В основе их разграничения лежит разное отношение самого народа к сказкам как выдумке и событиям как правде.
Пропп: «сказка есть нарочитая и поэтическая фикция. Она никогда не выдается за действительность»\\ «фольклор и действительность»
Сказка-явление видовое,объединяющее несколько жанров. Русские сказки делят на следующие жанры:
О животных
Волшебные
Кумулятивные
Новеллистические или бытовые
Основной художественный признак сказок- сюжет
Пропп «русская сказка».
Народная сказка есть повествовательный фольклорный жанр. Он характеризуется своей формой бытования. Это рассказ, передаваемый из поколения в поколение только путем устной передачи. Этим она отличается от литературной, котораяпередается путем письма и чтения и не меняется. Литературная сказка может попасть в орбитуру народного обращения и передаваться из уст в уста,тогда она тоже подлежит изучению фольклориста. Сказка отличается специфической для нее поэтикой.
Сказка и миф.
Миф есть стадиально более раннее образование, чем сказка. Сказка имеет развлекательное значение, а миф-сакральное. Миф- рассказы первобытных народов, которые признаются реалиями высшего порядка, хоть и не всегда выдаются за действительность. Они обладают священным характером.С появлением в человеческом сознании и в культуре богов миф становится рассказом о божествах и полубожествах
Быль, быличка, бывальщина.
Под быличками понимаются рассказы, действующие лица которых лешие, водяные, русалки и проч. Т.е демонические существа добрые и злые. Предметом этого рассказа может быть и природа, обладающая сверхъестественными силами. Быличка- рассказ религиозного содержания, причем религия здесь языческая. Сказка- рассказ художественный, не имеющий религиозных функций.
Легенда.
Легенда имеет своим содержанием верование. Только в отличие от былички, христианское. Отличается от сказки не только набором действующих лиц, но и отношением к рассказанному. Ее цель не развлекательная, а нравоучительная. Многие из легенд имеют книжное происхождение и перекликаются с апокрифами.
Сказание, предание.
Сказания- рассказы, относящиеся к историческим местам или событиям. Исторических же сказок быть не может.
Народная книга.
Возникла как продукт городской культуры средних веков, когда печатный станок овладевает циркуляцией фольклорных жанров и преобразует их во вкусе среднего сословия.
Анекдот.
Сущность анекдота сводится к неожиданному остроумному концу краткого повествования
Анекдоты, в отличие от вышеперечисленных жанров, могут относиться к области сказки,но есть анекдоты, которые нельзя причислять к таковым.
Классификация сказок.
Афанасьев первый из русских ученых занялся классификацией сказок.первое издание сказок 1855-1864 имело хаотичный вид.во втором издании, до выхода которого он не дожил, сказки расположены систематически.
Сказки о животных
Волшебные
Былинные
Исторические сказания
Новеллистические или бытовые
Былички
Народные анекдоты
Докучные
Прибаутки
За вычетом недостатков получается стройная классификация:
Сказки о животных
Сказки о людях:
Волшебные
новеллистические
Не выделил Афанасьев кумулятивных-цепочных-сказок.
Волков 15 сюжетов. Но принципы деления разные--- хаос.
Финская школа. Сюжеты.
Более дробная систематизация была предложена финским ученым Анти Аарне.
Сюжеты в его понимании-нечто органически цельное, что можно выхватить из ряда других и изучать самостоятельно.
Сказки о животных
Собственно сказки
Анекдоты
Ввел подразряды. Но и тут одну сказку можно сразу отнести к 5 типам, что не есть правильно.
Веселовский.
Сюжет- последовательность неких единиц. Мотив- неразлагаемая единица повествования.
Но мотив не одночлененL
Бердье
Постоянные и переменные элементы сказок.
История собирания.
В древней Руси никто не записывал сказки. Сказки подвергались официальному презрению. В указе царя Алексея Михайловича 1649 строго запрещается колядовать, рассказывать сказки, загадывать загадки.
перелом в отношении к сказке только в 18 веке. Пушкин стал записывать сказки первым. Он ввел ее в лит и общ-научный обиход. Жуковский, Гоголь, Ершов.
Два направления::
Тенденция к изданию литературно обработанных сказок
Стремление к изданию подлинно народных текстов
Даль принадлежал к представителям первого направления. Он перерабатывал народные сказки и издавал их. Но он и не выдавал своих сказок за подлинно народные.
Авдеева- собирательница и издательница.
Была велика потребность в возникновении сборника, кот бы содержал подлинно русские сказки. Афанасьев «Народные русские сказки» он не позволил себе никаких переделок и обработок и включил варианты.