1. Центральным институтом политической системы является государство, так как в его деятельности концентрируется основное содержание политики. Термин «государство» употребляется в двух значениях. В широком смысле государство – страна, общество, народ, расположенные на определенной территории и представляемые органом высшей власти. Никколо Макиавелли ввел в литературный оборот специальный термин «stato» для обозначения государства, независимо от его конкретных форм как особой политической организации общества. В узком, собственном значении термин «государство» представляет собой организацию, обладающую верховной властью на определенной территории.
1.1. Государство появляется в результате разложения родоплеменного строя, постепенного обособления от общества слоя вождей и их приближенных и концентрации у них управленческих функций и социальных привилегий под воздействием целого ряда следующих факторов:
1) развитие общественного разделения труда, выделение управленческого труда в целях повышения его эффективности в специальную отрасль;
2) возникновение частной собственности, классов и эксплуатации (марксистский подход);
3) завоевание одних народов другими (Ф. Оппенгеймер, Л. Гумплович);
4) демографические факторы (рост численности, плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, запрет на кровосмешение);
5) психологические факторы (государство рассматривается как плод человеческого разума, созревший под влиянием определенных потребностей и эмоций);
6) антропологические факторы (государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека);
9) внешние факторы (угроза нападения, войны, опыт других стран).
Многочисленные исследования государства показали, что оно возникает и развивается под воздействием целого ряда факторов, среди которых вряд ли можно выделить какой-нибудь один в качестве определяющего.
1.2. Основные признаки государства:
· отделение публичной власти от общества и выделение слоя профессионалов-управленцев;
· суверенитет, то есть верховная власть на определенной территории. Высшей властью, решения которой обязательны для всех, обладает только государство;
· территория, которая очерчена границами государства. Законы и полномочия государства распространяются на всех людей, живущих на данной территории;
· монополия на легальное применение силы и физического принуждения. Диапазон государственного принуждения – от ограничения свободы до физического уничтожения человека (с 1999 г. в Украине смертная казнь запрещена);
· исключительное право на издание законов и норм, обязательных для всего населения;
· право на взимание налогов и сборов с населения.
Вышеперечисленные признаки государства отличают его от других организаций и многочисленных объединений.
1.3. Функции государства. Наиболее общей классификацией функций государства является их деление на внутренние и внешние.
Внутренние:
· консолидация общества на основе общих интересов граждан;
· принятие, совершенствование, выполнение обязательных для всех законов;
· необходимое регулирование экономики и хозяйственной деятельности общества;
· защита и укрепление существующей политической системы;
· обеспечение общего порядка, безопасности общества, поддержание дисциплины граждан;
· регулирование социальных отношений, обеспечение социальной защищенности граждан;
· духовно-идеологическая, воспитательная деятельность, формирование политического сознания граждан.
Внешние:
· защита государственных интересов на международной арене, обеспечение обороны страны;
· развитие взаимовыгодного сотрудничества, с другими странами и международными организациями;
· участие в решении глобальных проблем человечества, в интеграционных процессах и миротворческих акциях.
2. Устройство государства характеризуют его формы. В них воплощается организация верховной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц, граждан.
В формах государства традиционно выделяют формы правления и формы территориального устройства.
2.1. Формы правления.
По способу организации власти и ее источнику государства делятся на монархии и республики.
Монархия. Источник власти – одно лицо. Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей и представительных органов власти. Существует несколько разновидностей монархической формы правления:
1) абсолютная монархия – всевластие главы государства (Саудовская Аравия, Катар, Оман);
· дуалистическая монархия, в которой монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично законодательной (Иордания, Марокко);
· парламентская монархия, при которой монарх хотя и считается главой государства, но фактически обладает представительскими функциями и лишь частично исполнительной властью.
Подавляющее большинство современных демократических монархий – это парламентские монархии. Правительство в них формируется парламентским большинством и подотчетно парламенту, а не монарху. Например, Великобритания, Швеция, Дания, Испания и др. Современные парламентские монархии, отдавая дань политической традиции и поддерживая тем самым уважение граждан к государству, фактически мало отличаются от республик – второй основной формы правления.
