В мостах вертикально-подъемной системы разводное пролетное строение движется поступательно в вертикальной плоскости.
Возможны два способа приведения в движение вертикально-подъемных пролетных строений:
- с передачей крутящего момента от двигателей механизмов разводки на барабаны подъемных лебедок, размещаемых либо на разводном пролетном строении (а), либо на одной из башен (б, в);
- с передачей крутящего момента на главные шкивы.
Приведение в движение с передачей момента от электродвигателя на барабан подъемных лебедок:
«-»: необходимость в установке дополнительных выравнивающих тросов и шкивов;
возможность реализации системы при относительно небольших пролетах;
возможность перекосов тросов;
Неуравновешенное опускание пролетного строения (только собственный вес).
При первом способе, помимо несущих 1, необходима установка дополнительно рабочих (тяговых) тросов 2. В случае размещения механизмов подъема на башне необходимо применение выравнивающих тросов 6, обеспечивающих синхронный подъем левого и правого концов разводного пролетного строения, то есть строгую поступательность его движения. Для изменения направления тросов требуется установка на пролетном строении и на башнях большого количества вспомогательных шкивов 3 и анкерных закреплений канатов рабочих и выравнивающих тросов. Все это существенно усложняет конструкцию моста и его эксплуатацию.
Приведение в движение с передачей момента от электродвигателя на главные шкивы:
1 – главные шкивы; 2 – зубчатый венец главного шкива; 3 – разводное пролетное строение;
В настоящее время основным стал способ приведения в движение вертикально-подъемных пролетных строений с передачей крутящего момента на главные шкивы. С этой целью у главных шкивов 1 устраивают зубчатые венцы 2, находящиеся в зацеплении с ведущими зубчатыми шестернями 4, передающими на главные шкивы крутящий момент, развиваемый механизмами разводки. Вращаясь, главные шкивы перетягивают несущие тросы с наружной стороны башен внутрь при разводке и с внутренней стороны на наружную при наводке, обеспечивая подъем или опускание разводного пролетного строения.
При передаче крутящего момента на главные шкивы необходимы две группы механизмов, размещаемых на оголовках обеих башен. При этом требуется принятие мер для обеспечения равномерного (синхронного) подъема обоих концов пролетного строения.