Механизмы разводки вертикально-подъемных мостов, как правило, включают три привода: основной, запасной и аварийный. Основной и запасной привод принимаются однотипными электромеханическими. При нормальной эксплуатации используется основной привод.
Основной привод в своем составе имеет рабочий 9 и синхронизирующий 10 электродвигатели, основной редуктор 7, передающий крутящий момент на ведущие зубчатые шестерни 4 через вал 6. Для снижения скорости движения пролетного строения в конце наводки и уменьшения динамических нагрузок при посадке на опорные части часто применяется микропривод, включающий электродвигатель 14 и дополнительный редуктор 15.
Запасной привод, имеющий дополнительный редуктор 15, основной 12 и синхронизирующий 13 электродвигатели, обладает меньшей мощностью. Запасной привод может иметь автономный источник энергии от двигателя внутреннего сгорания, а также работать от внешнего источника электроэнергии.
Аварийный привод 16 принимается ручным и предназначается для использования при неработоспособности основного и запасного приводов, например, из-за неисправности в электроснабжении.
1 – главный шкив; 2 – зубчатый венец главного шкива; 3 – подшипник оси главного шкива;
4 – ведущая зубчатая шестерня; 5 – подшипник вала ведущей зубчатой шестерни; 6 – коренной вал ведущей зубчатой шестерни; 7 – основной редуктор; 8 – электромеханический или электрогидравлический тормоз; 9 – рабочий электродвигатель основного привода;
Все приводы снабжаются тормозными устройствами 8, гарантирующими замедление движения и плавную остановку пролетного строения в крайних положениях.
Для защиты от атмосферных осадков и загрязнений все механическое оборудование на оголовках башен закрывается специальным ограждением в виде павильонов. Связь между павильонами, устроенными на противоположных башнях, может обеспечиваться с помощью специального рабочего (кабельного) мостика, опирающегося на консоли продольных подшкивных балок оголовков, выходящие за переднюю поперечную балку. На железнодорожных разводных мостах вертикально-подъемной системы устройство рабочих мостиков обязательно.
Главные шкивы:
Главные шкивы – наиболее крупные из элементов механического оборудования, устанавливаемого на оголовке. Диаметр шкивов Dш определяется условиями работы проволок канатов, из которых компонуются несущие тросы, и зависит от их диаметра dк. В мостах старых проектировок главные шкивы изготавливали литыми или клепаными. В настоящее время применяют сварные шкивы.
Главный шкив включает стенки 1, обод 8 и ступицу 10 (а). К ободу прикрепляется зубчатый венец 3, находящийся в зацеплении с ведущей зубчатой шестерней. Ступица шкива посажена на ось вращения 11 и зафиксирована с помощью шпонок 12. В стенках шкива имеются окна, промежутки между которыми образуют спицы шкива.
Опирание осей главных шкивов на подшкивные балки производят с помощью роликовых самоустанавливающихся подшипников качения 4, допускающих небольшой поворот опорных сечений осей вследствие их деформации.
7 – ребро жесткости; 8 – обод главного шкива; 9 – диафрагма; 10 – подшипник оси главного шкива; 11 – шпонка; 12 – ось главного шкива
Канаты и анкерные крепления:
В вертикально-подъемных мостах в качестве несущих тросов используются стальные канаты двойной свивки из оцинкованной проволоки с органическим сердечником с линейным касанием проволок в прядях. Диаметр канатов выбирается в пределах 25...65 мм.
Для обеспечения равномерного натяжения тросов при монтаже, а также в процессе эксплуатации крепление концов канатов должно допускать регулирование их вытяжки в пределах до двух процентов их длины. Поэтому с одной стороны канатов устанавливаются глухие анкера стаканного типа (а), а с другой стороны концы канатов закрепляются в анкерах-муфтах с тяговыми штангами (б). Обычно глухие анкера устанавливаются со стороны противовеса, а анкера со штангами – со стороны пролетного строения.
Центрирование пролетных строений в поперечном направлении, а также восприятие реакций от горизонтальных поперечных нагрузок в наведенном положении обеспечивается центрирующими устройствами, устанавливаемыми на концах пролетного строения по его оси или на небольшом расстоянии от оси. Центрирующие устройства включают прикрепленную к крайней поперечной балке консоль 6 и установленный на опоре улавливатель 7, куда заходит консоль при посадке пролетного строения. Этим достигается точная фиксация положения пролетного строения в поперечном направлении.
В наведенном положении пролетное строение запирается замками, предотвращающими самопроизвольную разводку моста от воздействия сильных вертикальных порывов ветра, направленных снизу вверх, или из-за нарушения уравновешенности во время проведения ремонтных работ при снятии покрытия проезжей части или верхнего строения пути. Пролетные замки устанавливаются по оси пролетного строения или рядом с осью и, как правило, совмещаются с центрирующими устройствами.
Основной элемент пролетного замка – стальной стержень (ригель) 2, приводимый в движение специальным механизмом, установленным на опоре. После посадки пролетного строения на опорные части ригель замка заходит в отверстие в каком-либо элементе, закрепленном на пролетном строении, например, в консоли центрирующего устройства 1, фиксируя наведенное положение конструкции.
Буфера, являющиеся пневматическими устройствами, служат для смягчения ударов пролетного строения при посадке на опорные части.