Республика. Источник власти – народное большинство, высшие органы государства избираются гражданами. В современном мире существует 3 основные разновидности республик: парламентская, президентская и смешанная.
Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе и ответственность правительства перед парламентом. Парламент осуществляет по отношению к правительству ряд функций: формирует правительство, издает законы, вотирует (утверждает) государственный бюджет, осуществляет контроль над правительством. В случае необходимости парламент может выразить правительству вотум недоверия. Хотя руководитель правительства (премьер-министр или канцлер) официально не является главой государства, реально он – первое лицо в политической иерархии страны. Президент фактически занимает более скромное место в этой иерархии.
Главным отличительным признаком президентской республики является то, что президент одновременно выступает и главой государства, и главой правительства, руководит внутренней и внешней политикой и является верховным главнокомандующим вооруженных сил (США). Президент избирается народом. Он сам назначает членов кабинета министров, которые ответственны перед ним, а не перед парламентом. В президентской республике правительство отличается стабильностью, существует жесткое разделение властей, парламент не может вынести правительству вотум недоверия, а президент не вправе распустить парламент. Возможен импичмент президенту, но эта процедура значительно затруднена.
Смешанная республика стремится сочетать сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Ее главная характерная черта – двойная ответственность правительства перед президентом и перед парламентом (Франция, Австрия, Украина). Президент и парламент избираются независимо друг от друга. Парламент не может сместить президента, который, в свою очередь, вправе распустить парламент, но с обязательным условием объявления даты внеочередных парламентских выборов. Президент обладает правом отлагательного вето на решения парламента. Глава государства председательствует на заседаниях правительства, утверждает его решения и тем самым контролирует его деятельность (Франция).
2.2. Под формой государственного устройства понимается территориально-политическая организация государства, включающая политико-правовой статус его составных частей и принципы взаимоотношений центральных и региональных органов власти.
Территориальная организация государства характеризует отношения целого и частей, центральных и региональных органов власти. Различают две основных формы территориального устройства государства: унитарную и федеративную.
Унитарнаяформа территориального устройства представляет собой единую политически однородную организацию, состоящую из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Унитарное государство имеет единую конституцию и гражданство. Все государственные, в том числе и судебные органы, составляют одну систему и действуют на основе единых правовых норм (Франция, Венгрия, Италия, Украина). В зависимости от политического режима унитарное государства могут быть централизованными, децентрализованными и относительно децентрализованными.
Федеративноегосударство – союзное государство, состоящее из относительно самостоятельных образований, равноправных субъектов федерации, имеющих собственные конституции (союзные республики, штаты, кантоны, земли и др.). Оно строится на основе распределения функций между его субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена при согласии всех субъектов федерации. Для федерации характерно наличие двойного гражданства и, как правило, двухпалатного парламента, одна из палат которых представляет интересы субъектов федерации, а другая – общенациональные интересы.
Особым видом объединения государств является конфедерация. Конфедерация – это союз самостоятельных государств, созданный для осуществления конкретных целей (например, для совместной обороны, решения экономических, транспортных, энергетических и др. проблем). Члены – участники могут по своей воле выходить из конфедерации, расторгая конфедеративный договор. Это редко встречающаяся форма организации политической общности (например, Евросоюз, СНГ).
Вопросы и задания к теме:
1. В чем сущностные отличия государства от других политических институтов: политических партий, движений и т. д.?
2. Раскройте содержание понятия “суверенитет”.
3. Какие функции призвано выполнять государство?
4. Что понимается под устройством государства?
5. Чем федерация отличается от унитарного государства?
6. Чем был СССР – федерацией или унитарным государством? Аргументируйте свой ответ.
7. Какая форма правления существует в современной Украине?
Темы рефератов:
1. Основные теории происхождения государства.
2. Сущность государства как политического института.