Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Билет 18. сказочные жанры. История собирания и изучения. Классификации



В устной прозе выделяется два раздела:

Сказочная проза

Несказочная проза

В основе их разграничения лежит разное отношение самого народа к сказкам как выдумке и событиям как правде.

Пропп: «сказка есть нарочитая и поэтическая фикция. Она никогда не выдается за действительность»\\ «фольклор и действительность»

Сказка-явление видовое,объединяющее несколько жанров. Русские сказки делят на следующие жанры:

О животных

Волшебные

Кумулятивные

Новеллистические или бытовые

Основной художественный признак сказок- сюжет

Пропп «русская сказка».

Народная сказка есть повествовательный фольклорный жанр. Он характеризуется своей формой бытования. Это рассказ, передаваемый из поколения в поколение только путем устной передачи. Этим она отличается от литературной, котораяпередается путем письма и чтения и не меняется. Литературная сказка может попасть в орбитуру народного обращения и передаваться из уст в уста,тогда она тоже подлежит изучению фольклориста. Сказка отличается специфической для нее поэтикой.

Сказка и миф.

Миф есть стадиально более раннее образование, чем сказка. Сказка имеет развлекательное значение, а миф-сакральное. Миф- рассказы первобытных народов, которые признаются реалиями высшего порядка, хоть и не всегда выдаются за действительность. Они обладают священным характером.С появлением в человеческом сознании и в культуре богов миф становится рассказом о божествах и полубожествах

Быль, быличка, бывальщина.

Под быличками понимаются рассказы, действующие лица которых лешие, водяные, русалки и проч. Т.е демонические существа добрые и злые. Предметом этого рассказа может быть и природа, обладающая сверхъестественными силами. Быличка- рассказ религиозного содержания, причем религия здесь языческая. Сказка- рассказ художественный, не имеющий религиозных функций.

Легенда.

Легенда имеет своим содержанием верование. Только в отличие от былички, христианское. Отличается от сказки не только набором действующих лиц, но и отношением к рассказанному. Ее цель не развлекательная, а нравоучительная. Многие из легенд имеют книжное происхождение и перекликаются с апокрифами.

Сказание, предание.

Сказания- рассказы, относящиеся к историческим местам или событиям. Исторических же сказок быть не может.

Народная книга.

Возникла как продукт городской культуры средних веков, когда печатный станок овладевает циркуляцией фольклорных жанров и преобразует их во вкусе среднего сословия.

Анекдот.

Сущность анекдота сводится к неожиданному остроумному концу краткого повествования

Анекдоты, в отличие от вышеперечисленных жанров, могут относиться к области сказки,но есть анекдоты, которые нельзя причислять к таковым.

Классификация сказок.

Афанасьев первый из русских ученых занялся классификацией сказок.первое издание сказок 1855-1864 имело хаотичный вид.во втором издании, до выхода которого он не дожил, сказки расположены систематически.

Сказки о животных

Волшебные

Былинные

Исторические сказания

Новеллистические или бытовые

Былички

Народные анекдоты

Докучные

Прибаутки

За вычетом недостатков получается стройная классификация:

Сказки о животных

Сказки о людях:

Волшебные

новеллистические

Не выделил Афанасьев кумулятивных-цепочных-сказок.

Волков 15 сюжетов. Но принципы деления разные--- хаос.

Финская школа. Сюжеты.

Более дробная систематизация была предложена финским ученым Анти Аарне.

Сюжеты в его понимании-нечто органически цельное, что можно выхватить из ряда других и изучать самостоятельно.

Сказки о животных

Собственно сказки

Анекдоты

Ввел подразряды. Но и тут одну сказку можно сразу отнести к 5 типам, что не есть правильно.

Веселовский.

Сюжет- последовательность неких единиц. Мотив- неразлагаемая единица повествования.

Но мотив не одночлененL

Бердье

Постоянные и переменные элементы сказок.

История собирания.

В древней Руси никто не записывал сказки. Сказки подвергались официальному презрению. В указе царя Алексея Михайловича 1649 строго запрещается колядовать, рассказывать сказки, загадывать загадки.

перелом в отношении к сказке только в 18 веке. Пушкин стал записывать сказки первым. Он ввел ее в лит и общ-научный обиход. Жуковский, Гоголь, Ершов.

Два направления::

Тенденция к изданию литературно обработанных сказок

Стремление к изданию подлинно народных текстов

Даль принадлежал к представителям первого направления. Он перерабатывал народные сказки и издавал их. Но он и не выдавал своих сказок за подлинно народные.

Авдеева- собирательница и издательница.

Была велика потребность в возникновении сборника, кот бы содержал подлинно русские сказки. Афанасьев «Народные русские сказки» он не позволил себе никаких переделок и обработок и включил варианты.

Худяков, Прыжов, Садовников, Ончуков, Никифоров.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.