системы общества является его политическая организация, которая является ее системообразующим элементом. Политическая организация общества – это совокупность конкретных организаций и учреждений, осуществляющих определённые функции. В результате их взаимодействия и осуществляется политическая власть в данном обществе. Политическая организация включает: государство, партии, массовые общественные организации и движения, средства массовой информации и церковь.

Кроме политических организаций, в состав политической системы общества входят политические отношения, которые определяют как взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом.

Существенным элементом политической системы являются политические и правовые нормы, существующие и действующие в виде конституций, уставов и программ партий, политических традиций и процедур регуляции политических процессов. Они составляют её нормативную основу.

К числу элементов политической системы общества относятся политическое сознание и политическая культура. Политическое сознание – это многомерное неоднородное образование, обозначающее восприятие субъектом политической действительности, генетически связанное с политической культурой, историческим опытом, памятью социальных общностей и отдельных людей в сфере политики. К этому элементу политсистемы относят политические знания, чувства, переживания, оценки, которые оказывают сильное воздействие на поведение людей в политическом процессе и на политику в целом.

Политическая система выполняет ряд определенных функций (схема).

3. Будучи чрезвычайно сложными, богатыми по содержанию явлениями, политические системы могут классифицироваться по различным основаниям. Так, в зависимости от типа общества они делятся на традиционные, модернизированные демократии и тоталитарные (Р. Арон, У. Ростоу и др.), по характеру взаимодействия со средой – на открытые и закрытые, по политическим культурам и их выражениям в формах организации власти – на англо-американскую, континентально-европейскую доиндустриальную или частично индустриальную, тоталитарную (Г. Алмонд).

Существует и множество других, в том числе более сложных типологий политических систем. Одна из достаточно простых и наиболее распространенных их классификаций – деление политических систем на тоталитарные, авторитарные и демократические. Критерием их разграничения служит политический режим – характер и способы взаимоотношений власти, общества (народа) и личности (граждан). В самом общем виде для тоталитарной политической системы характерно полное подчинение общества и личности власти, всеобъемлющий контроль за гражданами со стороны государства. Авторитаризм отличается неограниченной властью одного лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и общества во внеполитических сферах. И наконец, демократия характеризуется контролем общества (большинства) над властью.

Не только демократические, но и авторитарные и тоталитарные политические системы неоднородны. Так, в зависимости от того, кто – один человек или группа лиц – являются источником власти, авторитарные и тоталитарные режимы могут быть автократическими (у власти одно лицо) или группократическими (аристократическими, олигархическими, этнократическими и т. п.).

Данная классификация отражает идеальные типы политических систем, значительно отличающиеся от реальной жизни. И все же тоталитаризм, авторитаризм и демократия в той или иной форме и в различной степени приближения к идеалу широко представлены в истории человечества и в современном мире.

Автором одной из наиболее распространенных классификаций политических систем является амер. ученый Г. Алмонд, который взял для классификации два важнейших понятия: структуры и политической культуры. В современном мире он различал 4 типа политических систем:

1) англо-американская (Великобритания, США, Канада, Австралия). Основные черты:

- гомогенность культуры, то есть политические цели и средства их достижения разделяют почти все граждане;

- большинство населения превыше всего ставит свободу личности, массовое благосостояние и безопасность;

- высокая степень стабильности;

- четкое разделение властей.

2) континентальноевропейская (Франция, Германия, Италия). Для нее характерна эклектичность (смешение) политической культуры, сосуществование новой и старой культур, наличие многих политических партий с различной идеологией, которые имеют значительное влияние в обществе;

3) доиндустриальная или частично индустриальная (Азия, Африка, Латинская Америка). Для этого типа системы характерна смешанная политическая культура (смесь западных ценностей с этническими и религиозными традициями);

4) тоталитарная. (См. схему).

Вопросы и задания к теме:

1. Что такое политическая система?

2. Каково соотношение между политической системой и политическим режимом?

3. Какие факторы, по Вашему мнению, оказывают большее влияние на механизм функционирования политической системы: внутренние или внешние?

4. Какие существуют типы политических систем?

5. Назовите основные типы политических систем, чем они отличаются друг от друга?

6. Дайте характеристику основным структурным элементам политической системы.

Темы рефератов:

1. Особенности и проблемы становления политической системы современной Украины.

               
 
   
   
       
 
 
Определение целей, задач, путей развития общества
Распределение материальных и духовных ценностей
Организация дея-тельности общест-ва по выполнению принятых целей и программ
Согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей


ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ:


Основания

               
 
Источник политической власти
     
 
   
 
 


     
 
 
 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.