Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Практическое занятие № 5. Согласные звуки русского языка.



Согласные звуки русского языка.

I. Вопросы для собеседования.

1) Что означает термин «консонантизм»? Сколько согласных звуков в русском языке?

2) Что лежит в основе акустической классификации звуков?

3) По каким артикуляционным признакам дифференцируются согласные русского языка?

4) Какие фонетические процессы называются позиционными? комбинаторными? Перечислите их и кратко охарактеризуйте.

II. Практические задания.

1) Определите место русских согласных звуков в таблице:

ПО МЕСТУ АРТИКУЛЯЦИИ
Губные Язычные
Губно-губные Губно-зубные Переднеязычные Среднеязычные Заднеязычные
    ПО ПАССИВНОМУ ОРГАНУ
    Зубные Альвеолярные Средненёбные Задненёбные
           
ПО СПОСОБУ АРТИКУЛЯЦИИ
Смычные Щелевые Аффрикаты
Взрывные Смычно-проходные
  Носовые Боковые Дрожащие
           
                   

2) Определите, работа каких органов речи лежит в основе противопоставления согласных по следующим признакам: а) глухой – звонкий; б) твёрдый – мягкий. Проиллюстрируйте примерами.

3) Выделить смычные, взрывные и щелевые:

шутка, шубка, дело, медный, рост, хор, дом, сало, злой, сон.

4) Охарактеризуйте артикуляцию звуков [р], [г], [м’], [х].

5) Какое звуковое значение имеет буква Щ? В чём заключаются особенности звука, передаваемого этой буквой? Каковы способы передачи на письме этого звука в русском языке? Затранскрибируйте:

щи, помощник, плащ, счёт, возчик, щенок, счастье, щётка, чересчур, исчезать, бесчестье.

6) Охарактеризуйте все фонетические процессы в следующем тексте:

Деревня, где скучал Евгений,

Была прелестный уголок;

Там друг невинных наслаждений

Благословить бы небо мог.

Господский дом уединённый,

Горой от ветров ограждённый,

Стоял над речкою…

Литература.

1. Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык. Фонетика. М., 2001. .

2. Лекант П.А. Современный русский литературный язык. М., 2001.

3. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 2001.

Практическое занятие № 6

Фонетическое членение речевого потока.

I. Вопросы для собеседования.

1) Какие фонетические единицы вычленяются в речевом потоке?

2) Что такое фраза? Что определяет ее границы?

3) Что называется речевым тактом (синтагмой)? Чем характеризуется данный речевой отрезок? Что объединяет несколько тактов в одну фразу?

4) Какой фонетический сегмент называется фонетическим словом? Что такое проклитики? Энклитики?

5) Слог. Основные теории слога. Типы слогов по началу, концу, наличию ударения. Проблемы слогораздела. Понятие слоговых звуков.

II. Практические задания.

1) Разделите текст на фразы, речевые такты, фонетические слова, укажите проклитики и энклитики:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

Ф.И.Тютчев

2) Произведите слогораздел слов данного выше текста, используя коэффициенты звучности. Охарактеризуйте каждый слог по его началу, концу, наличию ударения.

 

III. Вопросы и задания для самостоятельной работы.

1) Охарактеризуйте закон восходящей звучности слога (закон открытого слога).

2) Действует ли данный закон в современном русском языке?

Литература.

Основная:

1) Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык. Фонетика. М., 2001

2) Богачев Ю.П. Русский язык с основами языкознания. Учебник. М., 2006

3) Бондарко Л.В. и др. Основы общей фонетики. М., 2004

4)Лекант П.А. Современный русский язык. М., 2001

Дополнительная:

1) Горшков К.В., Хабургаев Г.А. Историческая грамматика русского языка. М.,1981.

Практическое занятие №7

Суперсегментные средства речевого потока.Фонетическая транскрипция. Фонетический разбор слова.

I. Вопросы для собеседования.

1) Что такое суперсегментные (нелинейные) средства речевого потока?

2) Что такое ударение? Что такое словесное ударение? В чем его отличие от фразового ударения?

3) Что такое силовое ударение? Чем оно отличается от музыкального?

4) Какое ударение называется свободным? Фиксированным? Подвижным?

5) Охарактеризуйте особенности русского ударения.

6) Что называется интонацией? Каковы ее компоненты?

7) Дайте определение интонационной конструкции. В каком отрезке речевого потока можно выделить ИК?

8) Каково строение ИК? В каких словах может располагаться центр ИК?

9) Охарактеризуйте основные типы ИК.

10) Что называется транскрипцией?

11) Каковы правила транскрибирования текста?

12) Что предполагает фонетический анализ слова? Каковы этапы этого анализа?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.