1.2 . Основные компоненты власти (субъект и объект, ресурсы власти).
1.3 . Типология власти.
2. Отличительные признаки политической власти.
3. Политическая легитимность и виды легитимности.
1.1. Власть – одно из фундаментальных начал человеческого общества. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей (семья, организация, государство).
Направления в трактовке власти:
· телеологическое (с точки зрения цели) – характеризует власть как способность достижения поставленных целей, получения намеченных результатов. Трактовка власти широка и распространяется не только на отношения между людьми, но и на взаимодействие людей с окружающим миром;
· бихевиористские (поведенческие) направления рассматривают власть как особый тип поведения, при котором одни командуют, а другие подчиняются;
· психологические интерпретации индивидуального поведения как источника власти (Фрейд). Стремление к власти и особенно обладание ею выполняет функцию субъективной компенсации физической или духовной неполноценности (компенсаторная теория власти). Фрейд считал, что в психике человека есть структуры, делающие его предрасположенным к предпочтению рабства свободе ради личной защищенности и успокоению с помощью любви к властителю;
· системная трактовка власти исходит из производности власти не от индивидуальных отношений, а от социальной системы, и трактует ее как свойство системы, которое проявляется во взаимоотношениях частей и целого (основатель – Т. Парсонс);
· структурно-функционалистские интерпретации рассматривают власть как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и подчинения. Власть – свойство социальных статусов и ролей, позволяющее контролировать ресурсы и средства влияния;
· реляционистская (от франц. слова “relation” – отношение) – рассматривает власть как отношение между двумя партнёрами (агентами), при котором один из них оказывает определяющее влияние на другого. В этом случае власть предстаёт как взаимодействие её субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определённых средств контролирует объект.
Такое понимание власти позволяет раскрыть её структуру, увязать в единое целое её различные характеристики. В энциклопедическом словаре по политологии даётся определение власти как «особого волевого отношения субъекта к объекту этого отношения. Оно состоит в побуждении к действию, которое второй субъект должен совершить по желанию первого» [Политология. Энциклопедический словарь. М., 1992, с. 41].
Власть – социальное отношение, проявляющееся в возможности и праве одного субъекта или группы принимать решения, которые приобретают обязательный характер для другого субъекта или группы.В данном случае возникает отношение управления–исполнения, иногда выражаемое в более жёсткой форме командования–подчинения.
Почему один человек подчиняется другому? (Примеры: грабитель с пистолетом, начальник, социальный статус и т. п.) В основе подчинения одного человека другому лежит неравенство: естественное (физиологическое, интеллектуальное и др.) и социальное (статусное, экономическое, образовательное и др.). Механизм осуществления власти предполагает (см. схему).
Исходя из приведенных суждений о власти, можно сделать следующий вывод: власть – это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется второму, и в результате этого властвующий субъект реализует свою волю и интересы.
1.2. Основные компоненты власти: субъект власти, объект власти, средства (ресурсы) власти.
Субъект власти воплощает в себе ее активное направляющее начало. Субъектами могут быть личность, политический орган, организация, социальная общность, государство. Для реализации властных интересов субъект должен обладать такими качествами как желание властвовать, воле к власти. Он должен быть компетентным, знать состояние и настроение своих подчиненных, обладать авторитетом.
Субъект определяет содержание властных отношений через:
· приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти,
· наказание (санкции) как средство воздействия на отрицание господствующей воли,
· нормирование поведения как совокупность правил, соответствующих всеобщим интересам.
Власть – это всегда двустороннее отношение, взаимодействие субъекта и объекта. Власть немыслима без подчинения объекта. Где нет объекта, там нет власти. (Но когда мы пытаемся властвовать над самими собой, тогда субъект и объект власти совпадают.)
Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточённого сопротивления до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств (потребностей, сознания, культуры) объекта властвования, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект, а также от восприятия руководителя исполнителями, наличия или отсутствия у него авторитета.
Качество объекта политического властвования определяется политической культурой населения. Наибольшую покорность обеспечивают патриархальные и подданнические типы политических культур. Преобладание в обществе людей, привыкших повиноваться, является благоприятной средой для авторитарных и тоталитарных режимов.
Наиболее стабильной является власть, основанная на интересе, поскольку личная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, и тогда теряется необходимость применения санкций. Максимальная сила власти достигается при идентификации объекта и субъекта. В этом случае объект властных отношений воспринимает дело субъекта как свое личное дело.
Ресурсы власти – все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы власти разнообразны. Существует несколько классификаций ресурсов.
Классификация ресурсов власти:
· утилитарные – материальные и другие социальные блага;
· принудительные – меры административного и уголовного воздействия;
· нормативные – средства воздействия на внутренний мир человека, ценностные ориентации.
