Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Здесь мы предлагаем наиболее желательную структуру выпускной квалификационной работы (прежде всего - дипломной)



►Обратите внимание!

Названия разделов данной главы методических рекомендаций совпадают с названиями разделов текста ВКР.

2.1. "ВВЕДЕНИЕ"

Введение представляет собой краткую общую характеристику дипломной работы. В то же время, главная задача "введения" - это определение того, почему автор работает над данной темой (это определяется в "актуальности темы") и что именно он делает по изучению данной темы (это определяется в цели, объекте, предмете, гипотезах и задачах,). Для того, чтобы успешно решить главную задачу "введения", необходимо максимально четко выдержать требования к его содержанию, и наиболее четко и лаконично раскрыть все необходимые компоненты.

►Обратите внимание!

Желательно ориентироваться на то, что объем "введения" должен быть 5 - 10 страниц.

Введение включает компоненты, которые должны обязательно присутствовать в тексте и иметь соответствующие выделения. Кроме этого, существуют компоненты введения, которые не являются обязательными и появляются в работе в зависимости от её типа.

Четко выделенные компоненты "введения" облегчают работу как научного руководителя, так и рецензентов ВКР. Ну а недостатки во "введении" обычно сразу же отмечаются в рецензиях и отзывах. Кроме этого, во время защиты ВКР четко сформулированные положения во "введении" могут помочь автору работы и избавить от лишних вопросов со стороны членов аттестационной комиссии. В то время как ошибки во "введении" могут породить очень неприятные вопросы у членов аттестационной комиссии именно в тот момент, когда автор ВКР и так имеет большое эмоциональное напряжение.

■ Рекомендация студенту:

Оформление раздела «введение». После страницы титульного листа и страниц с "Содержанием", где указаны все разделы ВКР и номера страниц, с которых они начинаются, идет новая страница, на которой вверху по центру пишется слово Введение (или ВВЕДЕНИЕ). Все компоненты "введения" желательно выделить жирным подчеркнутым шрифтом (или чем-то одним из этого).

Например.

1 станица.

Федеральное агентство по образованию Омский государственный педагогический университет ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ ДИПЛОМНАЯ РАБОТА   Особенности самооценки подростков   Выполнил: студент 5 курса дневного отделения, специальность «педагогика и психология» Иванов Петр Сергеевич Научный руководитель: д. психол. н., профессор Вишняков Игорь Августович   Омск 2009  

 

2 станица.

СОДЕРЖАНИЕ
  Стр.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Характеристика самооценки в подростковом возрасте
1.1. Понятие самооценки и ее формирование в подростковом возрасте
 

 

 

3 и последующие станицы..

ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы. Самооценка человека активно развивается в подростковом возрасте. Знание особенностей самооценки подростков позволяет более продуктивно оказывать воздействия на школьников в учебно-воспитательном процессе и в работе школьного психолога… Цель работы. Определить особенности самооценки подростков, влияющие на их поведение в учебно-воспитательном процессе в школе. Объект работы. Самооценка подростков. Предмет работы. Особенности самооценки подростков, влияющие на их поведение в учебно-воспитательном процессе в школе. Гипотеза работы. Знание учителем и школьным психологом важных для обучения и воспитания особенностей самооценки подростков позволяет получать положительные результаты в работе с учащимися. Задачи работы: 1. Охарактеризовать влияние самооценки подростка на его поведение. 2… Методы работы. Для решения поставленных задач использовался комплекс методов: теоретический анализ литературы, тестирование, анкетирование, опрос экспертов, наблюдение, методы математической статистики для обработки и анализа полученных результатов… Эмпирическая база работы. 120 подростков в возрасте 12-13 лет, учащиеся 6-ых классов средней общеобразовательной школы № 35 г. Омска, учителя данной школы – 7 человек, родители подростков – 72 чел.

 

Обязательные компоненты раздела ВКР "Введение".

Актуальность темы.Сами слова "актуальность темы (или проблемы)" могут идти сразу после заголовка "введение". Другой вариант - сначала идет текст, раскрывающий актуальность темы или проблемы (1-3 страницы), а затем актуальность обобщается в одном абзаце или нескольких предложениях.

