Итоговый мониторинг уровня сформированно-сти личностных УУД (внешняя, неперсонифи-цированная, в соответ-ствии с ФЗ-152 «О пер-сональных данных»)
Ежегодный мониторинг уровня сформированности личностных УУД (внутренняя, неперсонифициро-ванная, в соответствии с ФЗ-152 «О персональных данных»)
Контроль освоения лично-стных УУД в ходе урочной и внеурочной деятельности через решение учебно-познавательных и учебно-практических задач (внут-ренняя, неперсонифици-рованная)
Представление портфеля личностных достижений (внутренняя, персони-фицированная, накоп-ленная, безотметочная)
Ежегодное представление портфеля личностных достижений (внутрен-няя, персонифицированная накоп-ленная, безотметочная)
Текущая работа по напол-нению портфеля достиже-ний (внутренняя, персо-нифицированная, накоп-ленная, безотметочная)
Метапредметные
Стартовая диагностика в форме комплексной работы с последую-щим самоанализом и самооценкой (внутренняя, персонифицирован-ная, безотметочная, двухуровне-вая)
Защита индивидуального итогового проекта (внут-ренняя, персонифициро-
ванная, отметочная, двухуровневая)
Ежегодное представление результа-тов работы над индивидуальными (групповыми) проектами в ходе
урочной и внеурочной деятельности (внутренняя, персонифицирован-ная, отметочная, двухуровневая)
Текущее выполнение учеб-ных исследований и учеб-ных проектов в ходе уроч
ной и внеурочной деятель-ности (внутренняя, персо-нифицированная, отме-точная, двухуровневая)
-
Промежуточные комплексные рабо-ты на межпредметной основе, (внутренняя, персонифицирован-ная, безотметочная, двухуровне-вая)
Текущее выполнение вы-борочных учебно-познава-тельных и учебно-практи-ческих задач на предмет-ной основе (внутренняя, персонифицированная, отметочная, двухуровне-вая)
Предметные
Стартовая диагностика в форме стандартизированных работ с после-дующим самоанализом и самооцен-кой (внутренняя, персонифициро-ванная, безотметочная, двухуров-невая)
Итоговая оценка по пред-метам, не выносимым на итоговую аттестацию (внутренняя, персони-фицированная, накоп-ленная, отражающая динамику учебных дос-тижений, двухуровне-вая)
Промежуточные (стандартизирован-ные) проверочные и контрольные работы по всем предметам учебного плана, направленные на контроль уровня выполнения учебно-позна-вательных и учебно-практических задач (внутренняя, персонифици-рованная, отметочная, двухуров-невая)
Тематические стандарти-зированные письменные и устные работы, проекты, творческие работы, само-анализ, самооценка, на-блюдения, направленные на формирование умений решать на предметном ма-териале учебно-познава-тельные и учебно-прак
тические задачи (внутрен-няя, персонифицирован-ная, отметочная, двух-уровневая)
-
Результаты итоговой ат-тестации, направленные на контроль сформиро-ванности умения выпол-нять на предметном мате-риале учебно-познава-тельные и учебно-прак-тические задачи (внеш-няя, персонифицирован-ная, базового уровня)
адаптированные инструментарии для итоговой аттестации по предметам не выносимым на государственную итоговую аттестацию;
инструментарий оценки проектной деятельности (например, в форме положения об индивидуальном проекте).
В рамках промежуточной аттестации общеобразовательное учре-ждение определяет процедуры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов и разрабатывает инструментарии в соот-ветствии с определенной периодичностью процедур (в конце года и/или полугодия, и/или триместра/четверти). Результаты стандарти-зированных работ могут быть представлены в классных журналах, электронных журналах и т. п.
На наш взгляд, в рамках промежуточной аттестации инструмен-тарии для комплексной работы на межпредметной основе и стандар-тизированных работ по предмету целесообразно разрабатывать в со-ответствии со следующей структурой:
1) пояснительная записка;
2) кодификатор;
3) спецификация;
4) демонстрационный вариант работы;
5) рекомендации по проверке и оценке работ;
6) формы обработки и представления информации.
При разработке текущего контроля следует обратить внимание на необходимость реализации комплексного подхода к оценке плани-руемых результатов в рамках урочной и внеурочной деятельности. На рисунке 2.5 показаны принципы, которые целесообразно учиты-вать при описании текущего контроля.
Рис. 2.5. Принципы организации текущего контроля
в общеобразовательном учреждении
Можно предложить следующий алгоритм формирования текуще-го контроля на основе предложенных принципов в рамках учебных предметов, курсов:
1) определение проверяемых планируемых результатов в рамках темы;
2) выбор процедур (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоана-лиз и самооценка, наблюдения);
5) выбор способов организация самоанализа и самооценки уча-щимися всех проводимых процедур;
6) определение периодичности проведения процедур с целью своевременной диагностики и коррекции процесса освоения плани-руемых результатов;
7) определение итоговой оценки по теме с учетом динамики обра-зовательных результатов.
Правильно организованные промежуточная аттестация и текущий контроль обеспечивают качественное достижение всего комплекса планируемых результатов и объективное определение итоговой оценки выпускника.
При определении итоговой оценки выпускника учитываются:
результаты внутришкольного мониторинга образовательных достижений по всем предметам, зафиксированных при проведении промежуточной аттестации и текущего контроля, в том числе за промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе;
оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным пред-метам;
оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта;
оценок за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию (ГИА).
При этом необходимо учитывать, что на итоговую оценку выно-сятся только предметные и метапредметные результаты из блока «Выпускник научится».
2.2. Проектирование содержательного раздела основной образовательной программы основного общего образования общеобразовательным учреждением
На основании целевого раздела общеобразовательное учреждение определяет стратегию проектирования содержательного раздела ос-новной образовательной программы основного общего образования. Во ФГОС ООО предлагается следующая структура содержательного раздела:
«Содержательный раздел должен определять общее содержание основного общего образования и включать образовательные про-граммы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:
программу развития универсальных учебных действий (програм-му формирования общеучебных умений и навыков) на ступени ос-новного общего образования, включающую формирование компе-тенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и про-ектной деятельности;
программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных;
программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование эколо-гической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;
программу коррекционной работы» [3, с. 25].
Содержательный раздел должен описывать способы достижения планируемых результатов освоения основной образовательной про-граммы основного общего образования, он носит практико-ориен-тированный характер и должен стать методическим пособием для учителей, реализующих ООП ОУ.
Рассмотрим подходы к проектированию программ, входящих в состав содержательного раздела.