Классификация ресурсов в соответствии с важнейшими сферами деятельности:
1) экономические – материальные ценности, необходимые для общественного потребления, финансовые ресурсы;
2) социальные ресурсы как способность повышения (или понижения) социального статуса или ранга, места в социальной иерархии;
3) культурно-информационные – знания, информация, средства их получения (институты науки, образования, интернет, средства массовой информации);
4) силовые ресурсы – оружие, аппарат физического принуждения.
Специфическим ресурсом власти является сам человек (демографические ресурсы). Люди – универсальный, многофункциональный ресурс, который создает и другие ресурсы.
1.3. Типология власти:
В соответствии с ресурсами: экономическая, политическая, социальная, информационная.
1. В соответствии с субъектом власти: государственная, партийная, профсоюзная, армейская, семейная и др.
2. По широте распространения власти: мегауровень (международная власть), макроуровень (центральная власть), мезоуровень (областная, региональная власть), микроуровень (местная власть).
3. По функциям: законодательная, исполнительная, судебная.
4. По способам осуществления: демократическая, авторитарная, тоталитарная.
2. Политическая власть – это способность и возможность индивида, социальной группы, класса, партии, государства проводить свою волю в политике.
Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков:
1) легальностью использования силы в пределах государства;
2) верховенством, то есть обязательностью решений для всякой иной власти;
3) публичностью, то есть всеобщностью и безличностью, что означает обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью правовых законов;
4) моноцентричностью, то есть существованием единого центра принятия решений;
5) многообразием ресурсов.
Политическая власть вторична по отношению к индивидуальной власти. Она формируется в результате делегирования части прав и концентрации воли множества людей в одном субъекте, то есть политическая власть – это общественная власть. Однако она не тождественна любой общественной власти. Политическая власть существовала не на всех этапах развития общества. Государство выступает институтом, который консолидирует различные классовые, социальные и другие интересы в обществе, поэтому государственную власть следует рассматривать как высшую форму политической власти.
В современном демократическом обществе механизм политической власти имеет сложную иерархизированную структуру, где формальным первичным субъектом и источником власти выступает народ, передающий властные полномочия своему официально опосредованному агенту – государству, которое в свою очередь их распределяет по горизонтали (законодательная, исполнительная и судебная власти), с тем, чтобы управлять общественными делами (объект власти).
Как известно, теория разделения властей была разработана французским просветителем Шарлем Луи Монтескье в работе «О духе законов». В дальнейшем эта теория нашла свое развитие в так называемой системе «сдержек и противовесов», разработанной американскими учеными Дж. Мэдисоном и А. Гамильтоном. Ее основные положения:
· законодательная, исполнительная, судебная власти предоставляются различным людям и органам согласно конституции;
· все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой;
· никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;
· судебная власть действует независимо от политического влияния. Судьи пользуются правом длительного пребывания в должности.
3. Власть в цивилизованном обществе должна обладать легитимностью. Это понятие возникло в начале ХIХ века и означало политической движение во Франции, которое ставило своей целью восстановление власти короля как единственно законную, в отличие от власти Наполеона.
Легитимность – это признание правомерности политической власти большинством населения страны и мировым сообществом.
Типы легитимности (М. Вебер «Политика как призвание и профессия»):
1) традиционная легитимность возникает благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издавна существующих порядков (присуща монархиям);
2) рационально-правовая легитимность основывается на добровольном признании установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений управления и подчинения (конституционное государство – наиболее развитая форма этого типа власти);
3) харизматическая легитимность основана на вере в исключительные качества руководителя, которыми он наделен богом. Вера в харизму характерна для исламских государств.
Легитимность власти не ограничивается этими тремя классическими типами. Существуют и другие, например, идеологическая легитимность, суть которой состоит в оправдании власти с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание; националистическая легитимность и др. (см. схему).
Важное место в функционировании власти занимают проблемы делегитимизации (потеря легитимности), обострение которой может вызвать кризис и даже крах политического режима.
Вопросы и задания к теме:
1. Почему общество не может обойтись без власти? Каково, на Ваш взгляд, главное назначение власти в обществе?
2. Какие основные направления в трактовке власти Вы знаете?
3. В чем отличие бихевиористской трактовки власти от структурно-функциональной?
4. Что такое ресурсы власти?
5. В чем состоит отличие политической власти от экономической, идеологической, религиозной?
6. Что отражает понятие “легитимность власти”? Как оно соотносится с понятием “легальность власти”?
7. В чем особенность традиционного типа легитимности? Сохранился ли этот тип легитимности сегодня?
Темы рефератов:
1. Проблемы легитимности и эффективности политической власти в