Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Практическое занятие № 3



Артикуляционный аспект изучения звуков речи.

I. Вопросы для собеседования.

1) Что представляет собой артикуляционный аспект изучения звуков речи?

2) Как называются органы тела, участвующие в образовании звуков речи?

3) Из каких частей состоит речевой аппарат?

4) Какова роль нижней части речевого аппарата? Какие органы в неё входят?

5) Опишите устройство гортани и работу голосовых складок а) при произнесении гласных звуков, б) при произнесении звонких согласных, в) при произнесении глухих согласных.

6) Какие органы речевого аппарата входят в верхнюю его часть?

7) Какова роль нёбной занавески в процессе образования звуков?

8) В чём разница между активными и пассивными органами речи?

9) Что такое артикуляция, из каких элементов она складывается?

10)* Что называется артикуляционной базой языка?

II. Практические задания.

1) Нарисуйте схему речевого аппарата, обозначив каждую его часть.

2) Заполните таблицу № 1.

Активные органы речи Пассивные органы речи
   

3) Назовите 10 звуков русского языка, при произнесении которых голосовые складки работают (не работают).

4) Назовите 4 звука русского языка, при произнесении которых мягкое нёбо опущено (поднято).

5) Произнесите все согласные звуки русского языка и определите, сколько среди них губных, а сколько – язычных.

6) Установите, какие звуки и слова получатся, если первый звук в названных ниже примерах произнести:

а) без напряжения голосовых складок: зову, бар, ваза, дело, жаль, гусей.

б) с опущенной нёбной занавеской: бак, бал, боль, бог, доска, дочь.

в) с поднятой средней частью / спинкой языка: ваз, ваза, суда, лот, мать, луг, сад.

III. Литература.

1. Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык. Фонетика. М., 2001.

2. Лекант П.А. Современный русский литературный язык. М.,2002.

3. Матусевич М.И. Современный литературный язык. Фонетика. М., 1976. С. 17-26.

4. Реформатский В.А. Введение в языкознание.

 

Практическое занятие №4

Гласные звуки русского языка.

I. Вопросы для собеседования.

1) Что представляют собой гласные звуки с акустической точки зрения?

2) Чем они отличаются от согласных с акустической точки зрения? с артикуляционной? с функциональной?

3) Что означает термин «вокализм»? Каков состав гласных звуков русского языка? Сколько в русском алфавите букв для обозначения гласных звуков? Каковы функции букв «е», «ё», «ю», «я»?

4) Каковы принципы классификации гласных звуков? Какие из них лежат в основе классификации гласных русского языка?

5) С чем связано деление гласных по ряду? Какие гласные являются гласными переднего ряда и почему?

6) С чем связано деление гласных по подъёму? Какие звуки являются звуками верхнего подъёма и почему?

7) Как называются гласные, при произнесении которых губы вытягиваются и округляются?

8) Что значит «узкий» гласный? «широкий» гласный? Как иначе можно охарактеризовать эти звуки?

9) Охарактеризуйте явление редукции. Какая редукция называется количественной? Качественной? От чего зависит качественная редукция гласных звуков? В какой позиции гласные подвергаются редукции I степени? II степени?

II. Практические задания.

1) Нарисуйте профили гласных звуков.

2) Определите место гласных в таблице

Участие губ Движение языка по горизонтали Движение языка по вертикали
Неогубленные Огублен-ные Переднего ряда Среднего ряда Заднего ряда Верхнего подъёма Среднего подъёма Нижнего подъёма
               

 

3) Определите артикуляционное отличие гласных звуков:

[и-а], [у-о], [а-ы], [э-о], [и-у], [а-о], [и-э].

4) Определите, какую функцию выполняют в словах буквы «е», «ё», «ю», «я»

явление, вьюн, питьё, яблоня, препятствую, тёмный.

III. Вопросы и задания для самостоятельной работы.

1) Какие звуки являются у ребёнка первыми и почему? Каков порядок появления гласных звуков у детей? (См.: Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи. М., 2000. С. 72-73; Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык. Фонетика. М., 2001. Фонетика детской речи. С. 269-283).

2) Сопоставьте систему гласных звуков русского языка с системой гласных изучаемого вами иностранного языка. Назовите черты сходства и различия.

3) Охарактеризуйте систему гласных древнерусского языка. История гласных звуков, обозначаемых буквами «ъ», «ь» (См.: Горшков К.В., Хабургаев Г.А. Историческая грамматика русского языка. М.,1981. § 43, с. 58-59; § 50, с. 65-66).

IV. Литература.

1. Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык. Фонетика. М., 2001. С. 42-47.

2. Лекант П.А. Современный русский литературный язык. М., 2001. С. 91-93.

3. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 2001. С. 177-187.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.