Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

II. Практические задания



1) Приведите примеры из текстов художественной литературы всех типов ИК.

2) Затранскрибируйте любое стихотворение А.С.Пушкина, опираясь на предложенный образец:

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

 

[маро'с ы͜ со'нцъ!// д'э'н' ч'уд'э'сныj// jиʾш'о' ты др'э'мл'ьш / друк пр'иʾл'э'сныj / пара' / краса'в'ицъ / прас'н'ис' // аткро'j / самкну'ты н'э'гъj взо'ры / нафстр'э'ч'у с'э'в'эрнъj авро'ры / зв'иʾздо'jу с'эв'ьръ jиʾв'и'с'! //]

 

3) Пользуясь образцом, данным ниже, выполните фонетический анализ четырех слов из вашего текста.

Фонетический анализ слова «мороз»:

мороз [маро'с] – 2 слога

а) мо – роз

мо – прикрытый, открытый, безударный

роз – прикрытый, закрытый, ударный

б) м «эм» - [м] - согласный, сонорный, губно-губной, смычно- проходной (носовой), твердый

о «о» - [а] - гласный, среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный, безударный

р «эр» - [р] - согласный, сонорный, переднеязычный, альвеолярный, смычно-проходной (дрожащий), твердый

о «о» - [о] - гласный, заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный, ударный

з «зэ» - [с] - согласный, шумный глухой, переднеязычный, зубной, щелевой, твердый

5букв, 5звуков

в) Позиционные процессы:

1) качественная редукция гласного [о] Iстепени в первом предударном слоге;

2) оглушение звонкого согласного [з] в конце слова.

III. Вопросы и задания для самостоятельной работы.

1) Охарактеризуйте словесное ударение в русском языке и изучаемом вами иностранном языке.

Литература.

Основная:

1) Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык. Фонетика. М., 2001

2) Богачев Ю.П. Русский язык с основами языкознания. Учебник. М., 2006

3) Бондарко Л.В. и др. Основы общей фонетики. М., 2004

4)Лекант П.А. Современный русский язык. М., 2001

Дополнительная:

Бордунова Л. И. Фонетический минимум. Учебное пособие. Куйбышев, 1988

 

Практическое занятие № 8.

Функциональный аспект изучения звуков речи.

I. Вопросы для собеседования.

1) Что представляет собой функциональный аспект изучения звуков речи? Почему его называют также социальным?

2) Что такое фонема? В чём заключается отличие фонемы от звука?

3) Каковы функции фонемы?

4) Какие признаки фонемы являются дифференциальными?

5) Какие признаки фонемы принято считать интегральными?

6) Что такое нейтрализация фонетических оппозиций? Что такое аллофоны? Что такое варианты фонемы? Чем фонетический вариант фонемы отличается от нефонетического?

7) В чём заключаются основные расхождения в трактовке фонемы представителями Санкт-Петербургской (СПФШ) и Московской (МФШ) фонологических школ?

II. Практические задания.

1) Сопоставьте различные определения фонемы и укажите, какие признаки фонемы положены в основу каждого определения:

Фонема – единое представление, принадлежащее миру фонетики, которое возникает в душе посредством слияния впечатлений, полученных от произношения одного и того же звука – психический эквивалент звуков речи (Бодуэн де Куртенэ И.А. Опыт теории фонетических альтернаций // Избранные труды по общему языкознанию. – М., 1963. – Т.1. – с.271).

Фонемой называется кратчайшей общее представление данного языка, способное ассоциироваться со смысловыми представлениями и дифференцировать слова (Щерба Л.В. Русские гласные в качественном и количественном отношении // Избранные работы по языкознанию и фонетике. – Л., 1958. – Т.1. – с.134).

Фонемы – это неделимые далее звуковые единицы языка, которые служат для построения словоформ и для различения их звуковых видов (Русская грамматика. – Т.1. – М., 1980. – с. 69).

2) Определите, в каких случаях указанные ниже признаки согласных фонем являются дифференциальными, а в каких ими не являются. Запишите примеры слов или словоформ, различающихся указанными дифференциальными признаками согласных фонем:

а) мягкость: <г’>, <д’>, <т’>, <в’>, <н’>, <р’>, <к’>, <х’>.

б) звонкость: <м>, <р>, <б>, <з>, <ж>, <г>, <л>, <н>, <j>.

в) глухость: <ш>, <ф>, <ч’>, <у>, <х>, <п>.

4) Определите, какими фонемами различаются слова: “клюв” и “клёв”; “пить”, “петь” и “пять”. Какими дифференциальными признаками различаются эти фонемы?

 

III. Вопросы и задания для самостоятельной работы.

1) Почему носители русского языка воспринимают [с] и [с’], [с] и [з], [с] и [ш] как разные звуки? Почему данные пары звуков можно считать разными фонемами?

2) Почему дети не сразу осваивают произношение всех звуков русского языка? Почему на месте шипящих [ш], [ж], [ш’], [ж’], [г’] они могут использовать шипящие [с], [с’], [з]? (см.: Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961; Максимов Л.Ю. Русский язык. Пособие для студентов пединститутов. – М., 1978. – с.63-64).

 

IV. Литература:

1) Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык. Фонетика. – М., 2001. – гл.2 «Фонология». – ( с.90-114).

2) Лекант П.Л. Современный русский литературный язык. – М.,2001. – (с.103-113).

3) Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 2001. – §39-40, (с.207-224).

4) Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. – М.,1976. – §12, ( с.31-45).

2) Гвоздев А.Н. К вопросу о системе фонем современного русского литературного языка // Избранные работы по орфографии и фонетике. – М., 1963. – (с.90-114).

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.