- дефектами, являющимися следствием низкого качества возведения сооружения, а точнее брака;
- повреждениями, возникающими в элементах в результате развития коррозионных процессов, а также механических ударов и воздействий (результаты физического старения).
Дефекты и повреждения могут быть связаны между собой. Так низкое качество бетона, его малая плотность, являющаяся скрытым браком при изготовлении, со временем могут проявить себя в виде морозных разрушений или коррозии. Однако, принятие мер при эксплуатации но защите дефектных конструкций от увлажнения можно исключить эти негативные последствия.
Значительную группу недостатков, которые не могут быть отнесены к дефектам и повреждениям, составляют результаты морального старения - то есть неудовлетворение некоторых заложенных в проекте показателей современным нормативным документам (величина габаритов, проектная грузоподъемность, требования к ограждениям, многие расчетные критерии, требования и др.).
Вид дефекта, повреждения, категория дефекта
| Причина возникновения
| Последствия
| Способ определения
| Метод устр-ия
|
Мостовое полотно
|
Неровности, выбоины, трещины в асфальтобетонном (цементобетонном) покрытии
Категория 1 БД
| Разрушение движущимся тpaнспортом, строительный дефект
| Износ покрытия, разрушение изоляции, снижение безопасности движения
| Визуально
| ППР
|
Нарушение водоотвода
Категория 1 Д
| Малые продольно-поперечные уклоны, отсутствие проезжей части, тротуаров, карнизов, засорение
трубок, механические повреждения
| Вода попадает на несущие конструкции и
способствует их разрушению
| Визуально. Лужи, пятна, подтеки на
поверхности
бетона
| Содержание, ППР
|
Отсутствие или разрушение
гидроизоляции тротуаров и
проезжей части.
Категории 2 Д
| Низкое качество строительства, старение материалов, отсутствие гидроизоляции тротуаров
| Коррозионные разрушения конструкций
| По следам выщелачивания
и потеков на
бетонной поверхности
| ППР
|
Разрушение деформационных швов; образование бугров; трещины в покрытии; протекание воды через швы.
Категория 1 и 3 БД
| Низкое качество швов, механические его повреждения, нарушение гидроизоляции шва, применение некачественной мастики для заполнения шва.
| Разрушение несущих конструкций, торцов балок и зон опирания.
| Визуально
| ППР
|
Разрушение тротуарных блоков; их соединений; перил, бордюров, бортовых камней, карнизов; барьерного ограждения и парапетов. Категория 2 БД
| Наезды транспорта, применение химических добавок при борьбе" с гололедом, строительный брак
| Нарушение безопасности движения, коррозия крайних балок под тротуарами
| Визуально
| ППР
|
Опорные части
|
Раздавливание резины опорных частей, бетонных валков, щели по контакту резиновых опорных частей с поверхностью бетона подферменника. Категория 3 Д
| Неправильная установка балок пролетных строений на опорные части, загрязнение опорных частей, неправильная работа пролетного строения.
| Разрушение насадок, ригелей, опор, торцов
балок
| Визуально,
спец. осмотр.
| Ремонт-
замена
опорных
частей
|
Неправильное положение опорных частей.
Категория 3 Д
| неправильная установка при монтаже балок пролетных строений, недостаточный зазор между торцами балок, смещение опор.
| Разрушение торца балок, обрушение пролетного строения
| Визуально-
инструментально
| Ремонт
|
Разрушение подферменников
| Неправильное размещение опорных частей; неправильная работа опорного строения на температурные воздействия, низкое качество бетона
| Разрушение ригелей опор, обрушение пролетного строения
| Визуально, спец. осмотр
| Ремонт
|
Железобетонные пролетные строения
|
1. Морозные разрушения бетона поверхностных слоев. Категория 1Д
| Применение бетона недостаточной морозостойкости, использование солевых растворов.
| Разрушение защитного слоя
| Визуально, отстукивание бетонной поверхности молотком.
| Профилактика
|
2. Разрушение защитного слоя бетона, обнажение арматуры. Категория 1 Д
| Несвоевременное устранение дефекта 1, коррозия арматуры вызывающая откол защитного слоя.
| Коррозия и разрушение арматуры, снижение грузоподъемности
| Визуально
| ППР
|
3. Локальные дефекты и повреждения; раковины и сколы бетона и т.д.
Категория 1 Д
| Заводские дефекты, повреждения движущимся транспортом, несвоевременное устранение дефекта 2.
| Разрушение конструкций, снижение несущей способности балок.
| Визуально
| Профилактика
|
4. Короткие усадочные трещины до 1-3 мм.
Категория 1 Д
| Возникают во время твердения бетона при плохом уходе
| Не опасны
| Визуально
| Профилактика
|
То же волосного раскрытия
Категория 1 Д
| От усадки и температуры в затвердевшем бетоне
| Не опасны
| Визуально
| Профилактика
|
5. Трещины в бетоне силовые, вертикальные в середине балок и наклонные у опор, свыше 0,3-0,5 мм
Категория 2 Д
| Возникают в процессе эксплуатации под нагрузкой
| Опасны при раскрытии более 0,5 мм, снижают несущую способность
| С исп. измерительных инструментов
| ППР
|
В предварительно-нпряженных конструкциях трещины вдоль пучков.
Категория 3 Д
| Технические, возникают при обжатии бетона и замерзания мокрого или инъекционного раствора
| Возможна коррозия напряженной арматуры
| Визуально
| ППР
|
6. Сколы торцов балок у опираний.
Категория 2 Д
| Температурные воздействия при отсутствии или неправильной установке опорных частей
| При глубоких сколах возможно обрушение балок
| Визуально
| Ремонт
|
7. Расстройство объединения балок пролетного строения в поперечном направлении. Разрушение швов омоноличивания диафрагм.
Категория 3 Д
| Некачественная сварка верхних и нижних планок (накладок)
| Снижается грузоподъемность моста
| Визуально
| ППР
|
Короткие усадочные трещины до 1-3 мм.
Категория 1 Д
|
Возникают во время твердения бетона при плохом уходе
|
Не опасны
|
Визуально
|
Профилактика
|
8. Трещины, сдвиги и дефекты клееных поперечных стыков сборных преднапряженных конструкций. Аварийное состояние.
Категория 3 Д
| Нарушение технологии изготовления и нанесения клея, дефекты проекта, недостаточное обжатие стыков
| Снижение несущей способности по сдвигу, обрушение пролетного строения
| Спец. осмотры, обследования
| Ремонт
|
Подмостовая зона
|
Размывы конусов и берегов
| Отсутствие регуляционных сооружений или неправильное их расположение и конфигурация при несимметричном положении
моста относительно русла и водного потока.
| Уменьшение отверстия моста, возрастание динамического
напора воды на опоры и вероятности их
подмыва.
| Визуальный
осмотр
| Уход,
профилак
тика, ППР
|
|
Размыв русла (равномерное понижение отметок дна и постепенная канализации русла)
| Характерно для чередующихся более и менее устойчивых к размыву грунтов, зависит от геологических и гидрологических условий
| Увеличение скорости течения, подмывы опор.
| Визуальный осмотр, промеры глубин
| Уход, профилак тика. ППР
|