1. Понимать роль русского языка в жизни общества и государства.
2. Осознавать основные особенности уст-ной и письменной речи.
3. Выборочно излагать содержание про-слушанного или прочитанного текста.
4. Понимать и использовать основные ре-чеведческие понятия.
5. Знать основные особенности устной и письменной речи.
6. Уметь различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художест-венной литературы.
7. Понимать и уметь формулировать в устной форме тему, коммуникативную за-дачу, основную мысль
Раскрывая пункт 8 «Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса», рекомендуем, объединить планируемые результа-ты конкретного курса по годам обучения и уровням освоения «выпу-скник научится» и «выпускник получит возможность научиться» (на примере программы по предмету русский язык в части «аудирова-ние»).
Таблица 2.22
Планируемые результаты изучения предмета «Русский язык» (фрагмент)
Класс
«Выпускник научится»
«Выпускник получит возможность
научиться»
5 класс
– использовать монолог, использовать диалог в речи;
– соблюдать нормы речевого поведе-ния в типичных ситуациях общения;
– оценивать образцы устной моноло-гической и диалогической речи с точ-ки зрения соответствия ситуации ре-чевого общения
– выступать перед аудиторией
6 класс
– использовать различные виды мо-нолога, использовать различные виды диалога;
– соблюдать нормы речевого поведе-ния в типичных ситуациях общения;
– оценивать образцы устной моноло-гической и диалогической речи с точ-ки зрения соответствия ситуации ре-чевого общения, достижения комму-никативных целей речевого взаимо-действия, уместности использован-ных языковых средств
– выступать перед аудиторией с неболь-шим докладом
7 класс
– использовать различные виды мо-нолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
– использовать различные виды диа-лога в ситуациях формального и не-формального, межличностного и межкультурного общения;
– соблюдать нормы речевого поведе-ния в типичных ситуациях общения;
– оценивать образцы устной моноло-гической и диалогической речи с точ-ки зрения соответствия ситуации ре-чевого общения, достижения комму-никативных целей речевого взаимо-действия, уместности использован-ных языковых средств
– выступать перед аудиторией с неболь-шим докладом; пуб-лично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию
8 класс
– использовать различные виды мо-нолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
– использовать различные виды диа-лога в ситуациях формального и не-формального, межличностного и межкультурного общения;
– соблюдать нормы речевого поведе-ния в типичных ситуациях общения;
– оценивать образцы устной моноло-гической и диалогической речи с точ-ки зрения соответствия ситуации ре-чевого общения, достижения комму-никативных целей речевого взаимо-действия, уместности использован-ных языковых средств
– выступать перед аудиторией с неболь-шим докладом; пуб-лично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию; – участвовать в кол-лективном обсужде-нии проблем, аргу-ментировать собст-венную позицию, дока-зывать ее, убеждать
9 класс
– использовать различные виды мо-нолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
– использовать различные виды диа-лога в ситуациях формального и не-формального, межличностного и межкультурного общения;
– соблюдать нормы речевого поведе-ния в типичных ситуациях общения;
– оценивать образцы устной моноло-гической и диалогической речи с точ-ки зрения соответствия ситуации ре-чевого общения, достижения комму-никативных целей речевого взаимо-действия, уместности использован-ных языковых средств;
– предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения
– выступать перед аудиторией с неболь-шим докладом; пуб-лично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию; – участвовать в кол-лективном обсужде-нии проблем, аргу-ментировать собст-венную позицию, дока-зывать ее, убеждать; – понимать основные причины коммуника-тивных неудач и объ-яснять их
Таким образом, при проектировании содержательного раздела ос-новной ООП ООО общеобразовательного учреждения предлагаем ал-горитм создания программы отдельных учебных предметов, курсов:
1) определение целей, принципов отдельных учебных предметов, курсов, их отражение в основной образовательной программе основ-ного общего образования общеобразовательного учреждения;
2) анализ общеобразовательным учреждением федерального пе-речня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013–2014 учеб-ный год;
3) анализ Программы развития универсальных учебных действий основной образовательной программы основного общего образова-ния общеобразовательного учреждения;
4) анализ ресурсного обеспечения реализации программы от-дельных учебных предметов, курсов.
Следование алгоритму позволит общеобразовательному учрежде-нию составить программы отдельных учебных предметов, курсов в соответствии с требованиями ФГОС ООО:
1) пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета;
2) общая характеристика учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты ос-воения конкретного учебного предмета, курса;
5) содержание учебного предмета, курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.