Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методические рекомендации для студентов



Усвоение материала по курсу «Русская фонетика» осуществляется в процессе разных форм работы: лекций, практических занятий, самостоятельного изучения теории по основной и дополнительной литературе (в виде домашних работ).

В лекционном курсе преподавателем формулируются основополагающие понятия, освещаются основные теоретические вопросы, которые требуют дальнейшего осмысления, более детального уточнения в процессе подготовки к практическим занятиям.

Поэтому планы практических занятий содержат вопросы для собеседования, обстоятельно ответить на которые можно, лишь опираясь на дополнительные источники информации, указанные в перечне литературы, рекомендуемой к каждому занятию.

Ряд практических заданий предполагает освоение способов работы с научной литературой, таких, например, как составление плана к прочитанному параграфу, составление тезисов статьи, краткая запись выводов каждой части, определение темы каждого параграфа, пересказ содержания некоторых глав и т.д.

Подобной работой не следует пренебрегать при подготовке к занятиям, поскольку она способствует развитию логического мышления, формирует умение четко формулировать мысли и связно их излагать.

Другая часть практических заданий направлена на усвоение теоретических понятий путем сопоставления определений, данных разными лингвистами.

Овладение понятийным аппаратом является необходимым условием для успешного в дальнейшем изучения специальных дисциплин, связанных с распознаванием и коррекцией речевых дефектов личности.

Изучение устройства и работы речевого аппарата, а также роли активных и пассивных органов речи в процессе образования звуков осуществляется с помощью оформления индивидуальных альбомов с профилями гласных и согласных.

Курс «Русской фонетики» предполагает большой объем самостоятельной работы, в ходе которой осуществляется знакомство с фундаментальными работами по звуковому строю и интонационной системе русского языка, овладение навыками записи звучащей речи с использованием фонетической транскрипции, составление классификационных таблиц фонем русского языка.

По каждой теме предусмотрено проведение тестовых проверочных работ, которые выявляют уровень освоения теоретического материала и сформированности практических навыков транскрибирования и анализа звучащей речи.

Все вопросы, возникающие у студентов в процессе изучения курса, могут обсуждаться на индивидуальных занятиях с преподавателем.

Итогом изучения курса «Русская фонетика» является зачет. Студенты, не набравшие в течение семестра необходимых 56 баллов, сдают зачет в традиционной форме по билетам. Билет состоит из двух теоретических вопросов и практического задания. Перечень вопросов к зачету предоставляется студентам в начале семестра.

Вопросы к зачету

1. Язык как важнейшее средство человеческого общения. Невербальные средства общения. Функции языка.

2. Язык и мышление. Особенности внутренней речи.

3. Язык и речь. Единицы языка и речи, разделы лингвистики, их изучающие.

4. Фонетика как наука. Её предмет и задачи.

5. Прикладное значение фонетики. Её связь с другими науками.

6. Троякий аспект изучения звуков речи.

7. Акустический аспект фонетических описаний. Звук речи с акустической точки зрения. Акустические признаки звуков речи. Слуховая оценка акустических свойств звука.

8. Акустическая классификация звуков русского языка.

9. Артикуляционный аспект изучения звуков речи. Речевой аппарат, его части. Устройство и роль нижней части речевого аппарата.

10. Устройство гортани и работа голосовых связок.

11. Верхняя часть речевого аппарата. Роль нёбной занавески в процессе образования звуков.

13. Активные и пассивные органы речи.

14. Артикуляция как совокупность работы речевых органов. Три фазы артикуляции звука. Артикуляционная база языка.

15. Акустические, артикуляционные и функциональные различия между гласными и согласными звуками.

16. Артикуляционная классификация гласных звуков.

17. Редукция как фонетический закон в области русских гласных. Редукция количественная и качественная. Степени редукции.

18. Принципы артикуляционной классификации согласных звуков. Характеристика русских согласных по месту образования преграды.

19. Типы русских согласных по способу их образования. Аффрикаты. Палатализация звука.

20. Фонетические процессы. Позиционные и комбинаторные изменения звуков. Фонетические и исторические чередования.

21. Позиционный процесс в области согласных звуков.

22. Ассимиляция. Виды ассимиляции по результату, качеству, направлению и соседству с другими звуками. Диссимиляция.

23. Аккомодация и её виды.

24.Диэреза, эпентеза, метатеза, гаплология.

25. Сегментные единицы речевого потока. Фраза. Речевой такт (синтагма).

26. Фонетическое слово. Клитики.

27. Слог как минимальная произносительная единица. Основные теории слога.

28. Типы слогов. Слогораздел в русском языке.

29. Суперсегментные средства речевого потока. Особенности русского ударения.

30. Интонация и её элементы. Функции интонации, строение интонационной конструкции.

31. Типы интонационных конструкций в русском языке.

32. Функциональный аспект изучения звуков. Звук речи, звук языка, фонема.

33. Перцептивная и сигниикативная функции фонем.

34. Дифференциальные и интегральные признаки фонем. Типы оппозиций фонем.

35. Сильные и слабые позиции фонем. Понятие нейтрализации фонемы.

36. Основные положения Московской и Петербургской фонологических школ.

37. Система фонем современного русского языка. Спорные вопросы о составе гласных и согласных фонем в современном русском языке.

38. Фонетическая транскрипция и её знаки. Фонематическая транскрипция.

39. Орфоэпия как наука. Понятие произносительной нормы. Норма и кодификация.

40. Стили произношения: полный, нейтральный, разговорный.

41. Нормы и варианты произношения гласных.

42. Нормы и варианты произношения согласных.

Билет состоит из двух теоретических вопросов и практического задания (затранскрибировать текст и выполнить фонетический разбор выделенного в тексте слова).

Планы практических занятий

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.