Актуальность темы - это содержательное раскрытие важности или значимости рассматриваемого вопроса, предмета, проблемы, связи и т.п. для профессиональной деятельности специалиста. Раскрытие важности или значимости происходит путем ссылок на авторитеты (известных ученых или практиков), или посредством обоснования отсутствия фактических данных по изучению избранного вопроса, или обоснования собственного мнения.

Актуальность темы также может быть обоснована через: определение степени изученности данного вопроса в психологии и педагогике; предоставление данных о теоретических подходах, в рамках которых данная проблема рассматривалась; об ученых, которые эти подходы сформулировали; об исследованиях, которые уже проводились по данной проблеме.

 

Например. Тема: «Особенности профессионального самоопределения выпускников средней школы». Актуальность темы. Проблема профессионального самоопределения, в основном, представлена в работах российских психологов (Е.А.Климов, А.К.Маркова, Н.С.Пряжников и др.)… Профессиональное самоопределение рассматривается как определение человеком своего профессионального пути: выбор профессии, профессиональное образование, профессиональный рост, профессиональные достижения… Профессиональное самоопределение – это этап профессионального развития человека, приходящийся на подростково-юношеский период, связанный с личностным самоопределением и зависящий от нескольких групп факторов… Поэтому знание школьным психологом особенностей профессионального самоопределения выпускников средней школы позволит так построить работу с выпускниками, что снизится количество необоснованных выборов профессии.

 

Поэтому при выборе темы ВКР необходимо соотнести избранный аспект с уже имеющимися работами и доказать, что этот аспект важен для теории или для практики педагогики или психологии.

■ Рекомендация студенту:

Раскрытие актуальности должно относиться к теме Вашей ВКР, а не вообще ко всей профессиональной деятельности психолога или педагога и всем тем знаниям и умениям, которые они используют в своей работе. А так как объем текста невелик (1-3 страницы), очень желательно сразу рассматривать актуальность собственной темы.

Можно предложить несколько оснований, отражающих актуальность темы ВКР:

а) необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению;

б) потребность в новых данных;

в) потребность в новых методах исследования;

г) потребность психологической и педагогической практике;

и т.п.

Например. «…Практика школьного психологического консультирования нуждается в новых техниках работы с родителями гиперактивных детей, поскольку именно объединение усилий психолога, учителя и родителей позволит помочь ребенку нормально учиться в школе. В настоящее время количество таких техник ограничено, что и является основой для выбора темы исследования, связанного с подбором или разработкой новых техник работы родителей с гиперактивными детьми…».

Цель работы. Сразу после определения актуальности работы, формулируется её цель. Характеристику цели работы смотри в разделе 1.3.данного учебного пособия.

 

Объект исследования. В качестве объекта исследования определяется избранный элемент реальности, который обладает очевидными границами, относительной автономностью существования и как-то проявляет свою отделенность от окружающей его среды. Иными словами, объект исследования - это более широкое педагогическое или психологическое явление или понятие, в которое входит предмет исследования, или частью которого является предмет исследования.

Например. 1.Предмет исследования -индивидуальное консультирование как вид деятельности школьного психолога. Объект исследования – профессиональная деятельность школьного психолога. 2.Предмет исследования - социально-психологический климат педагогического коллектива. Объект исследования - социально-психологические характеристики педагогического коллектива школы.

►Обратите внимание!

В тексте работы должен быть представлен сначала объект работы (исследования), а затем – предмет работы (исследования). Главное, чтобы объект и предмет исследования обязательно были определены в работе.

Предмет исследования. Предмет исследования - это та часть психологической, педагогической или профессиональной действительности, которая изучается в данной ВКР. Текстуально, предмет исследования обычно близок к теме и цели работы. Тем не менее, в отличие от названия и цели работы, предмет работы - это описание в профессиональных терминах (психологических и педагогических) того содержания, которое рассматривается в работе данного автора. Предмет исследования - это та сфера, в которой автор ВКР пытается рассмотреть некоторые особенности и дать им характеристику.

