В.Я. Пропп в своей книге «Исторические корни волшебной сказки» дает следующее определение волшебной сказке: «это тот жанр сказок, который начинается с нанесения какого-либо ущерба или вреда или желания иметь что-либо и развивается через отправку героя из дома, встречу с дарителем, который дает ему волшебное средство или помощника, при помощи которого предмет поисков находится. В дальнейшем сказка дает поединок с противником, возвращение и погоню. Часто эта композиция дает осложнение. Герой уже возвращается домой, братья сбрасывают его в пропасть. В дальнейшем он вновь прибывает, подвергается испытанию через трудные задачи и воцаряется и женится или в своем царстве или в царстве тестя. Это краткое схематическое изложение композиционного стержня, лежащего в основе очень многих и разнообразных сюжетов. Сказки, отражающие эту схему, называются волшебными. В другой своей книге - «Морфология волшебной сказки» - Пропп пишет о том, что понятие «сюжет» сложное и неопределенное. Сюжеты волшебных сказок состоят в теснейшем родстве между собой. Определить, где кончается один сюжет с его вариантами и где начинается другой очень сложно. Антти Аарне – один из основателей так называемой финской школы – составил список сюжетов сказки, вошедший в международный обиход и оказавший делу изучения сказки крупнейшую услугу: благодаря указателю Аарне возможна шифровка сказки. Сюжеты названы у Аарне типами, каждый тип занумерован. Волшебная сказка в классификации выделена в отдельный подразряд (№300-749). Но Пропп утверждает, что указатель Аарне опасен тем, что внушает неправильное представление по существу, ведь четкого деления на типы фактически не существует. Веселовский под сюжетом понимал комплекс мотивов. Мотив может приурочиваться к различным сюжетам. Для Веселовского мотив есть нечто первичное, сюжет – вторичное. Сюжет для Веселовского уже акт творчества. Отсюда вытекает необходимость изучения сказки не по сюжетам, а по мотивам. По Веселовскому мотив есть неразложимая единица, тогда как Пропп утверждает, что это неверно, мотив не одночленен, не неразложим. Такой неразложимой единицей, по мнению Проппа, является функция, т.е поступок действующего лица, определенный с точки зрения его значимости для хода действия. В сказке меняются названия и атрибуты действующих лиц, не меняются их действия – функции. Это дает возможность изучать сказку по функциям действующих лиц. Число функций, известных волшебной сказке, ограничено, Пропп выделяет 31 функцию, последовательность функций всегда одинакова. Функции образуют основные элементы сказки, те элементы, на которых строится ход действия. Наряду с этим имеются составные части, которые, хотя и не определяют развития, все же очень важны. Это: целая система осведомлений, утроения, различные виды мотивировок, т.е причины и целей персонажей, вызывающих их на те или иные поступки. На этом и строится морфология сказки по Проппу.
Парные функции:
Задача-решение
Запрет-нарушение
Бой-победа
Ассимиляция способов использования функций- влияние одних форм на другие. Если за решением задачи--- получение волш средства, то это испытание.
Двойное морфологическое значение: выход из дома- нарушение запрета и отправка
Слово «морфология» означает учение о формах. Это понятие заимствовано из естественных наук. В области народной, фольклорной сказки употребление этого термина закономерно, так как рассмотрение форм и установление закономерностей строя сказки возможно с такой же точностью, с какой возможна морфология органических образований.
Волшебная сказка знает семь типов действующих лиц: герой, т.е персонаж, ликвидирующий беду или недостачу, антагонист, даритель, снабжающий героя волшебным средством или помощником, помощник, царевна (искомый персонаж) и ее отец, отправитель, ложный герой. Вокруг этих персонажей функции логически объединяются по известным кругам, это круги действия лиц. Круг действия в точности соответствует персонажу. Один персона может охватывать несколько кругов действия или один круг действий может распределяться по нескольким персонажам.
Еще одной интересной чертой сказки является то, что каждая категория персонажей имеет свою форму появления, каждая категория особым способом включается в действие. Кроме того, у каждого персонажа есть свои атрибуты.
Сказка является, по терминологии Бахтина, «речевым жанром». Но это речевой жанр совершенно особого рода. Значительно отличаясь от спонтанной речи своей связностью, сказка в то же время выделяется и среди других речевых прозаических фольклорных жанров своей «оформленностью», установкой на канонизацию не только плана содержания, но и плана выражения. Этот канон предполагает наличие определенных отношений конвенции между слушающим и рассказывающим, потеря которых ведет к уничтожению целей, преследуемых произнесением текста. Чтобы оказаться в сказочном мире, необходимо принять правила игры, которые задаются инициальными и финальными формулами, образующими рамку сказочного текста. Сказочник – фигура медиации, посредник между сказочным и реальным миром. Цель инициальных формул – дезориентировать слушателя, психологически подготовить его к восприятию сказочной реальности. В русской фольклорной традиции сказочник обладает тройным статусом: он реальный рассказчик, создатель сказочной картины мира и герой сказки.