Лирика- поэтический род устного художественного творчества. В народной лирике слово и мелодия неразделимы. Главное назначение лирических песен- раскрывать мироощущение народа путем непосредственного выражения чувств, мыслей, впечатлений, настроений.
Необрядовая лирика не привязана к обряду, в отличие от свадебной и т.д
У народной лирики нет авторов: это обобщенная подача чувств и эмоций. Она применима к чувствам любого человека.
Собирательством лирических песен занимались:
Киреевский, Шеин, Рыбников, Соболевский
Максимов, Якушкин, Васнецов
Классификация представляет сложность.
По форме исполнения они бывают: долгие протяжные и короткие частые. Игровые и плясовые. Но одна песня могла быть исполнена по-разному. Делили по настроению,но это слишком обобщенная классификация.
Кроме музыко-ритмического деления, можно разделять по функциям:
Лирические (исповедальные, песни для роздыха (игровые, плясовые и кадрильные), поцелуйные.
Существуют «мертвые песни», они хранятся в памяти, но как их исполнять, неизвестно.
тематическое деление по социальной принадлежности предложил Соболевский
1.Есть девичья- юношеская(любовная)
2.мужская- женская(семейно- бытовая)
3. рекрутские и солдатские
4.разбойничье
5. антикрепостнические
Колпакова предложила жанровое деление:
Песни заклинания, песни игровые, песни величальные и песни лирические.
Композиция лирических песен.
Монолог
Диалог(но чистого диалога очень мало)
Повествовательные или описательные(вводная часть, а дальше диалог или монолог)
Особенности поэтики:
Аналогия между природным миром и внутренним миром человека(для всех типов) об этом писал Веселовский- «психологический параллелизм» еще одна разновидность параллелизма- отрицательный(чужая жена- лебедушка… своя- полынь…)
Цепочки- ступенчатая композиция, Антитеза, Зачин- он задает тон, вводит в курс дела, Концовки, Анафора,
Тавтология, повторы. Значимы для смысла песни. (например невеста отказывает нескольким женихам) также повторы отдельных слов- лексические повторы. Усиливали худ. Воздействие песни.
Сравнения,
Метафоры. особо значим прием развернутой метафоры.
Гиперболы,
Эпитеты. Постоянные эпитеты. Они поэтически типизировали природу, быт, образ человека.
Логические нарушения привычны для лирических песен:
1.Временная несвязность эпизодов текста(разлучает нас неволя…. Много писем посылала….) временные показатели перепутаны.
2.пространственные нарушения(сад посреди леса)
Связь лирического текста на уровне переживаний, поэтому не очень важно.
Разные лирические субъекты дают разную оценку ситуации в лирич песне, но т.к объекты едины, они сливаются. (что чужая жена- лебедушка белая, а своя-то жена- полынь горька трава… и тут же: никто травку не сорвет, никто девицу не любит, никто замуж не берет)
Конец 20 века. Мальцев, анализируя тексты, пришел к выводу, что природа лир песен представляет собой набор поэтических формул.
Признаки формул: стереотипность, устойчивость и повторяемость. Формула- стабилизирующий фактор. Большую роль играют не внешние, а внутренние связи. Цепочное соединение относится к внешнему.
Формула- форма овнешвления СВОЕГО состояния, ибо слушателей лирической песни обычно не бывает.
Мотивы- сюжетный уровень, а формулы- композиционный(описание персонажа, время, место, атрибуты и т.д) формула- знак состояния исполнителя. (черный ворон- мужская угроза, серая кукушка- женская, один, склонившись над водой- печаль, тогда как несколько человек- уже иное состояние) важно умение говорить о своих чувствах сложным языком, поэтому формула дает эстетический простор
Некоторая тема в словесном режиме, которая может быть дана в максимально развернутом и свернутом виде. Развертка\свертка этих формул ничего не меняет.
Выйти на берег.. не действие, а психологическое состояние.
Фольклорная формула: единица текста. В плане содержания она имеет некий традиционный смысл. Она оказывается звеном, связывающим традиционную реальность и текст. Традиционная реальность- та, которую носители традиции считают достоверной. Формулы нанизывают одно состояние на другое, удерживая его.