Например. Название работы - психологическое консультирование в деятельности школьного психолога; цель работы - выявление целостного представления о роли и месте консультирования в деятельности школьного психолога. Объект исследования – профессиональная деятельность школьного психолога. Предмет исследования - индивидуальное консультирование как вид деятельности школьного психолога.

Гипотеза. Гипотеза - это предположение, которое необходимо проверить. Гипотеза ВКР - это предположение о том, что же автор работы намерен получить в результате её проведения. Гипотеза может относиться к механизмам осуществления явления, может относиться к характеристикам изучаемого явления, может относиться к самому существованию явления и взаимосвязей некоторых явлений.

Формулировка конкретной гипотезы обусловлена целью исследования. Основными требованиями к формулировке гипотез являются:

1) Гипотеза не должна быть очевидной, например, «Психологические особенности мужчин и женщин различаются».

2) Гипотеза должна быть проверяемой, например, связь тревожности и эмоциональности можно проверить, так как есть тесты для определения уровня тревожности и эмоциональности. Измеряя уровни тревожности и эмоциональности у одних и тех же людей, мы можем установить их связь, хотя бы статистически.

3) Гипотеза должна быть сформулирована предельно точно и недвусмысленно, например, «Профессиональные планы студентов-психологов отличаются от профессиональных планов студентов-экономистов неопределенностью и нереалистичностью».

Можно выделить 4 основных разновидности гипотез:

1.Гипотезы о существовании феноменов или явлений.

Например. «В ситуации психологической практики студенты в большей степени переживают по поводу своих профессиональных умений и навыков, а не знаний».

2.Гипотезы о существовании связи (односторонней, взаимной, причинно-следственной и т.д.) между явлениями.

Например. «Между уровнем организаторских способностей и удовлетворенностью работой руководителя существует прямая, сильная связь: чем выше уровень организаторских способностей, тем выше удовлетворенность руководителя от работы».

3.Гипотезы об эффективности (полезности, значимости, необходимости и т.д.) какого-либо вида профессиональной активности.

Например. «Психокоррекционный метод М.Е.Бурно - терапия творческим самовыражением - эффективен в условиях дополнительного образования».

4.Гипотезы о различных видах изучаемого явления.

Например. «Мотивация достижения успеха в учебной деятельности учеников 10 класса определяется внешними факторами: давление родителей и учителей, статус в классе, а учеников 11 класса – внутренними: желание быть образованным, ответственность за свою жизнь».

Естественно, что мы назвали только некоторые из возможных вариантов гипотез. На самом деле, содержание конкретных гипотез очень разнообразно. Например, гипотеза может быть общей – основное предположение исследования, и частной – предположение, конкретизирующее основную гипотезу.

Например. Тема исследования - «Факторы, определяющие стиль общения подростков». Общая гипотеза - «Стиль общения подростков определяется полом и количеством детей в семье». 1-я частная гипотеза - «Мальчики демонстрируют партнерский стиль общения, а девочки – манипулятивный». 2-я частная гипотеза - «Дети, являющиеся единственными детьми в семье, в общении используют манипуляции чаще, чем дети, имеющие сестер или братьев».

Задачи работы. Задачи работы определяются исходя из цели ВКР. Обычно, задачи - это перечисление промежуточных целей работы, или отдельных этапов работы. Формулирование задач позволяет выделить те шаги, которые приводят к достижению общей поставленной цели. Задач может быть от 3-х до 6-ти.

Например. Цель работы – изучить особенности преемственности ролевых установок в семье. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Анализ понятий «роль», «установка», «ролевая установка» в психологических подходах.

2. Теоретический анализ семейных ролей, их особенностей, факторов, определяющих их реализацию.

3. Подбор диагностического материала и проведение исследования.

4. Описание особенностей преемственности ролевых установок в семье.

5. Определение возможностей использования особенностей преемственности ролевых установок в семье при проведении семейной психотерапии.

