1) качественная редукция гласного [о] Iстепени в первом предударном слоге;
2) оглушение звонкого согласного [з] в конце слова.
III. Вопросы и задания для самостоятельной работы.
1) Охарактеризуйте словесное ударение в русском языке и изучаемом вами иностранном языке.
Литература.
Основная:
1) Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык. Фонетика. М., 2001
2) Богачев Ю.П. Русский язык с основами языкознания. Учебник. М., 2006
3) Бондарко Л.В. и др. Основы общей фонетики. М., 2004
4)Лекант П.А. Современный русский язык. М., 2001
Дополнительная:
Бордунова Л. И. Фонетический минимум. Учебное пособие. Куйбышев, 1988
Практическое занятие № 8.
Функциональный аспект изучения звуков речи.
I. Вопросы для собеседования.
1) Что представляет собой функциональный аспект изучения звуков речи? Почему его называют также социальным?
2) Что такое фонема? В чём заключается отличие фонемы от звука?
3) Каковы функции фонемы?
4) Какие признаки фонемы являются дифференциальными?
5) Какие признаки фонемы принято считать интегральными?
6) Что такое нейтрализация фонетических оппозиций? Что такое аллофоны? Что такое варианты фонемы? Чем фонетический вариант фонемы отличается от нефонетического?
7) В чём заключаются основные расхождения в трактовке фонемы представителями Санкт-Петербургской (СПФШ) и Московской (МФШ) фонологических школ?
II. Практические задания.
1) Сопоставьте различные определения фонемы и укажите, какие признаки фонемы положены в основу каждого определения:
Фонема – единое представление, принадлежащее миру фонетики, которое возникает в душе посредством слияния впечатлений, полученных от произношения одного и того же звука – психический эквивалент звуков речи (Бодуэн де Куртенэ И.А. Опыт теории фонетических альтернаций // Избранные труды по общему языкознанию. – М., 1963. – Т.1. – с.271).
Фонемой называется кратчайшей общее представление данного языка, способное ассоциироваться со смысловыми представлениями и дифференцировать слова (Щерба Л.В. Русские гласные в качественном и количественном отношении // Избранные работы по языкознанию и фонетике. – Л., 1958. – Т.1. – с.134).
Фонемы – это неделимые далее звуковые единицы языка, которые служат для построения словоформ и для различения их звуковых видов (Русская грамматика. – Т.1. – М., 1980. – с. 69).
2) Определите, в каких случаях указанные ниже признаки согласных фонем являются дифференциальными, а в каких ими не являются. Запишите примеры слов или словоформ, различающихся указанными дифференциальными признаками согласных фонем:
4) Определите, какими фонемами различаются слова: “клюв” и “клёв”; “пить”, “петь” и “пять”. Какими дифференциальными признаками различаются эти фонемы?
III. Вопросы и задания для самостоятельной работы.
1) Почему носители русского языка воспринимают [с] и [с’], [с] и [з], [с] и [ш] как разные звуки? Почему данные пары звуков можно считать разными фонемами?
2) Почему дети не сразу осваивают произношение всех звуков русского языка? Почему на месте шипящих [ш], [ж], [ш’], [ж’], [г’] они могут использовать шипящие [с], [с’], [з]? (см.: Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961; Максимов Л.Ю. Русский язык. Пособие для студентов пединститутов. – М., 1978. – с.63-64).
IV. Литература:
1) Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык. Фонетика. – М., 2001. – гл.2 «Фонология». – ( с.90-114).
2) Лекант П.Л. Современный русский литературный язык. – М.,2001. – (с.103-113).
3) Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 2001. – §39-40, (с.207-224).
4) Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. – М.,1976. – §12, ( с.31-45).
2) Гвоздев А.Н. К вопросу о системе фонем современного русского литературного языка // Избранные работы по орфографии и фонетике. – М., 1963. – (с.90-114).