Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Практическое занятие №1. Фонетика как наука.



Фонетика как наука.

1. Вопросы для собеседования.

1) Что представляет собой система языка? Из каких единиц она состоит?

2) Отличается ли язык от речи?

3) Какие науки изучают языковые и речевые единицы?

4) Что изучает фонетика?

5) Каковы задачи фонетики как науки?

*6) Как фонетика связана с другими дисциплинами?

*7) Каково прикладное значение фонетики?

8) В чём состоит своеобразие звуков как языковых единиц?

9) Что представляет собой троякий аспект изучения звуков речи?

*10) Какие вопросы изучаются в фоносемантике (звукосимволизме)?

*11) В чём отличие в восприятии звуков слова взрослыми и детьми?

*12) Обладают ли звуки цветом?

II. Практические задания.

1) Заполните таблицу № 1

Науки, их изучающие Единицы языка Единицы речи Науки, их изучающие
       
   
   
   
   

2) Подберите поэтический материал, иллюстрирующий приём звукописи.

3) Из книги К.И. Чуковского «От двух до пяти» выпишите примеры, подтверждающие восприимчивость детей к звучанию слова.

4) Заполните таблицу №2, отметив крестиком признак, присущий, на ваш взгляд, тому или иному звуку:

Признак [Э] [О] [Ы] [У] [И] [А]
Красный            
Жёлтый            
Зелёный            
Синий            
Чёрный            
Белый            

Литература

1. Реформатский А.А. Введение в языкознание. М., 2001.

2. Богомазов Г.М. Фонетика поэтической (образной) речи. – В книге: Современный русский литературный язык. Фонетика. М., Владос, 2001

3. Негневецкая Е.И., Шахназаров А.М. Язык и дети. М., 1981.

4. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. СПб., 1995.

5. Журавлёв А.П. Звук и смысл. М., 1981.

6. Чуковский К.И. От двух до пяти. М., 1960.

Практическое занятие № 2.

Акустический аспект изучения звуков речи.

I. Вопросы для собеседования.

1) Что представляет собой звук речи с акустической точки зрения?

2) Какими акустическими признаками характеризуются звуки речи?

3) Что представляет собой слуховая оценка акустических свойств звука?

4) Какие акустические признаки звука имеют в русском языке лингвистическое значение?

5) Что собой представляют гласные звуки с акустической точки зрения?

6) Чем отличаются с акустической точки зрения гласные и согласные звуки в русском языке?

II. Практические задания.

1) Расположите в таблице № 1 звуки русского языка в зависимости от возрастания звучности:

Только голос (6 звуков)  
Голос преобладает над шумом (9 звуков)  
Шум преобладает над голосом (12 звуков)  
Только шум (16 звуков)
       

2) Выделите в словах шумные звонкие и шумные глухие согласные:

дам, там, сам, зам, зуб, суп, зуд, суд, шар, жар, бар, пар, вон, фон, год, кот.

3) Выделите в указанных словах сонорные согласные:

май, наш, пар, рама, ясно, ёлка, шёпот, жёрнов, мимо, ваша, яблоко, место, дядя, лето.

4) Выделите слова, содержащие сонорный [j]:

чтение, игла, кран, синий, яркий, семья, сарай, моя, ящик, думайте, хитрый, мяч, съезд, койка, лёд, мёд, жизнь, зеленеет.

5) Сколько звуков обозначают буквы «е», «ё», «ю», «я» в словах:

пёстрый, ельник, режь, орёл, рядом, ягода, юрта, маяк, любой, литьё, мягкий, переезд, свёкла, союз, юбилей, ночью, встаю, сюда, идёт, заячьи, линия, здоровье.

III. Вопросы и задания для самостоятельной работы.

1) Что представляет собой акустическая классификация звуков, разработанная Р.Якобсоном, Г.Фанта и М.Халле?

 

2) Заполните таблицу № 2, обозначая в каждом столбце вместо характеристики звуков сами звуки русского языка.

Вокальные Невокальн. Звонкие Глухие Высокие Низкие Диезные Недиезные
Гласные, сонорные Шумные согласные Гласные, сонорные, шумные звонкие Шумные глухие Гласные переднего ряда, согласные передне- и средне-язычные Гласные неперед-него ряда, согласные губные и заднеязыч-ные Гласные переднего ряда, мягкие согласные Гласные среднего и заднего ряда, твёрдые согласные
Бемольные Небемольные Резкие Нерезкие
Огубленные гласные, губные согласные Неогубленные гласные, негубные согласные Аффрикаты, дрожащие Гласные, все остальные согласные

 

3) Какие характеристики звуков по акустической классификации Р.Якобсона, Г.Фанта и М.Халле не вошли в таблицу?

IV. Литература.

1. Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык. Фонетика. М., 2001. С.17-22.

2. Лекант П.А. Современный русский литературный язык.

3. Акустическая классификация звуков речи. – Энциклопедический словарь юного филолога. М., 1984.

4. Современный русский язык. Под ред. В.А. Белошапковой. М., 1989. С. 51-56.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.