Целью факультатива «Русская фонетика» является формирование у студентов факультета специального образования знаний о фонетической системе русского языка как лингвистической базы для освоения специальных дисциплин (ПК-11).
Задачи курса
в области коррекционно-педагогической деятельности:
- описать фонетическую и орфоэпическую систему современного русского литературного языка;
- познакомить с системой произносительных норм современного русского литературного языка, с нормативным и вариативным использованием определенных языковых единиц;
- формировать у студентов фонологическое чутьё и умение правильно интерпретировать языковые факты;
- помочь овладеть навыками фонетического, фонологического и орфоэпического анализа;
- сформировать умения определять профессиональную значимость различных тем курса и тем самым ориентировать студентов на коррекционную работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья в разных типах коррекционных и реабилитационных учреждений;
в области исследовательской деятельности:
-познакомить студентов с приемами работы с лингвистической, лингвометодической и лексикографической литературой;
- прививать навыки исследовательской работы в процессе написания докладов на учебно-теоретическую конференцию;
в области культурно-просветительской деятельности:
- воспитывать в студентах осознание необходимости овладения речевой культурой, нормами произношения и акцентологии;
- воспитывать в студентах чувства такта и уважения к людям с различными речевыми нарушениями, к детям с особыми потребностями в обучении.
Структура дисциплины:
№ п/п
Русская фонетика
Семестр
Форма промежуточной аттестации
1.
Фонетика
2.
Фонология
3.
Орфоэпия
По дисциплине:
Зачет
Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- способности к письменной и устной коммуникации на государственном языке; владеть одним из иностранных языков в рамках профессионального общения, готовностью к использованию навыков публичной речи, ведения дискуссии (ОК-5);
- готовности к использованию знаний в области современного русского литературного языка в профессиональной деятельности, к лингвистическому анализу (ПК-11).
При формировании обозначенных компетенций должны быть получены следующие образовательные результаты.
Общекультурная компетенция – (ОК-5)
Знает:
- орфоэпические и акцентологические нормы современного русского языка и их варианты;
Умеет:
- пользоваться разными стилями произношения;
- различать произносительные варианты и речевые ошибки;
Владеет:
- навыками правильного оформления устной речи.
Профессиональная компетенция – (ПК-11)
Знает:
-определение фонетики как науки, её задачи, связи фонетики с другими дисциплинами, сферы прикладного значения фонетики;
- три аспекта изучения звуков речи (акустический, артикуляционный, социальный);
- определение звука как физического явления; физические параметры звуковой волны и единицы их слухового восприятия;
- акустическую классификацию звуков русского языка;
- устройство и работу речевого аппарата, этапы артикуляции звука, артикуляционное различие гласных и согласных звуков;
- артикуляционную классификацию гласных звуков русского языка;
- артикуляционную классификацию согласных звуков русского языка;
- позиционные и комбинаторные процессы, их отличие от исторических чередований;
- сегменты речевого потока и средства их оформления;
- правила транскрибирования текстов;
- понятие фонемы, ее функции и дифференциальные признаки, два подхода к пониманию фонемы (СПФШ и МФШ);
- понятие произносительной нормы, стили произношения, основные нормы и варианты произношения гласных и согласных звуков.
Умеет:
- транскрибирует тексты;
- выполняет фонетический разбор слова;
- определяет фонемный состав слов с позиций СПФШ и МФШ;