а) - опор пролетных строений; б) - диафрагм, панелей и блоков (неразрезных и разрезных балок; в) - элементов сквозных ферм. Пролеты - минимальными номерами соответствующих опор; подвесные - номерами примыкающих опор с индексом (1'- 2'); пролеты в разрезных системах для каждого пролета нумерацию элементов и узлов принимают отдельно, для неразрезных - непрерывная на всю длину пролетного строения. На схемах и чертежах ориентацию моста и его частей следует располагать с отсчета нумерации его элементов слева на право по ходу километража автомобильной дороги.
Мостовой мастер при осмотре элементов мостов и труб обязан выявлять строительные и эксплуатационные дефекты с выделением требующих незамедлительного устранения, фиксировать их в натуре, а также в технической документации; при необходимости организовать и вести наблюдения за изменением дефектов во времени, проводить контрольно-инструментальные измерения для выявления общих деформаций элементов и определять объем ремонтных работ по уходу за сооружением и текущему ремонту.
Периодические осмотры производит начальник (заместитель начальника) или главный инженер дорожного подразделения совместно с мостовым (дорожным) мастером после прохода паводковых вод, а также после выполнения значительных по объему ремонтных работ.
При периодическом осмотре следует проверять общее состояние мостов, производя в случае необходимости инструментальные измерения, выявлять дефекты, требующие устранения, устанавливать причины их образования и намечать способы их устранения, составлять перечень необходимых ремонтных работ, выявлять качество осуществляемого надзора и намечать порядок надзора на последующий период, а после ремонта сооружения проверять эффективность выполненных работ. Методика осмотра та же, что и при текущих осмотрах.
Специальные осмотры.
Все мосты и трубы должны быть подвергнуты специальным осмотрам с привлечением мостостроительных организаций или специальных комиссий, организуемых при дорожных управлениях (автодорогах, управлениях дорог).
Цель специальных осмотров (обследований) мостов:
- определение технического состояния сооружения с выявлением дефектов, снижающих грузоподъемность, долговечность и безопасность движения;
- проверка качества содержания сооружения; проверка наличия и качества ведения технической документации (в том числе карточек на мост, книг искусственного сооружения и пр.);
- разработка предложений по устранению повреждений;
- определение грузоподъемности и назначение режима эксплуатации сооружений.
Специальные осмотры сооружений следует проводить в плановом порядке в следующие сроки:
- деревянные мосты — периодически 1 раз в 5 лет;
- металлические, железобетонные, бетонные и каменные мосты и трубы — 1 раз в 10 лет;
после капитального ремонта;
- при организации пропуска сверхнормативных нагрузок и после их прохода. Если при текущем или периодическом осмотре на сооружении обнаружены дефекты, снижающие его грузоподъемность, то такой мост или труба должны быть осмотрены в первую очередь.
Специальные осмотры (обследование) включают:
- ознакомление с технической документацией на сооружение;
- определение основных размеров сооружения и его элементов;
- выявление положения сооружения и его элементов в плане и профиле;
- проверку соответствия толщины покрытия проезжей части и положения опорных частей на опоре требованиям проекта;
- выявление профиля русла в створе моста;
- оценку его технического состояния и выявление дефектов;
- определение грузоподъемности и назначение режима эксплуатации сооружения;
- составление отчетной документации (акта и отчета) с предложениями по технологии устранения опасных дефектов.
Диагностика.
Цель: оперативное управление эксплуатацией мостов, регулярное обновление информации, содержащейся в автоматизированном банке данных, оценка состояний сооружений, определение режима эксплуатации (нагрузки, скорости, интервалы движения и др.) составление паспорта моста.
Исполнитель: мостостроительные организации и специальные комиссии.