Методы работы. В данный компонент раздела «введение» входит:

- описание (в форме перечисления) методов психологии и педагогики, которые использовались для проведения работы по теме ВКР;

- краткое описание организации работы по теме ВКР (диагностическое обследование, формирующее воздействие, метод срезов, лонгитюдное изучение, эксперимент, формирующий эксперимент и т.п.), этапы работы, периоды работы;

- перечисление методик, использовавшихся для сбора данных и оказания воздействия на людей;

- перечисление основных методов обработки и анализа данных, полученных в ходе работы по теме ВКР.

Например. «Методы работы. Для реализации поставленных задач был использован комплекс научных методов, объединенных в рамках констатирующего исследования и формирующего эксперимента. (В этой фразе отражена организация работы – два этапа: первый этап – констатирующее изучение явления, второй этап – формирующий эксперимент, то есть целенаправленное воздействие по созданию явления)

Применялись такие общенаучные методы исследования, как теоретико-методологический и логический анализ, построение аналогий, сравнительный анализ, внешнее и включенное наблюдение, опрос (анкетирование, интервью и беседа), тестирование, изучение продуктов деятельности, контент-анализ, метод экспертных оценок. (Здесь перечислены методы, которые использовались в работе)

Для анализа процесса подготовки школьного психолога и усло­вий его развития автор разработал психодиагностические и коррекционно-развивающие исследовательско-обучающие комплексы.

В состав психодиагностического комплекса входили:

- ранжирование списка качеств «Идеального школьного психолога» (авторская разработка);

- ранжирование списка умений «Идеального школьного психолога» (авторская разработка);

- методика Т. Лири с заданием оценить себя, «Идеального школьного психолога» и преподавателя (для студентов);

- методика личностного (семантического) дифференциала Ч. Осгуда;

- опрос и последующий контент-анализ используемого понятийного аппарата;

- структурированная беседа о наличии опыта профессиональной психологической деятельности;

- тест 12 личностных факторов абитуриента (авторская разработка);

- тест 16 личностных факторов Р. Кеттелла;

- тест стратегий поведения в конфликте Томаса-Киллмана;

- проективная методика «неоконченные предложения» (авторская модификация для студентов);

- контент-анализ программ учебных дисциплин, разработанных преподавателями;

- дидактический анализ методов проведения занятий в процессе структурированного наблюдения.

В ходе коррекционно-формирующего эксперимента использовались: организационно-деятельностная игра (авторская разработка); методический семинар (освоение методов активного обучения и технологии создания ситуаций взаимной личностной значимости); методологический семинар (диалоговое согласование систем психологической культуры поведения и профессионализма психолога); организация выполнения совместной деятельности студентов и преподавателей - учебно-исследовательской, научно-исследовательской, практической психологической. (Здесь перечислены методики и организационные формы, с помощью которых собирались данные в работе и оказывались формирующие, развивающие воздействия)

В качестве основных методов математической обработки данных использованы: корреляционный анализ (применялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена), критериальный анализ, анализ достоверности различий для непараметрических выборок - -критерий Фишера, анализ направленности и выраженности изменений в двух разных условиях на одной и той же выборке испы­ту­емых - Т-критерий Вилкоксона. (Здесь перечислены основные методы обработки и анализа полученных в ходе работы данных)

 

Эмпирическая база работы. В качестве эмпирической базы (основы) работы определяется носитель предмета исследования. В психолого-педагогических работах в качестве эмпирической базы работы (исследования), обычно, выступают какие-либо люди или группы людей - дошкольники, школьники, подростки, молодые семьи, родители, школьные психологи, социальные педагоги и т.п. Любой человек - носитель психики и член социальных групп. Поэтому люди - это эмпирическая база психолого-педагогических работ и исследований.

■ Рекомендация студенту:

Необходимо указать конкретное число людей, которые подвергались обследованию. Для активных (тренинг, обучение, консультация и т.п.) и экспериментальных методов отдельно указывается количество людей, участвовавших в этих действиях автора работы.

Кроме этого, люди находятся в каких-либо организациях, учреждениях или живут в определенной местности – городе, селе и т.п.

■ Рекомендация студенту:

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.