Мультимедиа— это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих человеку общаться с компьютером, используя самые разные, естественные для себя среды: звук, видео, графику, тексты и анимацию.
Анимация — это изменение вида, формы, размеров или взаимного расположения объектов на экране, создающее эффект мультипликации.
Современный мультимедиа-ПК в полном «вооружении» напоминает домашний стереофонический Нi-Fi комплекс, объединенный с дисплеем-телевизором. Он укомплектован активными стереофоническими колонками, микрофоном и дисководом для оптических компакт-дисков.
Для поддержания всех этих аппаратных возможностей ПК нужны определенные программные средства, ведь основная проблема, из которой вытекает качество работы мультимедийного компьютера, — совместная обработка разнородных данных: цифровых и аналоговых, «живого» видео и неподвижных изображений.
В компьютере все данные хранятся в цифровой форме, в то время как теле-, видео- и большинство аудиоаппартуры имеет дело с аналоговым сигналом. Однако выходные устройства компьютера — мониторы и динамики — имеют аналоговый выход.
Рассмотрим два таких широко известных дополнительных мультимедийных устройства как микрофон и акустические системы — колонки.
2. Микрофон— это дополнительное устройство, предназначенное для записи и ввода звуковой и речевой информации в ПК.
Принцип действия микрофона заключается в преобразовании звуковых колебаний в электрические так, чтобы содержащаяся в звуке информация не претерпевала заметных изменений. Для этого микрофон должен отвечать следующим требованиям:
* при рабочих уровнях звука микрофон должен вырабатывать электрический сигнал, в достаточной мере превышающий уровень собственных электрических шумов;
* вырабатываемый сигнал не должен иметь существенных искажений;
* микрофон должен практически без изменений передавать все звуковые частотные составляющие, содержащиеся в сигнале в пределах частотного диапазона аппаратуры, к которой он подключен.
Микрофоны отличаются по способу преобразования колебаний звукового давления в колебания электрические. С этой точки зрения различают электродинамические, электромагнитные, электростатические, пьезоэлектрические, угольные и полупроводниковые микрофоны.
Электродинамические микрофоны делятся на катушечные и ленточные.
К электростатическим микрофонам относятся конденсаторные и электретные, широко используемые в профессиональных целях.
Электромагнитные и пьезоэлектрические микрофоны не получили распространения в звукозаписи из-за узкого частотного диапазона и неравномерной частотной характеристики.
Последние две группы микрофонов — угольные и полупроводниковые — из дальнейшего рассмотрения можно смело исключить, так как принципы их действия не обеспечивают выполнения ни одного из требований, предъявляемых к микрофонам для звукозаписи.
Принципы действия микрофонов различных типов объединяет способ преобразования звуковых колебаний в электрические: мембрана (диафрагма) микрофона воспринимает и передает колебания звукового давления элементу, осуществляющему их преобразование в электрический сигнал.
На звуковой карте можно обнаружить один разъем для подключения микрофона, который имеет лишь один сигнальный контакт. Значит, к звуковой карте можно подключить только один микрофон. Подавляющее большинство звуковых карт (за исключением нескольких самых дорогих, специально предназначенных для многоканальной записи) имеют по одному микрофонному входу.
3. Акустические системы (колонки)— это дополнительное устройство ПК, предназначенное для вывода из него аудиоинформации.
Акустические системы бывают пассивные и активные.
Пассивные не содержат встроенного усилителя и могут подключаться к звуковым платам, имеющим собственный усилитель и регулятор громкости. Обычно это крохотные «пищалки», полагающиеся только на энергию, мощность и милость звуковой системы компьютера.
Активные — оборудованы усилителем и могут подключаться как к линейному выходу звуковой платы, так и к порту USB. В последнем случае звук поступает на колонки в цифровом виде, а его декодированием вместо звуковой карты занимается небольшой чип, установленный в самих колонках. Источником питания для встроенного в колонки усилителя является внутренний аккумулятор или блок питания, который, в свою очередь, может быть и внутренним, и внешним. Кроме регулятора громкости, активные колонки имеют обычно и 3-полосный эквалайзер.
Основная характеристика колонок — мощность, измеряемая в ваттах. Реальная мощность колонок лежит в пределах 10—50 Вт.
О качестве колонок также свидетельствуют их частотные характеристики. Обычно эта величина лежит в пределах 40—60 Гц. Обратите внимание, что человеческое ухо способно воспринимать сигналы в диапазоне от 20 до 20 000 Гц, а диапазон звучания большинства музыкальных инструментов — от 27 до 17 000 Гц. В техническом паспорте колонок указывается, как правило, нижняя граница диапазона, поэтому, предположим, колонок с нижней границей звучания в 50 Гц вполне достаточно для качественного звучания.
Число динамиков в колонке влияет как на громкость и качество звучания, так и на цену колонок: в дешевых — один динамик, в более дорогих — уже два, для высоких и низких частот, а в «крутых» колонках — даже три, с дополнительным динамиком, так называемым «сабвуфером», усилителем низких частот.
Если раньше в основном на рынке преобладали обычные 2-колоночные системы, то сегодня, в эпоху трехмерного звука, все чаще можно встретить систему с большим числом колонок (от 3 до 6). Заметьте, что 6-колоночная система предназначена для воспроизведения DVD-звука, так как звук на видео — пятиканальный, с полным эффектом «погружения». Правда, для подключения такой системы требуется специальная карта-декодер.