Усвоение материала по курсу «Русская фонетика» осуществляется в процессе разных форм работы: лекций, практических занятий, самостоятельного изучения теории по основной и дополнительной литературе (в виде домашних работ).
В лекционном курсе преподавателем формулируются основополагающие понятия, освещаются основные теоретические вопросы, которые требуют дальнейшего осмысления, более детального уточнения в процессе подготовки к практическим занятиям.
Поэтому планы практических занятий содержат вопросы для собеседования, обстоятельно ответить на которые можно, лишь опираясь на дополнительные источники информации, указанные в перечне литературы, рекомендуемой к каждому занятию.
Ряд практических заданий предполагает освоение способов работы с научной литературой, таких, например, как составление плана к прочитанному параграфу, составление тезисов статьи, краткая запись выводов каждой части, определение темы каждого параграфа, пересказ содержания некоторых глав и т.д.
Подобной работой не следует пренебрегать при подготовке к занятиям, поскольку она способствует развитию логического мышления, формирует умение четко формулировать мысли и связно их излагать.
Другая часть практических заданий направлена на усвоение теоретических понятий путем сопоставления определений, данных разными лингвистами.
Овладение понятийным аппаратом является необходимым условием для успешного в дальнейшем изучения специальных дисциплин, связанных с распознаванием и коррекцией речевых дефектов личности.
Изучение устройства и работы речевого аппарата, а также роли активных и пассивных органов речи в процессе образования звуков осуществляется с помощью оформления индивидуальных альбомов с профилями гласных и согласных.
Курс «Русской фонетики» предполагает большой объем самостоятельной работы, в ходе которой осуществляется знакомство с фундаментальными работами по звуковому строю и интонационной системе русского языка, овладение навыками записи звучащей речи с использованием фонетической транскрипции, составление классификационных таблиц фонем русского языка.
По каждой теме предусмотрено проведение тестовых проверочных работ, которые выявляют уровень освоения теоретического материала и сформированности практических навыков транскрибирования и анализа звучащей речи.
Все вопросы, возникающие у студентов в процессе изучения курса, могут обсуждаться на индивидуальных занятиях с преподавателем.
Итогом изучения курса «Русская фонетика» является зачет. Студенты, не набравшие в течение семестра необходимых 56 баллов, сдают зачет в традиционной форме по билетам. Билет состоит из двух теоретических вопросов и практического задания. Перечень вопросов к зачету предоставляется студентам в начале семестра.
Вопросы к зачету
1. Язык как важнейшее средство человеческого общения. Невербальные средства общения. Функции языка.
2. Язык и мышление. Особенности внутренней речи.
3. Язык и речь. Единицы языка и речи, разделы лингвистики, их изучающие.
4. Фонетика как наука. Её предмет и задачи.
5. Прикладное значение фонетики. Её связь с другими науками.
6. Троякий аспект изучения звуков речи.
7. Акустический аспект фонетических описаний. Звук речи с акустической точки зрения. Акустические признаки звуков речи. Слуховая оценка акустических свойств звука.
8. Акустическая классификация звуков русского языка.
9. Артикуляционный аспект изучения звуков речи. Речевой аппарат, его части. Устройство и роль нижней части речевого аппарата.
10. Устройство гортани и работа голосовых связок.
11. Верхняя часть речевого аппарата. Роль нёбной занавески в процессе образования звуков.
13. Активные и пассивные органы речи.
14. Артикуляция как совокупность работы речевых органов. Три фазы артикуляции звука. Артикуляционная база языка.
15. Акустические, артикуляционные и функциональные различия между гласными и согласными звуками.
16. Артикуляционная классификация гласных звуков.
17. Редукция как фонетический закон в области русских гласных. Редукция количественная и качественная. Степени редукции.
18. Принципы артикуляционной классификации согласных звуков. Характеристика русских согласных по месту образования преграды.
19. Типы русских согласных по способу их образования. Аффрикаты. Палатализация звука.
20. Фонетические процессы. Позиционные и комбинаторные изменения звуков. Фонетические и исторические чередования.
21. Позиционный процесс в области согласных звуков.
22. Ассимиляция. Виды ассимиляции по результату, качеству, направлению и соседству с другими звуками. Диссимиляция.
Билет состоит из двух теоретических вопросов и практического задания (затранскрибировать текст и выполнить фонетический разбор выделенного в тексте слова).