Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
у выпускника будут сформированы
выпускник получит возможность для формирования
1. Самоопре-деление
1) воспитание российской гражданской идентично-сти: патриотизма, уваже-ния к Отечеству, прошлое и настоящее многонацио-нального народа России; осознание своей этниче-ской принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ куль-турного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистиче-ских, демократических и традиционных ценностей многонационального рос-сийского общества; вос-питание чувства ответст-венности и долга перед Родиной;
3) формирование целостно-го мировоззрения, соответ-ствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, ду-ховное многообразие со-временного мира;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообще-ствах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном само-управлении и обществен-ной жизни в пределах воз-растных компетенций с учетом региональных, эт-нокультурных, социальных и экономических особен-ностей;
8) формирование ценно-сти здорового и безопасного образа жизни; усвое-ние правил индивидуаль-ного и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие цен-ности семейной жизни, уважительное и заботли-вое отношение к членам своей семьи.
В рамках когнитивного ком-понентабудут сформированы:
историко-географический об-раз, включая представление о территории и границах России, ее географических особенностях, знание основных исторических событий развития государствен-ности и общества; знание исто-рии и географии края, его дости-жений и культурных традиций;
образ социально-политиче-ского устройства – представле-ние о государственной органи-зации России, знание государ-ственной символики (герб, флаг, гимн), знание государст-венных праздников,
знание положений Конститу
ции РФ, основных прав и обя-занностей гражданина, ориен-тация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;
знание о своей этнической принадлежности, освоение на-циональных ценностей, тради-ций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
освоение общекультурного наследия России и общемиро-вого культурного наследия;
основы социально-критиче-ского мышления, ориентация в особенностях социальных от-ношений и взаимодействий, ус-тановление взаимосвязи между общественными и политиче-скими событиями.
В рамках ценностного и эмо-ционального компонентовбу-дут сформированы:
гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гор-дости за свою страну;
уважение истории, культур
ных и исторических памятников;
эмоционально положитель-ное принятие своей этнической идентичности;
уважение и принятие других народов России и мира, межэт-ническая толерантность, готов-ность к равноправному сотруд-ничеству;
уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в вос-приятии мира.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонентабудут сформированы
готовность и способность к участию в школьном само-управлении в пределах возрас-тных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в дет-ских и молодежных обществен-ных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера);
готовность и способность к
выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обя-занностей ученика;
умение вести диалог на осно-ве равноправных отношений и взаимного уважения и приня-тия; умение конструктивно раз-решать конфликты;
потребность в участии в об-щественной жизни ближайшего социального окружения, обще-ственно-полезной деятельности.
адекватной по-зитивной само-оценки и Я-концеп-ции;
компетентно-сти в реализации снов гражданской идентичности в поступках и дея-тельности.
Конкретизация планируемых ре-зультатов с уче-том национально-региональных и этнокультурных особенностей района и города и в целом Челябин-ской области (разрабатывается ОУ, в процессе разработки про-грамм отдельных учебных предме-тов, курсов и курсов внеуроч-ной деятельно-сти)
2. Смыслооб-разование
2) формирование ответст-венного отношения к уче-нию, готовности и способ-ности обучающихся к са-моразвитию и самообразо-ванию на основе мотива-ции к обучению и позна-нию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траекто-рии образования на базе ориентировки в мире про-фессий и профессиональ-ных предпочтений, с уче-том устойчивых познава-
В рамках ценностного и эмо-ционального компонентовбу-дут сформированы:
потребность в самовыраже-нии и самореализации, соци-альном признании.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонентабудут сформированы
умение строить жизненные планы с учетом конкретных со-циально-исторических, полити-ческих и экономических условий.
устойчивый познавательный интерес и становление смысло-
выраженной устойчивой учеб-но-познавательной мотивации и ин-тересов учения;
готовности к самообразованию и самовоспитанию;
адекватной по-зитивной само-оценки и Я-концеп-ции;
компетентно-сти в реализации снов гражданской
тельных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально зна-чимом труде;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей совре-менному уровню эколо-гического мышления, раз-витие опыта экологически ориентированной рефлек-сивно-оценочной и прак-тической деятельности в жизненных ситуациях.
образующей функции познава-тельного мотива;
готовность к выбору про-фильного образования.
