В мостах с кривошипно-шатунным приводом ведущая шестерня передает крутящий момент на крыло через промежуточное звено – кривошип. Свойства кривошипно-шатунного привода в значительной мере определяются его кинематической схемой. Вместе с тем, общим свойством кривошипно-шатунных механизмов является переменная скорость движения крыла и потребляемой мощности при постоянной угловой скорости ведущей шестерни. Привод может обеспечить автоматическое снижение скорости до нуля в начале и в конце движения. Особенно важно такое снижение в конце наводки при посадке пролетного строения на опорные части, так как это позволяет уменьшить инерционные силы и динамические нагрузки, исключая удары даже в случае отказа тормозов.
Примером кривошипно-шатунного привода может служить привод Биржевого моста через реку Малую Неву в Санкт-Петербурге, разводное пролетное строение которого в наведенном положении работает по схеме трехшарнирной арки (см. рис. 3.15, а). Схема устройства и работы кривошипно-шатунного механизма разводки моста показана на рис. 3.28.
Рис. 3.28. Схема кривошипно-шатунного механизма
1 – ось вращения крыла; 2–ось крепления шатуна к хвостовой части крыла;3 – тяга (шатун);
Каждое крыло моста включает четыре полуарки. К хвостовой части крайних полуарок шарнирно прикреплены тяги 3 (шатуны), другим концом также шарнирно присоединенные к зубчатому сектору 2 (кривошипу).При работе привода ведущая шестерня 5, находясь в зацеплении с кривошипом, передает на него крутящий момент. Вращаясь вокруг оси 6, кривошип с помощью тяги заставляет также поворачиваться и крыло.
На начальной стадии разводки крыло поворачивается относительно пятового шарнира 7, при этом происходит перемещение оси вращения 1 по горизонтали и одновременно ликвидация зазора между осью вращения и основанием оси. После перемещения оси по горизонтали на 150 мм указанный зазор ликвидируется и дальнейший поворот крыла происходит уже вокруг оси. Каждая полуарка снабжена отдельной осью вращения и двумя подшипниками.
Для предотвращения неуправляемого скатывания крыльев в сторону разводного пролета предусмотрены стабилизирующие ролики 3, установленные у фасадных полуарок (рис. 3.29).
Рис. 29. Размещение элементов привода в опоре разводного пролета Биржевого моста через реку Малую Неву в Санкт-Петербурге. 1 – ось вращения; 2 – упор, ограничивающий перемещение оси вращения по горизонтали; 3 – стабилизирующий ролик; 4 – зубчатый сектор (кривошип); 5 – тяга (шатун);
Каждое крыло приводится в движение двумя механизмами, смонтированными с фасадных сторон крайних полуарок. Крыло уравновешивается тремя противовесными блоками, шарнирно подвешенными к хвостовым частям крыльев.