идентичности в поступках и дея-тельности;
3. Нравствен-но-этическое оценивание
4) формирование осознан-ного, уважительного и доб-рожелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гра-жданской позиции, к исто-рии, культуре, религии, традициям, языкам, ценно-стям народов России и ми-ра; готовности и способно-сти вести диалог с другими
В рамках когнитивного ком-понентабудут сформированы:
ориентация в системе мораль-ных норм и ценностей и их ие-рархизация, понимание конвен-ционального характера морали.
В рамках ценностного и эмо-ционального компонентовбу-дут сформированы:
позитивная моральная само-оценка и моральные чувства – чувство гордости при следова-
морального соз-нания на конвен-циональном уров-не, способности к решению мораль-ных дилемм на ос-нове учета пози-ций участников дилеммы, ориен-тации на их моти-вы и чувства; ус-тойчивое следова-
людьми и достигать в нем взаимопонимания;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных про-блем на основе личностно-го выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответствен-ного отношения к собст-венным поступкам;
7) формирование коммуни-кативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми других возрастов, взрос-лыми в процессе образова-тельной, общественно-полезной, учебно-исследо-вательской, творческой и других видов деятельности;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
нии моральным нормам, пере-живание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонентабудут сформированы
готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверст-ников в школе, дома, во вне-учебных видах деятельности.
ние в поведении моральным нор-мам и этическим требованиям;
эмпатии как осознанного пони-мания и сопережи-вания чувствам другим, выражаю-щегося в поступ-ках, направленных на помощь и обес-печение благополу-чия.
Таблица 2.8
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования
Универсальные учебные действия
ФГОС ООО
Примерная основная
образовательная программа
Часть,
формируемая участниками образователь-ного
процесса
у выпускника будут
сформированы
выпускник получит возможность для формирования
Формирование универсальных учебных действий (регулятивные)
Целеполагание
Планирование
Прогнозирова-ние
Контроль
Коррекция
Оценка
Саморегуляция
Формирование универсальных учебных действий (познавательные)
Общеучебные
Логические
Постановка
и решение
проблем
Знаково-символические
Формирование универсальных учебных действий (коммуникативные)
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Обращение
с устройствами
ИКТ
Фиксация
изображений
и звуков
Создание
письменных
сообщений
Создание графи-ческих объектов
Обращение
с устройствами
ИКТ
Фиксация
изображений
и звуков
Создание
письменных
сообщений
Создание графи-ческих объектов
Обращение
с устройствами
ИКТ
Фиксация
изображений
и звуков
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом
Работа
с текстом: поиск информации
и понимание
прочитанного
Работа
с текстом:
преобразование и интерпретация информации
Работа
с текстом:
оценка
информации
При разработке раздела следует обратить внимание учителей-предметников на преемственность планируемых результатов, так как междисциплинарные программы реализовывались в начальной школе (рис. 2.2).
Рис. 2.2. Преемственность в реализации
междисциплинарных программ
Можно предложить следующий алгоритм разработки раздела «Планируемые результаты освоения основной образовательной про-граммы основного общего образования» (рис. 2.3).
Рис. 2.3. Алгоритм разработки раздела
«Планируемые результаты освоения ООП ООО»
На наш взгляд, целесообразно включить в процесс разработки данного раздела весь коллектив, так как обеспечить достижение лич-ностных и метапредметных результатов освоения ООП основного общего образования в полном объеме могут согласованные действи-ях всего коллектива, реализующего ФГОС основного общего образо-вания. Предлагаем один из вариантов работы над разделом в обще-образовательном учреждении (таблица 2.9).
Мы полагаем, что многошаговая и длительная работа над данным разделом вполне оправдана, так как при переходе на ФГОС общего образования наиболее сложным процессом для учителя является осознание и принятие понятий «новые образовательные результаты» и «качество образования». Включение коллектива общеобразова-тельного учреждения в процесс проектирования позволит изменить позицию педагогов, мотивировать их к поиску новых методик и тех-нологий, позволяющих работать не только над предметными, но и личностными, и метапредметными результатами. При этом предмет-ные результаты должны занимать значительную часть в этой работе и рассматриваться как часть целостной системы.
Таблица 2.9
Организация проектирования раздела «Планируемые результаты освоения ООП ООО